Пересадка за 60 млрд рублей. Ленобласть попала в сеть "Мегалайна"

Компания «Мегалайн», связанная с близким к Кремлю петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, планирует вложить 60 млрд рублей в строительство сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на границе города и области. На создание подобных проектов в регионе претендовали несколько инвесторов, но дальше обсуждений дело не пошло.

Компания «Мегалайн», связанная с близким к Кремлю петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, планирует вложить 60 млрд рублей в строительство сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на границе города и области. На создание подобных проектов в регионе претендовали несколько инвесторов, но дальше обсуждений дело не пошло.

О планах строительства сети ТПУ на территории Ленобласти стало известно вчера на Петербургском международном экономическом форуме. Инвестиции в проект составят 60 млрд рублей, привлекать бюджетные средства не планируется, подчеркнул генеральный директор компании «Мегалайн» Геннадий Корупятник. «Это будет аналог московских скоростных диаметров — фактически наземного метро, где будет тактовое движение поездов с интервалом в 5 минут. В концепцию ТПУ впишутся и метро, и железная дорога, трамвайные, троллейбусные и автобусные линии, объекты соцкультбыта и прочих сервисов», — сказал он. Совокупно в рамках развития ТПУ и прилегающих к ним территорий будет создано около 1,5 тыс. рабочих мест, что позволит снизить маятниковую миграцию и нагрузку на улично-дорожную сеть Ленобласти и Петербурга, продолжает Геннадий Корупятник.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

«Мегалайн» — крупная генподрядная компания, которая занимается проектами по строительству жилых, промышленных и социальных объектов. Выручка «Мегалайна» в 2021 году составила 4,5 млрд рублей, чистая прибыль — 319 млн рублей.

Как сообщал «Новый проспект», «Мегалайн» связан с Евгением Пригожиным. Петербургский предприниматель считается собственником так называемой фабрики троллей, созданной в Петербурге для создания провластных комментариев и постов в соцсетях. Также он включен США в санкционный список «ближнего круга президента Путина».

Первый ТПУ «Мегалайна» появится в Кудрово. Приоритетным населенным пунктом для размещения таких объектов в Ленобласти также является Мурино, добавил Геннадий Корупятник. Стоимость создания каждого узла составляет от 1,8 млрд до 6 млрд рублей. При этом конкретных сроков реализации, пропускную способность и другие параметры проекта инвестор не назвал. В официальном сообщении «Мегалайна» говорится, что сроки ввода будут зависеть от сроков строительства метро, с которым пока не всё обстоит гладко.

Подземку в Кудрово власти обещали провести еще в 2018 году, но дата ввода постоянно переносилась. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга оценивали затраты на строительство метро до Кудрово с электродепо «Правобережное» в 57 млрд рублей. Основная причина сдвига сроков — отсутствие софинансирования из федерального бюджета. Новой датой ввода метро в Кудрово называют 2029 год.

Инвестор строительства ТПУ «Девяткино» менялся уже несколько раз. В 2014 году проект привлек внимание ОАО «Стройтрансгаз», затем Первой транспортной корпорации из Челябинска и сервиса «Яндекс.Автобусы», потом «Гатчинапассажиравтотранса», а также компании Steit.

Конфликт со Смольным

Интересно, что подобное соглашение компания «Мегалайн» подписала на прошлом ПМЭФ с Петербургом. Проект включал строительство сети из 61 транспортно-пересадочного узла. Общий объем инвестиций в создание сети ТПУ оценивался в 186 млрд рублей. В 2023 году инвестор собирался приступить к строительству ТПУ «Старая Деревня», «Гражданский проспект», «Проспект Большевиков» и «Улица Дыбенко». Завершить работы планировалось к 2026 году, однако они так не начались.

Иллюстрация: ООО «Мегалайн»

В отличие от Смольного, правительство Ленобласти проявило инициативу для скорейшего заключения инвестиционного соглашения, пояснил Геннадий Корупятник. «Мы в рамках Санкт-Петербурга подобного отношения за год вообще не встретили. Скорее была деструктивная позиция вплоть до того, что мы получили массу негатива на страницах некоторых изданий», — объяснил он. Официальная информация о расторжении соглашения по проекту сети ТПУ Санкт-Петербурга «Мегалайну» не поступала, уточнил Геннадий Корупятник.

«Мегалайн» планировал реализовать в Петербурге и другие проекты. Например, создать рекреационный и IT-кластеры, а также производственную инфраструктуру для малого и среднего бизнеса в промзоне «Горская» стоимостью 60 млрд рублей. Соглашение об этом проекте также было подписано на прошлогоднем ПМЭФ, но, как стало известно вчера, Смольный отказался от сотрудничества с компанией по этому проекту в пользу создания в этой локации туристического кластера.

Спорная земля

«Если оценивать важность и сроки строительства новых ТПУ на окраинах Петербурга, то в приоритете создание ТПУ в Кудрово», — говорит Антон Банин, советник председателя Санкт-Петербургского отделения «Деловой России». «Мне кажется, в этом случае нет смысла строить ТПУ в районе станции метро «Дыбенко», поскольку он будет расположен слишком близко к Кудрово; фактически нет необходимости в создании ТПУ на «Старой Деревне». В первую очередь (после Кудрово) стоит сконцентрироваться на строительстве ТПУ около метро «Девяткино»: новый объект сможет разгрузить это направление, а за счет большого пассажиропотока инвестиции точно отобьются», — говорит он.

Эксперт по развитию городской среды Александр Карпов считает, что успех реализации проекта в Кудрово зависит от того, как будут урегулированы земельные вопросы. «Этот проект до сих пор не реализован из-за неумения властей и собственников земли договориться о механизмах ее использования. Всем сторонам не хватает компетенций, чтобы довести переговоры до конца», — комментирует он. Есть ощущение, что проект в Кудрово снова может не сложиться, поскольку территория под транспорт в этом районе формируется, скорее всего, по остаточному принципу, на участках, которые уже не нужны девелоперам для строительства жилья, опасается Александр Карпов.


Актуально сегодня