Переплелись арматурой. Производители судового оборудования объединили усилия
У производителя судового оборудования ООО «Тритмэнт» из Ленобласти изменился состав совладельцев. Небольшой пакет его акций приобрели структуры, связанные с другим производителем судовой арматуры — ООО «Мезон ФТ Рус». Эти изменения позволят компаниям развивать кооперацию, предполагают участники рынка.
У производителей судовой арматуры ООО «Тритмэнт» и ООО «Мезон ФТ Рус» появился общий совладелец. По данным СПАРК, ранее учредителями ООО «Тритмэнт» были Константин Шумилин и Илья Путин (их доли за последние несколько лет менялись). Сейчас у Константина Шумилина 73,5%, у Ильи Путина — 21,5% долей. В июне новым совладельцем доли в 5% стал Игорь Гудков, который, по данным СПАРК, выступает соучредителем ООО «Мезон ФТ Рус».
Эта компания производит и поставляет трубопроводную арматуру для судостроительной отрасли, проектов освоения шельфовых месторождений и промышленных предприятий.
«Мезон ФТ Рус» локализовала производство запорной арматуры в 2019 году в рамках программы импортозамещения, отмечается на сайте компании. Выручка ООО «Мезон ФТ Рус» за прошлый год составила 1,7 млрд рублей, прибыль — 240 млн рублей. Данные об этом приводит проверки контрагентов Rusprofile.ru.
Компания «Тритмэнт» производит судовое оборудование и трубопроводную арматуру, палубные механизмы, электрооборудование для судостроительных и судоремонтных заводов. Производство размещено в Шлиссельбурге, а административный центр — в Выборге. Здесь же у компании в прошлом году был открыт литейный цех.
«Тритмэнт» поставляет продукцию Выборгскому судостроительному заводу, предприятию «Севмаш», СФ «Алмаз», судостроительному заводу «Вымпел» и другим верфям, отмечается на сайте компании.
Выручка ООО «Тритмэнт», согласно Rusprofile.ru, за прошлый год составила 391 млн рублей, чистая прибыль — 61 млн рублей, стоимость чистых активов — 682 млн рублей.
В компании «Тритмэнт» изменение структуры собственников комментировать не стали. Эксперты считают, что появление общего совладельца может говорить о том, что «Мезон» и «Тритмэнт» могут объединить усилия для продвижения и реализации продукции, разрабатывать совместные проекты, тем более что перспективы для развития и увеличения объемов производства сейчас есть.
Это был тяжелый год…
Рынок трубопроводной арматуры демонстрирует умеренный рост. В том числе рынок судовой арматуры, которая изготавливается для работы в специфических условиях эксплуатации и с учетом повышенных требований. Ранее инвестиционно-аналитическое агентств «ПКР» прогнозировало, что к 2021 году объем рынка арматуры достигнет 119 млрд рублей.
Крупнейшие производители — арматурный Завод «Гусар», Благовещенский арматурный завод, Пензатяжпромарматура, Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры.
Прошлый год был сложным для всех. «В связи с мировой ситуацией и сменой приоритетов, многие решения, принятые руководством ранее, пришлось менять на ходу», — рассказали в пресс-службе завода «Армалит». И добавили, что предприяие не достигло в полной мере всех целей, которые были у него в планах на 2022 год.
«Тем не менее товарный выпуск за прошлый год вырос, так как заводу удалось справиться с большинством возникших проблем», — добавили в «Армалите».
В текущем году «Армалит» продолжает перевооружение производства, пополняет станочный парк, и в 2023 и 2024 году объемы производства будут расти, заверили в пресс-службе «Армалита». Совокупный объем исполненных, находящихся в стадии проработки, а также предполагаемых к контрактации заказов составляет порядка 20 млрд рублей до 2024 года включительно, отметили на заводе.
Ниша освободилась
Отраслевые аналитики заметных предпосылок для развития рынка не видят. «Я пока не вижу повода для заметного роста рынка судового комплектующего оборудования. Поскольку удлинились сроки строительства рыболовных судов, которые занимают заметную долю рынка судостроения», — отмечает глава Отраслевой судостроительной ассоциации Сергей Коновалов.
Он напомнил, что темпы строительства снизились из-за того, что иностранные поставщики оборудования (двигателей, рыбоперебатывающих фабрик) отказались сотрудничать с Россией.
При этом, по его словам, сейчас с учетом развития импортозамещения, российские производители комплектующих, которые работали на рынке и до кризиса, смогут при правильном подходе нарастить объемы продаж.
Одну зависимость поменяли на другую
Но есть ряд проблем, которые сдерживают развитие сектора. «На рынке судового комплектующего оборудования сохраняется серьезная зависимость от иностранных поставщиков. Причем, по сути, зависимость от поставщиков из западных стран постепенно сменяется зависимостью от поставщиков из Азии и параллельного импорта», — говорит Виталий Чернов, руководитель отдела аналитики ИАА «Портньюс».
Что касается импортозамещения, то в сегменте судового оборудования оно будет не слишком быстрым из-за объективных факторов. «Чтобы продукция российских компаний стала конкурентоспособной, необходимо производить ее в больших объемах, как, например, это делают производители из Китая и Кореи. Кроме того, для развития импортозамещения нужны технологии, которых в России зачастую нет», — говорит Виталий Чернов.
Другая серьезная проблема — нехватка квалифицированных кадров, которую быстро преодолеть вряд ли возможно. «Такие кадры нужно готовить», — напоминает Виталий Чернов.
«Что касается перспектив импортозамещения, то нарастить объемы производства получится, скорее всего, в сегментах простого металлоемкого оборудования, в том числе в сегменте арматуры», — заключил Сергей Коновалов.