«Пелла» в судебных тисках. Верфь банкротит крымский завод «Море»
Новый проспект
Статьи

«Пелла» в судебных тисках. Верфь банкротит крымский завод «Море»

Прочитано: 3678

Катер проекта 03160 «Раптор», произведенный на «Пелле». Фото: pellaship.ru

Судостроительный завод «Море» намерен обанкротить областное ООО «Интро-Пелла». Подан иск о несостоятельности, который связан с давним спором между предприятиями. «Море» требует от «Пеллы» вернуть около 150 млн рублей за выполненные работы. Эксперты сомневаются, что этот спор приведет к банкротству «Пеллы», но финансовые сложности у компании возникнут.


АО «Судостроительный завод «Море» подал банкротный иск к ООО «Интро-Пелла», входящему в судостроительную ГК «Пелла» из Ленобласти. Сумма требований в иске не указана. Участники рынка говорят, что речь идет о задолженности за выполненную работу в размере 150 млн рублей.

Как пояснили «Новому проспекту» на областном предприятии, «Пелла» не может погасить задолженность полностью из-за того, что Минобороны пока не перечислило заводу средства за строительство опытного судна «Ладога» (около 2 млрд рублей), сданного еще в 2018 году. В ОСК, в которую из «Ростеха» переходит «Море», ситуацию не прокомментировали.


С момента как «Крым наш»

У «Пеллы» и завода «Море», расположенного в Феодосии, давняя история сотрудничества. Она тянется с 2014 года. Семь лет назад областное предприятие курировало работу тогда простаивающего «Моря»: вложило в крымский завод 850 млн рублей, отдав ему часть подрядов. Также на «Море» «Пелла» отправила 250 своих специалистов. Обсуждалась возможность передачи части активов «Моря» в собственность «Пеллы», но в итоге крымское предприятие отошло «Ростеху», а сейчас переходит в собственность ОСК.

До конца прошлого года «Пелла» арендовала у «Моря» часть производственных площадей, где строила три малых ракетных корабля проекта 22800 «Каракурт». Как сообщалось ранее, эти работы выполняются в кооперации с «Морем». За 2020 год завод «Море», по данным СПАРК, получил выручку в 891 млн рублей и убыток в 55 млн рублей.

С 2019 года завод «Море» стал требовать от «Интро-Пеллы» (занимается строительством корпусов судов и монтажом оборудования) средства за проделанные работы, то есть за выполнение подряда по строительству «Каракурта». В частности, в рамках одного иска крымский завод требовал от структуры «Пеллы» более 200 млн рублей. В апреле этого года половина долга была погашена в рамках мирового соглашения.

В другом иске «Море» требует от «Интро-Пеллы» еще почти 50 млн рублей, также за выполненные работы. «В итоге общая сумма долга структур «Пеллы» перед заводом «Море» составляет 150 млн рублей», — комментирует руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal Сергей Бакешин.

Другие юристы напоминают, что возбуждение дела о банкротстве — действенный способ возвращения долгов.

«У кредитора есть два основных пути: возбуждение дела о банкротстве или инициирование исполнительного производства. Учитывая не особенно быструю работу службы судебных приставов, в большинстве случаев банкротство оказывается эффективнее», — комментирует Александра Улезко, руководитель группы по банкротству адвокатского бюро «Качкин и Партнeры».

По ее словам, заявление о признании должника банкротом наносит его бизнесу репутационный урон. Возникает также возможность оспаривания сделок и привлечения контролирующих бизнес лиц к субсидиарной ответственности. «Даже если долг будет выплачен и дело о банкротстве далеко не зайдет, контрагенты ответчика могут начать нервничать и задавать вопросы. Это чревато для бизнеса», — добавляет она.

Эксперты говорят, что 150 млн рублей — довольно крупная сумма для судостроительного завода. «Такой долг вполне может привести к его банкротству. Впрочем, не думаю, что до этого дойдет, поскольку «Пелла» относится к стратегически важным предприятиям», — говорит источник в отрасли.

«Но если вспомнить, что недавно завод «Арсенал» подал заявление о банкротстве головной компании «Пелла», можно говорить о тяжелом финансовом положении всей группы. А поскольку в отношении обеих компаний поданы заявления о банкротстве, они не смогут финансово поддержать друг друга», — говорит Сергей Бакешин.

Правда, по его словам, «Арсенал» нарушил правила публикации уведомления о намерении подать заявление о банкротстве, поэтому суд может его вернуть.

По словам Александры Улезко, если будут возбуждены оба дела о банкротстве и введены процедуры, прямого влияния одного дела на другое не будет, так как банкротства группы компаний в России пока нет. «Но могут быть пересечения по каким-то сделкам. Кроме того, в одном деле могут обнаруживаться значимые для другого дела фактические обстоятельства, достаточные для привлечения к субсидиарной ответственности», — заключила она.


Системные сложности

Эксперты отмечают, что у «Пеллы» может быть сложное финансовое положение в связи с системными проблемами в судостроительной отрасли. «Как известно, все судостроительные предприятия сильно закредитованы, поэтому регулярно возникают ситуации, когда заказов у того или иного завода много, а средства для их выполнения поступают нерегулярно или с опозданием. Происходят кассовые разрывы, из-за которых верфи не могут вовремя расплатиться с подрядчиками», — комментирует гендиректор Выборгского судостроительного завода (ВСЗ) Александр Соловьев.

«Проблема «Пеллы» может быть в том, что компания набрала слишком много заказов на строительство судов (рыболовецкие суда, ледокол мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7). Объемы большие, финансовых ресурсов на выполнение не хватает, рентабельность производства низкая», — говорит другой собеседник «НП» в отрасли.


Госпомощь и убытки

Некоторым верфям, входящим в госструктуры и получающим помощь от государства, может быть несколько проще, чем частным судостроителям, к которым относится «Пелла».

Например, ВСЗ удалось частично поправить свое финансовое положение за счет поддержки головной компании: недавно ОСК докапитализировала завод на 1,3 млрд рублей, а также предоставила заем еще на 2 млрд рублей.

«Кроме того, нам удалось рефинансировать ряд кредитов. Дополнительная поддержка поступила в виде участия в гособоронзаказе», — рассказывает Александр Соловьев.

Тем не менее за минувший год ВСЗ увеличил убыток на 15%, до 2 млрд рублей, а выручка предприятия сократилась на 10%, до 4,6 млрд рублей.

Некоторые верфи Северо-Запада, входящие в ОСК, тоже не могут похвастаться хорошими финансовыми результатами за прошлый год. Так, Балтийский завод увеличил убыток на 22%, до 7,9 млрд рублей по сравнению с 2019 годом, а выручка предприятия сократилась на 8%, до 18,9 млрд. Однако та же Северная верфь, которая ранее несколько лет подряд показывала убытки, закончила год с прибылью в 173,3 млн рублей, но выручка предприятия при этом сократилась на 28% до 14,9 млрд рублей. А оборот Средне-Невского судостроительного завода увеличился с 10 млрд до 11 млрд рублей в 2020 году. При этом чистая прибыль компании сократилась с 952 млн рублей в 2019-м до 189 млн рублей в 2020 году. Лучшие результаты оказались у Адмиралтейских верфей: выручка превысила 39 млрд рублей в 2020 году (против 35 млрд годом ранее), а чистая прибыль выросла почти в 2 раза, до 3,5 млрд рублей.

По данным исследования Infoline «Судостроительная промышленность России», в прошлом году количество переданных заказчикам крупных и средних судов и кораблей в гражданском судостроении сократилось (было передано 73 судна против 77 в 2019 году). А в военном секторе был рост (35 кораблей против 25 в 2012 году). По итогам 2020 года совокупная стоимость сданных гражданских и военных объектов составила 214 млрд рублей.


справка нового проспекта

ГК «Пелла» производит буксиры, рыболовецкие суда, а также малые боевые корабли «Каракурт». Помимо двух производственных площадок в Ленобласти у «Пеллы» действует завод Pella Sietas в Гамбурге, где строятся инновационные суда специального назначения и плавучие транспортные средства.

Выручка ООО «Интро-Пелла», входящего в группу компаний, согласно СПАРК, за прошлый год составила 2 млрд рублей, прибыль — 118 млн рублей. Однако выручка головного предприятия, ОАО «Пелла», снизилась с 13 млрд до 10 млрд рублей в 2020 году. Убыток составил 1,1 млрд рублей против 29 млн рублей прибыли в 2019 году.

По данным Центра раскрытия корпоративной информации, основной акционер компании с долей в 79% — это ее гендиректор Герберт Цатуров.

В марте этого года на заводе компании в Отрадном произошло ЧП — на бок завалился рыболовный траулер «Скорпион» с рабочими на борту. Несколько человек погибли, возбуждено уголовное дело.


судостроение банкротство суд
Другие статьи автора Читайте также по теме
Марина Рыжкова, партнер, руководитель трудовой практики компании Nextons, объясняет, почему работодателям теперь приходится доказывать в суде, что сотрудник уволился сам, а не оказался за бортом по воле нанимателя.
Партнер бывшего совладельца банка «Россия» и автор письма о «дворце Путина» Сергей Колесников решил продать свою долю в компании «Эверест», которая владеет офисным зданием в Петербурге. Сделке пытается помешать его партнерша по бизнесу.
Как выяснилось, католическая церковь в России может совершать сделки только с согласия папы римского. Нормы канонического права при рассмотрении обычного хозяйственного спора, предметом которого стал храм на Лубянке, применил арбитражный суд.

Опрос: работать в условиях военных действий готовы 54% российских врачей
01.02.2023
Петербуржцы через "Госуслуги" могут вернуть деньги за путевки в детские лагеря
01.02.2023
Доля свободных площадей в районных торговых центрах Петербурга снизилась до 8,9%
01.02.2023
HeadHunter: зарплаты российских айтишников стали снижаться
01.02.2023
Пригожин предложил запретить чиновникам и депутатам отдых за границей и показную роскошь
01.02.2023
Путин дал поручения по восстановлению Белгородской области после обстрелов
01.02.2023
За год население России уменьшилось на 0,55 млн человек. Но в Петербурге народу стало больше
01.02.2023
17 лошадей, которые остались без работы после новогоднего инцидента на Дворцовой площади, могут отправить на бойню
01.02.2023
С начала года капиталы богатейших бизнесменов России совокупно выросли на $16,1 млрд
01.02.2023
На Донбассе погиб глава Федерации карате-киокушин России Сергей Увицкий
01.02.2023
Четыре из пяти сделок по покупке жилья в Петербурге в 2022 году заключали с ипотекой
01.02.2023
Марина Шишкина отказалась поддержать союз "Справедливой России" и Пригожина. Она покидает пост главы партии в Петербурге
01.02.2023
Десять российских гостиниц сети Wenaas выкупит АФК "Система". В их числе отель на Невском проспекте в Петербурге
01.02.2023
У Дмитрия Медведева в "Единой России" появился новый помощник - Юрий Аверьянов из Совбеза
01.02.2023
Суд отменил решение о заочном аресте совладельца ХК "Адамант" Бориса Берсона
01.02.2023
Сотрудники администрации Ленобласти будут добровольно отчислять более 1 млн рублей в месяц в фонд поддержки СВО
01.02.2023
Алеку Болдуину предъявили обвинение в непредумышленном убийстве на съемках фильма "Ржавчина"
01.02.2023
В Петербурге планируют запретить продажу зажигалок детям
01.02.2023
В России выросли социальные выплаты
01.02.2023
В США признали наличие биолабораторий на Украине
01.02.2023
К Земле приближается комета, открытая в марте прошлого года
01.02.2023
Суд заочно приговорил Александра Невзорова* к 8 годам колонии
01.02.2023
"Аэрофлот" и Ространснадзор изменят правила провоза ручной клади и багажа
01.02.2023
Петербуржцы смогут бесплатно посетить особняк Трубецких-Нарышкиных с 9 по 12 февраля
01.02.2023
В Центробанке назвали риски для экономики России в 2023 году
01.02.2023
В Петербурге появится сквер Расула Гамзатова
31.01.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки