«Пелла» тонет в убытках
Фото: pellaship.ru
Убыток судостроительного завода «Пелла» за прошлый год превысил 3 млрд рублей, что почти вдвое больше выручки предприятия. Компания пока не может разобраться со своими проблемами, констатируют участники рынка.
По данным годового бухгалтерского отчета АО «Пелла», чистый убыток компании за 2023 год составил 3,4 млрд рублей. Объем выручки не раскрывается. Однако при редактировании документа видно, что выручка за прошлый год составила 1,7 млрд рублей.
Доходы уменьшились в связи с тем, что у предприятия снизилось количество заказов, по которым начисляется выручка в виде условного дохода, поясняют составители отчета.
Общее превышение расходов над доходами компании в 2023 году возникло в результате начисленных по решению суда штрафов, а также санкций в размере 599 млн рублей, начисленных процентов по кредитным линиям объемом 754,8 млн рублей и создания резерва сомнительных долгов в размере 2,5 млрд рублей. «Сомнительные долги» — это аванс на строительство ледоколов, выплаченный по контракту фирме Pella Sietas, дочерней структуре «Пеллы» в Германии. С высокой степенью вероятности эти работы выполнены не будут, а возврат аванса не обеспечен соответствующими гарантиями, поскольку в суде Гамбурга рассматривается вопрос о банкротстве Pella Sietas, говорится в отчете.
Кредиторская задолженность «Пеллы» перед поставщиками и подрядчиками составляет 3,8 млрд рублей. При этом краткосрочные обязательства (срок погашения которых не более 12 месяцев) на 9,4 млрд рублей превысили оборотные активы компании (имущество, которое сейчас используется в производственном процессе и принесет доход в течение 12 месяцев). Это подсчитал аудитор ООО «Аудит-Транс».
В предыдущие годы финансовое положение АО «Пелла» всё же было лучше: по данным бухгалтерской отчетности за 2021 год, выручка компании составляла 7,8 млрд рублей, чистый убыток — 2,5 млрд рублей.
ГК «Пелла» производит буксиры, а также малые боевые корабли «Каракурт». Предприятие контролирует гендиректор Герберт Цатуров. По данным самой компании, на 30 сентября 2021 года у Цатурова было 61,6% акций «Пеллы». Более поздних данных нет.
В лучшем случае работа «в ноль»
Эксперты говорят, что машиностроительные предприятия, выпускающие металлоемкую и высокотехнологичную продукцию с длительным циклом производства в рамках госконтрактов, довольно часто сталкиваются с ситуацией, когда фактически понесенные затраты превышают начальную цену контракта.
«Контракт заключается по одной цене, но пока идут работы, себестоимость естественным образом вырастает из-за удорожания сырья и комплектующих. Госзаказчик же индексирует цену на коэффициент дефлятора, который привязан к коэффициенту инфляции, но зачастую реального положения дел не отражает. Предприятию согласовать реальный размер затрат и добиться адекватного пересмотра цены госконтракта практически невозможно: военные представительства опираются исключительно на коэффициент дефлятора, игнорируя фактически понесенные и подтверждаемые документально расходы», — рассказывал владелец ВПХ «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко в интервью «Новому проспекту». По его словам, пзиция приемки проста: да, затраты видим, бумаги есть, но правильно ли вы их понесли, может, можно было этого как-то избежать? «В итоге предприятие в лучшем случае работает с минимальной маржой, но очень часто — либо «в ноль», либо вообще себе в убыток», — пояснял Михаил Даниленко.
«Дела у «Пеллы», к сожалению, идут своим чередом», — говорит представитель отрасли. По его данным, завод сейчас строит два военных корабля и два буксира. «Дело не в системных неполадках в сфере гособоронзаказа. Просто у компании явно продолжаются проблемы с конкретным заказом», — добавляет он.
Начальник отдела торговых операций ПТЦ Дмитрий Марков называет будущее «Пеллы» при таких финансовых показателях достаточно неопределенным. «Очевидно, что предприятию нужно активно набирать новые заказы. Другой теоретический вариант — продажа бизнеса государству», — полагает он.
А помнишь, как всё начиналось
«Пелла» заключила контракт на строительство семи малых ракетных кораблей «Каракурт» с Минобороны в 2015 году. Завод уже передал заказчику три корабля. Четвертый планируется сдать в течение 2024 года, сообщало ИА «Регнум».
Серию «Каракуртов» также строят Зеленодольский завод им. Горького и Амурский судостроительный завод. В прошлом году стало известно, что «Пелла» через суд пытается сдвинуть сроки передачи оставшихся в контракте кораблей.
В 2021 году на заводе случилось ЧП: на «Пелле» на бок завалился рыболовный траулер «Скорпион» с рабочими на борту. Несколько человек погибли, было возбуждено уголовное дело. Позже «Пелла» продала свой завод, где строились рыболовецкие суда, холдингу «Норебо».
Отрасль на подъеме?
В целом дела в российском судостроении идут не слишком хорошо, однако далеко не все верфи находятся в таком сложном положении, как «Пелла». Например, убыток ПАО «Северная верфь» за прошлый год составил 3,5 млрд рублей, однако выручка компании достигла 31 млрд рублей.
У Выборгского судостроительного завода в прошлом году выручка была 12,1 млрд рублей, убыток — 680 млн рублей.
Но руководство страны говорит о поддержке судостроения и об оживлении в отрасли. «Судостроительная отрасль России сегодня находится на подъеме и выходит на ритмичное серийное производство боевых кораблей разных классов», — заявлял президент России Владимир Путин.
А бывший замглавы Минпромторга Виктор Евтухов в рамках ПМЭФ-2024 говорил, что планы построить крупнотоннажную гражданскую верфь на Северо-Западе сохраняются.