"Пелла" отбилась от полумиллиардного иска за красивый пейзаж
Газотурбоход на подводных крыльях «Циклон». Фото ФСК «Море», размещенное в журнале Classic Ferries за январь 2001 года
Неудачная попытка построить на крымском заводе малые ракетные корабли «Каракурт» чуть не обошлась самой крупной на Северо-Западе частной верфи в круглую сумму. Но суд решил, что в ответе судостроитель из Феодосии.
В такое трудно поверить, но расположенный в Феодосии судостроительный завод «Море» умудрился потерять целое судно — газотурбоход на подводных крыльях «Циклон». Это случилось после того, как ленинградская «Пелла» затеяла там ремонт, чтобы приспособить завод для производства ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». «Каракурты» не пошли, «Циклон» исчез, его владелец потребовал 423 млн рублей, но арбитраж решил, что газотурбоход 1987 года выпуска столько не стоит, а «Пелла», в общем-то, ни при чем. Решение вступило в силу 29 августа.
Газотурбоход на подводных крыльях «Циклон» был спущен на воду в 1987 году — это единственный экземпляр проекта 12352 в Советском Союзе. Судно длиной 44 метра и водоизмещением 137 тонн разгонялось до 80 км/ч и принимало на борт 250 пассажиров. Некоторое время теплоход возил туристов по маршруту Ялта — Одесса, потом работал на локальных линиях от Ялты, а позже перешел на линию Таллинн — Хельсинки. С 1998 до 2004 года «Циклон» ходил между греческими островами в Эгейском море. В 2005-м судно доставили в ремзону ФГУП «Судостроительный завод «Море» для ремонта.
Пропал без следа
Вряд ли заслуженный советский круизный теплоходик попал бы в медийное пространство, если бы этому косвенно не поспособствовало присоединение Крыма к России. На «Море» тогда затеяли ремонт, чтобы начать строить там малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт». Кораблестроителем по контракту с Минобороны выступало АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», арендовавшее для этого площади на заводе в Феодосии. Из материалов судебного спора видно, что ремонтные работы проводились на той самой территории завода, где ремонтировался «Циклон», и было это в 2016 году.
Странная, надо сказать, история: в том же судебном решении написано, что «Циклон» ремонтировался на «Море» с 2004 года. То есть к моменту, когда этому процессу помешал затеянный «Пеллой» ремонт, прошло 12 лет. За такой срок можно построить целую флотилию, а «Море» оказалось не в состоянии починить сравнительно небольшой круизный теплоходик. Попытка приспособить феодосийский завод под производство «Каракуртов» тоже привела к фиаско: их строительство вернулось в Ленинградскую область. А «Циклон» исчез.
Во вступившем в законную силу 29 августа решении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области называется документ, зафиксировавший пропажу — акт осмотра, датированный сентябрем 2018 года. С момента начала ремонта «Циклона» прошло 14 лет, в течение которых украинский завод «Море» стал российским и поменял форму собственности с государственного унитарного предприятия на акционерное общество. Что именно случилось с газотурбоходом, из опубликованных порталом «Электронное правосудие» документов непонятно: судно утонуло, похищено пиратами или что-то другое. Генеральный директор «Моря» Олег Флусов разговаривать с автором статьи на эту тему отказался.
Чтобы глаза не мозолил…
3 года спустя после фиксации пропажи, в 2021-м, владелец «Циклона» обратился в суд. «АПМК Девелопмент» потребовал от «Моря» и неудачно ремонтировавшей его «Пеллы» $ 5,8 млн со ссылкой на экспертное заключение о цене судна на май 2016-го. В пересчете на курс доллара на момент обращения в суд получилось 422,8 млн рублей. Реакция суда: «Да вы что?!» (Юридически-корректными фразами, естественно.) Суд сослался на договор, в соответствии с которым сама компания «АПМК Девелопмент» приобрела «Циклон» в 2011 году за 15 млн — почти в 30 раз дешевле.
«Объективными и достоверными доказательствами, подтверждающими стоимость судна следует признать договор купли-продажи от 20.07.2011 года, согласно которому цена судна определена в 15 млн рублей», — написано в мотивировочной части судебного решения. Причинно-следственную связь между неудачной попыткой приспособить «Море» под строительство «Каракуртов» и исчезновением «Циклона» суд не нашел. Так что расплачиваться за газотурбоход придется одному «Морю» по цене двухкомнатной квартиры в Петербурге.
По словам владельца «АПМК Девелопмент» Эдуарда Старостина, «Циклон» разломали экскаваторами и выбросили в металлолом перед приездом на завод высокопоставленных чиновников в связи с планами начать строить там ракетоносцы.
«Мы довольно поздно обратились в суд, потому что долго собирали документы, связанные с исчезновением теплохода. Пришлось жаловаться в полицию, там было даже возбуждено уголовное дело. В материалах этого дела есть видеозапись разрушения «Циклона». Его срочно ломали, чтобы вид советского ненужного заводу судна не портил пейзаж чиновникам, которые приезжали осматривать площадку для строительства «Каракуртов». Безусловно, я недоволен решением суда и буду добиваться справедливости в вышестоящих инстанциях. Есть экспертная оценка стоимости теплохода, которую суд почему-то вообще не принял во внимание», — говорит бизнесмен.
«Циклон» в Финском заливе, Этелясатама (Южная Гавань), Финляндия, 1991 год. Фото: Леонид Илюшин
«Убрали, как мусор…»
Владелец производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (одно из основных направлений — судостроение) Михаил Даниленко полагает, что «Морю» придется раскошелиться, причем сумма, которую взыщет суд за «Циклон», может вырасти.
«Лично я слышал, что в 2017 году «Циклон» попросту порезали на металл, а на его месте заложили и начали строить ракетоносец проекта 22800 с одноименным названием — он впервые принял участие в СВО неделю назад. Собственник «Пеллы» Герберт Цатуров всегда поддерживал порядок и чистоту на своих производственных площадках, он любит, чтобы всё было четко, и ничего лишнего. Полагаю, с круизным теплоходом чуть перестарались, когда наводили порядок. Суды еще будут, и сумма, думаю, подрастет до 30 млн рублей, как расчет ликвидационной стоимости, и объективно судовладелец ничего не потеряет, а «Море» не переплатит в целом. Жаль только последний образец корпуса «Циклона». Надеюсь, ЦКБ Алексеева сумеет оживить проект», — говорит бизнесмен.
Партнер юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners Роман Макаров полагает, что слабым местом при дальнейшем развитии этого спора может стать оценка рыночной стоимости судна.
«Петербургский арбитраж критически подошел к оценке стоимости судна, заказанной истцом, исходя из почти 20-летнего ремонта, а фактически — отстоя судна на территории верфи, его возраста и последнего договора купли-продажи. Такой подход не устроил спорщиков, и уже в апелляционной инстанции дело слушалось 16 месяцев, в том числе по причине назначения судебной экспертизы. Перед экспертами поставили вопрос о рыночной стоимости «утраченного судна, осмотр которого невозможен». По-видимому, экспертное заключение не сильно отличалось от решения суда, потому что в итоге апелляционный суд оставил его в силе. Учитывая, что кассация — это «суд права», где нельзя пересматривать установленные факты, в том числе проведенную экспертизу, истцу будет непросто изменить решение в свою пользу», — предполагает юрист.
Строительство «Циклона» на территории феодосийского судостроительного завода «Море». Фото ФСК «Море», размещенное в журнале Classic Ferries за январь 2001 года
АО «Судостроительный завод «Море» зарегистрировано в 2014 году в Феодосии. С февраля 2023-го владельцем 100% акций указана государственная Объединенная судостроительная корпорация, с того же времени в отношении компании возбуждено производство по делу о банкротстве, которое длится и сегодня. Последние сведения о выручке «Моря» СПАРК датирует 2020-м годом — 0,9 млрд рублей.
ООО «АПМК Девелопмент» зарегистрировано в 2007 году в Москве. Компания специализируется на строительстве зданий и принадлежит бизнесмену Олегу Старостину, которого СПАРК видит совладельцем и руководителем десятка компаний, специализирующихся на гостиничном бизнесе, растениеводстве и даже разведении крупного рогатого скота молочных пород. Весь этот бизнес сосредоточен в Тверской области.
АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» зарегистрировано в 1992 году в Кировском районе Ленинградской области. По данным СПАРК, выручка компании в 2021 году составила 7,9 млрд рублей. Основным бенефициаром «Пеллы» СПАРК с актуализацией на конец III квартала 2021 года называет ее генерального директора Герберта Цатурова (61,66%). Верфь в основном специализируется на строительстве военных кораблей, в частности, известны ее контракты с Миноборoны на производство малых ракетных кораблей «Каракурт» и опытового гидрографического судна «Ладога». Имеет «Пелла» опыт и гражданского судостроения, например, она построила краболовное судно по заказу Росрыболовства.