"Пелла" без стапеля. Завод приостановил миллиардную модернизацию

Фото: pellaship.ru

Судостроительный завод «Пелла» заморозил строительство за 2 млрд рублей нового стапеля в Колпино, который позволил бы предприятию освоить выпуск крупных судов. Эксперты считают, что в нынешнем положении «Пелле» нет смысла возобновлять расширение.

Как рассказал «НП» представитель «Пеллы», модернизация приостановлена до проведения реорганизации (ее суть и сроки пока не поясняются) на предприятии и «решения текущих проблем». «Пелла» разместила информацию о реорганизации на своем сайте 19 ноября. «В соответствии с решением наблюдательного совета ОАО «Пелла» и ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах» начата подготовка к процедуре реорганизации ОАО», — отмечается в сообщении.

Стратегический проект

В 2019 году стало известно, что «Пелла» планирует построить в Колпино новый стапель, который позволил бы освоить выпуск судов длиной до 110 м и занять новые ниши в гражданском судостроении. При этом комитет по инвестициям Смольного заявлял, что проект судостроительного предприятия может получить статус стратегического.

Но за последние 2 года финансовое положение компании резко ухудшилось. Одна из причин — это долг Минобороны перед верфью за строительство судна серии «Селигер». Кроме того, в этом году на предприятии случилось ЧП: во время строительства рыболовного траулера для мурманской ГК «ФЭСТ» судно накренилось, погибли два человека. После этого заказчик отказался принимать траулер. Позже машиностроительный завод «Арсенал» пытался обанкротить «Пеллу» за долг более 240 млн рублей.

О том, что положение «Пеллы» остается сложным, свидетельствует задолженность компании по зарплате сотрудникам. Так, в СМИ появлялась информация, что ООО «Интро-Пелла» задолжало работникам более 140 млн рублей. Правда, на прошлой неделе губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявил, что предприятие уже начало рассчитываться с людьми; для погашения долга планируется взять кредит.

Грядущая сделка

Параллельно участники рынка заговорили о том, что «Пеллу» планирует приобрести рыболовная компания «Норебо». Информация об этом появилась, как писал «НП», в сентябре этого года. Позже отраслевые эксперты озвучили подробности: «Норебо» интересует производственная площадка «Пеллы» на границе города и области в пос. Саперный, где строятся рыболовные суда.

Другая площадка «Пеллы», в Кировском районе Ленобласти, где строятся малые ракетные корабли (МРК) «Каракурт», «Норебо» по понятным причинам не интересует. Соответственно, по предположениям участников рынка, на ней «Пелла» будет завершать строительство МРК и строить буксиры.

Единодушные прогнозы

Аналитики полагают, что большого смысла в расширении «Пеллы» уже нет.

Отказ от проекта строительства новых производственных мощностей — логичный шаг в условиях сложного финансового положения «Пеллы», — говорит начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский.

«Скорее всего, банкротство судозавода закончится конкурсным управлением и сменой как управляющей команды, так и собственников. Одним из потенциальных новых собственников является ОСК, в состав которой входят крупные судоверфи, в том числе на Северо-Западе, способные справиться с текущим потоком гражданских заказов, поэтому корпорации реализовывать задуманный «Пеллой» проект смысла нет», — продолжает он.

По словам Дмитрия Кумановского, расширение мощностей было важно для «Пеллы», пока она была отдельным частным игроком на рынке: судозавод занимал прочное положение в своей нише малого судостроения, и его перспективы зависели от контрактов, которые он получал.

Другие участники рынка неавторизованно говорят: если у «Пеллы» появится новый собственник, ему нет смысла строить новый стапель. «Для начала владельцу нужно будет погасить долги, загрузить предприятие заказами. Кроме того, если покупателем станет «Норебо», не думаю, что им понадобится новый стапель для производства траулеров», — говорит собеседник «НП».

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

ГК «Пелла», включающая ОАО «Пелла», а также компании «Интро-Пелла», «Пелла-Фиорд», завод Sietas в Гамбурге, а также ряд других компаний, контролируется, по СПАРК, его гендиректором Гербертом Цатуровым (61,6%). 2020 год головное ОАО «Пелла» отработало с выручкой 10,9 млрд рублей и убытком в 1,1 млрд рублей.

Актуально сегодня