Пациент скорее жив. Медклиники делают ставку на корпоративных клиентов
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

Пациент скорее жив. Медклиники делают ставку на корпоративных клиентов

Пациент скорее жив. Медклиники делают ставку на корпоративных клиентов
Частные медицинские компании Петербурга планируют в следующем году расширить присутствие на рынке корпоративного обслуживания пациентов, чтобы сохранить оборот. Правда, не все работодатели готовы в новом году тратить деньги на медуслуги для сотрудников. Эксперты сомневаются в быстром росте рынка.
Корпоративный рынок медуслуг Петербурга эксперты оценивают в 15–20 млрд рублей в год. Это почти половина рынка частной медицины города. Практически все медицинские компании в той или иной степени работают с корпоративными клиентами. Как выяснил «Новый проспект», многие из них решили сделать ставку на расширение этого сегмента в следующем году. 

В частности, об этом сообщила президент ГК «Медика» Нина Ботерашвили. «Мы рассчитываем увеличить долю клиентов, которые обслуживаются в рамках корпоративных программ. Многие бизнесы на фоне эпидемии поняли, что экономить на здоровье не стоит», — сообщила она. По ее словам, обслуживание корпоративных клиентов без посредников в лице страховых компаний может быть эффективным. «На обслуживание каждого сотрудника организация выделит определенную сумму, которая может быть использована в течение года. Если один сотрудник не исчерпал «выбрал» свою сумму, она может быть потрачена на другого специалиста данной компании», — пояснила Нина Ботерашвили. 

Евгений Федоров, гендиректор сети клиник «Медпомощь 24», которая работает в корпоративном секторе уже 3 года, сообщил, что чаще всего сотрудничество с корпоративными заказчиками происходит несколько иначе. «Если расходы на пациента превышают запланированную на год работодателем сумму (условно 8–10 тыс. рублей), сотрудник может доплатить за услуги, оказанные сверх лимита, самостоятельно. При этом человек может параллельно пользоваться и услугами ОМС», — пояснил он. 

По данным других участников рынка, при заключении корпоративных контрактов выигрывают клиники, поскольку они самостоятельно контролируют поток пациентов. 

«Конкурировать с ДМС можно. У страховой всегда есть издержки», — подтверждает директор по инновациям «Медицинского центра «ХХI век» Артур Канаян. По его мнению, корпоративными программами могут заинтересоваться средние и малые предприятия, которые ищут возможности оптимизировать средства социальных бюджетов. «Компании действительно хотят экономить, в том числе на медобслуживании. В этой ситуации корпоративные программы становятся более привлекательными за счет более низкой цены», — согласен Евгений Федоров. 

Ковид обнажил изъяны ДМС

По мнению главы Ассоциации частных клиник Петербурга Александра Солонина, планы «Медики» и других игроков могут «выстрелить», поскольку время для развития корпоративных программ сейчас подходящее: предприятия не всегда удовлетворены сотрудничеством по программам ДМС (поскольку они имеют ряд ограничений, в частности, по лечению коронавируса).

Кроме того, в этом году система ОМС показала недостаточное участие в ней востребованных негосударственных медицинских организаций. «При всем этом предприятия заинтересованы в том, чтобы заболеваемость их сотрудников была меньше, и готовы платить за их медицинское сопровождение частными клиниками», - говорит Александр Солонин.

Роман Константинов, руководитель ГК «Эко-безопасность», считает, что поддержать рынок корпоративных услуг в следующем году может ужесточение требований федерального центра в отношении профосмотров на предприятиях. В частности, Минздрав с 2021 года расширяет список работ, при выполнении которых работодатель обязан проводить профосмотры. 

Однако другие эксперты не разделяют такого оптимизма. По их мнению, в следующем году можно ожидать падение емкости рынка и корпоративных медицинских программ из-за закрытия и сложного положения предприятий сферы торговли, гостиничного бизнеса и общепита. 

«Мне кажется, что рассчитывать на успех корпоративного медобслуживания и роста рынка ДМС не стоит: все работодатели считают деньги», — уверен управляющий партнер Euromed Александр Абдин. По его прогнозу, борьба за корпоративного клиента и со стороны клиник, и со стороны страховых компаний обострится.

Некоторые работодатели подтверждают, что будут экономить средства. «У нас нет ни ДМС, ни корпоративных программ. И в нынешней экономической ситуации вводить такие услуги мы не станем. Но если нашему сотруднику нужна госпитализация или операция, руководство компании обычно идет ему навстречу и может даже оплатить расходы», — говорит коммерческий директор Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев. «Мы будем отказываться от ДМС, как и ряд других работодателей Петербурга», — сообщил «Новому проспекту» руководитель одного из промышленных предприятий города. 

Борьба противоположных трендов

Между тем страховщики уверены, что рынок привык к традиционной системе ДМС, которая будет более востребована, чем корпоративные программы на фоне сокращения рынка медуслуг. Как отмечает Алексей Кузнецов, гендиректор компании «Капитал-Полис», у ДМС есть ряд преимуществ. В частности, работодатель находится в прямом контакте с медучреждением, которое, как правило, имеет склонность завышать объем своих услуг. «При работе по ДМС интересы работодателя защищает страховая компания, проверяя обоснованность оказанных услуг. Кроме того, страховщики предоставляют клиентам возможность посещать не одну, а несколько клиник на выбор», — напоминает Алексей Кузнецов. 

По его прогнозу, весь следующий год на рынке будет борьба двух противоречивых тенденций. «С одной стороны, предприятия будут стремиться экономить. С другой — работодатель, которому нужны здоровые сотрудники, будет больше тратиться на ДМС, поскольку система ОМС в условиях эпидемии работает не слишком эффективно. Пока непонятно, какая тенденция победит», — заключил Алексей Кузнецов. 

Справка «Нового проспекта»:

По данным аналитического агентства BusinesStat, оборот медицинского рынка Петербурга в 2019 году вырос на 21,1%, до 234,7 млрд рублей, из которых на долю частной медицины пришлось 48,6 млрд рублей. По оценкам участников рынка, в текущем году его емкость может увеличиться на 5%. Крупнейшие игроки рынка частной медицины в Петербурге — компании «Скандинавия», «Меди», «Медицинский центр «XXI век», Euromed, МИБС, «Медика» и другие.


К списку новостей