Патриотический контракт

Госкомпании, естественных монополистов и другие крупные предприятия могут обязать приобретать товары исключительно или преимущественно российского происхождения. Такие меры инициированы Минфином и формально позволят обеспечить соблюдение стандартов ВТО. Конечно, если Россия надумает остаться в этой организации.

Принципы Всемирной торговой организации (ВТО), в которую наша страна вступила почти 11 лет назад, запрещает дискриминацию иностранных производителей, в том числе установление количественных и иных ограничений. Регулирование внешней торговли может вестись исключительно тарифными методами, причем обоснованными.

Особенности национальных закупок

Несмотря на это, действующий федеральный закон о государственных закупках (известный под №44-ФЗ) предусматривает применение национального режима — введения ограничений на приобретение за счет казны определенных иностранных товаров. Это могут быть как прямые запреты, так и установление для отечественных производителей обязательных квот или ценовых привилегий (от 15% до 25%).

Также госорганы вправе заказывать исключительно российские товары под предлогом защиты национальной безопасности. Более того, закон допускает установление мер против продукции из отдельных стран. Правда, до сих такой черный список государств официально не установлен, то есть даже американские товары должны закупаться наравне с произведенными, например, в дружественном Китае.

Однако рынок непосредственно государственных контактов в 3 раза меньше закупок, которые осуществляют так называемые «отдельные виды юридических лиц». Это всё государственные корпорации («Росатом», «Роскосмос», «Роснано» и прочие), естественные монополии, дочерние государственные структуры (в том числе «Газпром», «РЖД», «Аэрофлот» и так далее), многие иные компании (чаще всего именуемые государственными). Заключаемые ими контакты регулируются другим законом (№223-ФЗ), в котором понятие национального режима отсутствует.

Мы наш, мы новый мир построим

После начала специальной военной операции законодатели разрешили попавшим под санкции российским госкомпаниям не размещать в открытой информационной системе сведения о закупках. Эти меры объяснялись защитой субподрядчиков: «Они испытывают серьезнейшие политические трудности, когда информация о них встречается в контрактах, размещенных в публичном доступе», — заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров.

Теперь Минфин предложил унифицировать систему национального режима. Правительству России делегируются практически неограниченные полномочия по вводу ограничений на закупку иностранных товаров как госорганами, так и «отдельными видами юридических лиц». Это может быть как абсолютный запрет, так и применение ценовых преференций. Также исключается заключение контракта с иностранной компанией как с единственным поставщиком (то есть без проведения торгов или иных конкурентных процедур).

Впервые признается, что эти меры применяются не только для обеспечения государственной безопасности, но и для «защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей». «Мы продолжим совершенствование контрактной системы, настроим механизмы импортозамещения в закупках. Если есть российский поставщик, то иностранный не рассматривается. Это будет реализовано по согласованному перечню продукции», — заявил глава финансового ведомства Антон Силуанов.

Made in Russia

Эксперты и даже многие чиновники критически оценивают такую инициативу: «Предоставлять отечественному производителю преференции, конечно, нужно, это как минимум наши налоги. Но иностранных поставщиков и так уже не найдешь. И не вернут ли новые меры в наши поликлиники бормашины, которые стояли в советских школах и вспоминать которые без слез нельзя? Причем благодаря преференциям они не будут улучшаться, а только дорожать», — полагает заместитель главы администрации Московского района Санкт-Петербурга и бывший председатель городского комитета по госзаказу Александр Жемякин. Другие участники состоявшейся на форуме «PRO.Эксперт» дискуссии рассказали о неписанных традициях деятельности арбитражного суда: «Судьям, которые плохо себя ведут, ставили принтер отечественного производства весом 70 кг».

По мнению управляющего партнера адвокатского бюро CTL Дмитрия Кудрявцева, потенциальные риски, связанные с судами ВТО, ранее отчасти сдерживали идеи расширения национального режима. «Но на текущем историческом этапе роль системы ВТО в нашей стране становится всё менее заметной. Вот только даже в отсутствие спорных ограничений поставки импортных товаров существенно снизились, а значит отечественным и так открыт довольно широкий путь для развития», — констатирует адвокат.

Всемирный компромисс

В рамках ВТО еще 1979 году появилось специальное многостороннее Соглашение о государственных закупках (Agreement on Government Procurement, GAP). Оно также гарантирует честные и недискриминационные условия международной конкуренции, в том числе доступ к госзаказу частных компаний из любых стран, «предотвращение коррупционных практик», обеспечение системы конкурентных торгов, раскрытия информации, обжалования результатов и так далее.

При этом оговаривается, что все эти требования не могут ограничивать права государств на обеспечение национальной безопасности, включая закупку вооружения, обмундирования или военной техники. Привилегии могут применяться и для контактов стоимостью примерно до $ 200 тыс. (в ряде стран и сферах определены более высокие пороговые значения). Также крупнейшие страны вправе предоставлять определенные преференции поставщикам из так называемых развивающихся государств.

В настоящее время GAP подписала только половина участников ВТО, в том числе Евросоюз и США, тогда как наша страна наряду с Китаем остается в статусе наблюдателя. Вступая в Всемирную торговую организацию, Россия обязалась в течение 4 лет начать переговоры о присоединении к соглашению о правительственных закупках. В 2016 году Министерство экономического развития РФ действительно объявило о разработке соответствующих документов (так называемого офера). «Присоединение к соглашению потребует пересмотра практики введения ограничений в сфере госзакупок в качестве механизма поддержки российских производителей товаров и поставщиков услуг, в том числе практики импортозамещения», — сообщили тогда в экономическом ведомстве.

За прошедшие уже 7 лет о продвижении этих переговоров ничего не известно, тогда как некоторые политики уже предложили России выйти из ВТО или игнорировать решения ее органов.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По данным Единой информационной системы в сфере закупок, в 2022 году было заключено 3,2 млн государственных и муниципальных контрактов на 11,3 трлн рублей. Госкомпаниями — 1,6 млн договоров на 11,4 трлн рублей. В 2021 году закупки госзаказчиками составили 9,7 трлн, госкомпаниями — 23,2 трлн рублей.

Актуально сегодня