Новый проспект
Статьи

Пассивные пособники аферистов

Прочитано: 3862

Жертвами так называемой социальной инженерии всё чаще становятся не только пожилые россияне, но и корпоративные клиенты. Банки возвращают похищенные средства крайне редко, единицам удается отсудить потери. Банк России начал принуждать кредитные организации противодействовать мошенничеству. Ранее предложенные регулятором меры большинство банков фактически игнорировало.

Незащищенные души

Специальные рекомендации по защите в первую очередь инвалидов и иных маломобильных групп населения Банк России издал еще в августе прошлого года. Кредитным организациям предлагалось предоставить таким клиентам возможность ограничить проведение операций через интернет или с использованием иных дистанционных (цифровых) каналов. В частности, обратившись в офис, гражданин мог ввести лимит на такие переводы или вообще запретить их проведение. Также клиент вправе был скрыть из интернет-банкинга и мобильного приложения определенные счета и карты.

В качестве дополнительной меры Банк России предлагал ввести сервис «вторых рук» — возможность назначить родственника или иное доверенное лицо помощником клиента. Он будет получать уведомления о планируемых операциях с использованием цифровых каналов и сможет подтверждать или отклонять их. «Если он заметит какую-то необычную активность, то сможет уточнить у сопровождаемого, что происходит, и при выявлении мошенничества отговорить от совершения операции. Инициировать подключение сервиса может только сам клиент, а при получении запроса на отключение такой услуги банкам рекомендуется проверять просьбу на предмет потенциального мошенничества», — пояснили в пресс-службе регулятора.

Многие кредитные организации реализовали часть этих рекомендаций. Так, клиенты Сбербанка могут установить ограничения на платежи и переводы с карт или счёта, «Открытие» предоставляет возможность лимитировать общие расходы в день или месяц, запретить расходные операции, снятие наличных и совершение иных транзакций. Правда, регулировать такие ограничения клиенты по-прежнему могут только через дистанционные каналы — мобильный или интернет-банк и даже посредством звонка в колл-центр. Таким образом, мошенники, используя социальную инженерию, могут без проблем снять лимиты и совершить операции, тогда как лично обратиться в офис и зафиксировать своё нежелание пользоваться цифровыми каналами клиенты, в том числе Сбера, существенная часть которых пенсионеры, не могут. Бумажные заявления рассматривает ВТБ, а в Альфа-банке возможность установить лимиты и вовсе отсутствует.

Тот же «Сбер» объявил о запуске сервиса «Проверка переводов близкого», это исполнение рекомендации регулятора о введении «вторых рук». Но за такую защиту пенсионеров его защитникам придется заплатить. Кроме того, подключаются эти «руки» опять онлайн, то есть, завладев доступом к личному кабинету пожилого клиента, аферисты смогут стать его «помощниками».


Не хочешь — заставим

Регулятор не считает такую практику нормальной: «Мы смотрим, как банки соблюдают рекомендации. Но информация в прессе о том, что ничего не меняется, для нас сигнал к тому, чтобы посмотреть на ситуацию более серьезно», — заявил журналисту «НП» заместитель председателя Банка России Алексей Гузнов в кулуарах Петербургского международного юридического форума.

Первое обязательное для кредитных организаций указание глава регулятора Эльвира Набиуллина подписала еще в феврале, но только в конце июня оно прошло регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Этот нормативный акт гарантирует клиентам право самостоятельно устанавливать запрет на онлайн-операции либо ограничивать сумму (для одной транзакции или за определенный период времени). «Такая упреждающая мера особенно актуальна для людей, наиболее подверженных влиянию кибермошенников, например для пожилых граждан. Если был установлен запрет на дистанционные операции, то мошенникам не удастся оформить онлайн-кредит или похитить ваши деньги, даже если они смогли получить доступ к вашему онлайн-банкингу», — констатирует директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров. Также для дополнительной защиты потребителей банки теперь обязаны проводить идентификацию всех устройств, с которых клиенты совершают онлайн-операции, подтверждать их телефонные номера и адреса электронной почты.

Новое указание вступит в силу только с 1 октября. До этого мошенники смогут продолжить похищать накопления граждан.


Виновное бездействие

Судебная практика свидетельствует, что иски большинства пострадавших от социальной инженерии граждан отклоняются. Служители Фемиды обычно констатируют, что банк добросовестно исполнил поручение клиента, отправленное с использованием настоящего пароля и подтвержденного одноразовым кодом из SMS-уведомления. «Введение истца в заблуждение третьими лицами не является основанием для возложения на ответчика обязанности возместить причиненный ущерб», — заключил 7-й кассационный суд общей юрисдикции по делу жителя Перми Дмитрия Дубровина.

Взыскать похищенные аферистами средства удается только в тех случаях, когда кредитные организации сами допустили оплошность. Например, как в случае с иском жителя Вологодской области Максима Перминова. Представленная сотовым оператором детализация свидетельствовала, что он в соответствующее время не получал от банка «Открытие» SMS-сообщений с одноразовыми паролями, подтвердить обратное финансисты не смогли. «Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на исполнителе (банке)», — отмечается в решении о взыскании с кредитной организации причиненного потребителю ущерба.

Не смогло доказать отправку SMS-сообщения и АО «Альфа-Банк». В деле против этой кредитной организации клиент на следующий после совершения операции день сообщил о факте хищения. Суд пришел к выводу, что в такой ситуации спорная транзакция должна быть отменена: «Банк как субъект профессиональной предпринимательской деятельности в области проведения операций по счетам клиентов, осуществляющий их с определенной степенью риска, должен нести ответственность в виде возмещения убытков, причиненных неправомерным списанием принадлежащих клиенту денежных средств, как за ненадлежащим образом оказанную услугу», — констатировал суд, удовлетворяя требования потерпевшего.

справка нового проспекта

По данным Банка России, за I квартал без согласия клиентов было совершено 258,1 тыс. операций на 3,3 млрд рублей. Больше половины этой суммы похищено у частных лиц путем использования средств дистанционного банковского обслуживания. Доля социальной инженерии в таких транзакциях оценивается в 72%. Добровольно банки вернули (возместили) только 1,1% похищенных средств.

банки финансы Мошенничество
Другие статьи автора Читайте также по теме
Российские суды удовлетворяют иски отечественных инвесторов, фактически потерявших заблокированные за границей облигации. Ответственность за введенные санкции возлагается на европейский депозитарий Euroclear. Однако реальность исполнения принятых решений крайне сомнительна.
Цифровые финансовые инструменты становятся реальной альтернативой подорожавшему банковскому кредитованию. Может ли сфера здравоохранения с их помощью решить свои проблемы, рассказал директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев.
Российским банкам разрешили не раскрывать большую часть финансовой отчетности. Клиентам и инвесторам предложат урезанные показатели, не содержащие «чувствительной информации». Такое решение регулятора призвано сохранить к доверие к кредитным организациям и защитить их от западных санкций.

На вантовом мосту через Неву впервые за 17 лет отремонтируют деформационный шов
18.03.2024
Умер астронавт Стаффорд, командовавший исторической стыковкой "Аполлона" и "Союза-19"
18.03.2024
Эрдоган поздравил Путина с победой на выборах
18.03.2024
Ученые СПбГУ создали математическую модель прогнозирования эпидемий
18.03.2024
Верфь «Пелла» должна вернуть заказчику 500 млн рублей за не сданный ледокол
18.03.2024
Кингисеппский машиностроительный завод построит в этом году 150 катеров
18.03.2024
Самую престижную мировую премию в области инноваций для сельского хозяйства получила компания из России
18.03.2024
Китайская группа «Хуа-Жэнь» продала земельный участок на Обводном сыну совладельца ХК «Адамант»
18.03.2024
В России в апреле на 8-15% подорожает пиво
18.03.2024
На улице Лондона появилась новая работа художника Бэнкси
18.03.2024
В Петербурге начался сезон кик-шеринга
18.03.2024
Король Карл III умер, а потом он не умер
18.03.2024
РАД выставил на продажу старый особняк около метро «Петроградская» за 150 млн рублей
18.03.2024
В Румынии началось строительство крупнейшей базы НАТО в Европе на 10 тыс. военных
18.03.2024
В Лицее Setl создадут технологические кластеры
18.03.2024
Компания «Нонтон» вложит 500 млн рублей в открытие гипермаркета мебели в Петербурге
18.03.2024
Петербург занял 9-е место в России по уровню зарплат в различных отраслях
18.03.2024
Производитель телевизоров из Калининграда STI Group переносит мощности в Подмосковье
18.03.2024
Окончательный результат Владимира Путина на выборах в Петербурге - 81,65% голосов
18.03.2024
На Васильевском острове продадут участок с фундаментом дома и лаборатории Ломоносова
18.03.2024
За год в Петербурге стало на 29% больше помещений для индивидуального складского хранения
18.03.2024
Владимир Путин заявил, что готов был обменять Навального, и что возможен конфликт с НАТО
18.03.2024
Результат Владимира Путина в Петербурге - 81,65% после обработки 99,3% бюллетеней
18.03.2024
Путин 18 марта встретится с кандидатами в президенты
18.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки