Отходный промысел

Структуры, связанные с банком «Санкт-Петербург», берут под контроль мусорные полигоны Ленобласти​. Подробнее о становлении нового монополиста на этом рынке — в расследовании Павла Горошкова.

С 1 января 2019 года начинают работать региональные операторы по обращению с отходами: ГУП «Завод МПБО-2» в Петербурге и АО «Управляющая компания по обращению с отходами в ЛО» (УКООЛО) в Ленобласти. Им предстоит наладить взаимодействие со всеми участниками мусорного рынка двух регионов, а также друг с другом. При этом главная проблема, которую нужно решить городскому оператору, — не столько транспортировка мусора, сколько поиск места для свалки.

Генератор мусора

Город, по статистике Смольного, генерирует около 1,7 млн т мусора в год. Раньше почти половину этого потока принимал полигон «Новоселки». Но после его закрытия все отходы приходится везти в Ленобласть, где расположен 21 полигон общей остаточной вместимостью 4,2 млн т мусора. Семь из них заполнены на 100% и нуждаются в рекультивации и расширении (что невозможно без согласования чиновников), еще три исчерпают ресурс в ближайшие месяцы (и перед ними встанет та же проблема). На этом фоне в 2017 году начался жесткий передел рынка захоронения отходов, который сейчас входит в завершающую фазу. И УКООЛО делает успехи на этом поприще.

Пользуясь активной административной поддержкой со стороны областной администрации, компания поглощает одного за другим операторов «проблемных» полигонов по одной и той же схеме. По странному стечению обстоятельств бизнесменам, у которых заполняется полигон, долго не согласовывают его рекультивацию. Зато когда они продают бизнес УКООЛО, вопрос сразу решается. Следует отметить, что такую активную позицию компания заняла в 2017 году, сразу после того, как была приватизирована структурами, близкими к банку «Санкт-Петербург».

Речь идет об АО «Анэкс-финанс», контролируемом топ-менеджерами группы «Ренорд инвест», близкой к кредитной организации. Как стало известно «НП», сейчас оно стремится к тому, чтобы объединить под своим управлением почти все действующие мусорные полигоны региона. А значит, с 1 января 2019 года, когда начнет действовать утвержденный для области тариф на обращение с отходами (4,7 тыс. рублей за тонну), доход владельцев УК будет составлять более 3 млрд рублей в год. 

Минус три

Одним из пока еще независимых игроков рынка обращения с отходами является ООО «Авто-беркут». Компания владеет мусорным полигоном под Лугой, который до 2017 года давал ей стабильный годовой оборот 120-130 млн рублей. Лужский полигон площадью 9,11 га и общей вместимостью 413 тыс. м3 мусора был открыт в 2008 году после 4 лет согласований (сам участок был арендован еще в 2003 году). Инвестировав на старте 15 млн рублей, владелец «Авто-беркута» Артем Волостнихин стал заметным игроком на мусорном рынке области. 

Однако летом 2017 года предприниматель скончался, а в феврале 2018 года в права наследования вступили его вдова и две дочери. По данным источников «НП», теперь представители УКООЛО ведут с наследницами переговоры о покупке этого бизнеса. Как отмечают участники мусорного рынка, бизнес-леди не намерены продолжать дело покойного отца и мужа и настроены на сделку, так что вопрос только в цене. «Едва ли она превысит 50 млн рублей, так как возможности свалки почти исчерпаны, а согласовать ее расширение кому-то, кроме регионального оператора, будет проблематично», — предсказывает один из игроков. Генеральный директор ООО «Авто-беркут» Алексей Романов, вставший у руля после смерти Артема Волостнихина, не захотел общаться с корреспондентом «НП».

В начале 2018 года областной оператор поглотил еще одного конкурента — ООО «Полигон ТБО», управляющее мусорным полигоном у деревни Лепсари. До 2015 года это был крупный игрок с годовым оборотом 150-160 млн рублей. Но ресурс площадки площадью 10 га оказался исчерпан, и перед владельцами встала необходимость расширения. Они подали заявку в комитет природных ресурсов Ленобласти на аренду соседнего участка, чтобы закрыть первый на рекультивацию, но в сентябре прошлого года получили отказ. Параллельно бизнесмены просили согласовать размещение на заполненном полигоне станции дегазации — им отказали и в этом. 

«Потом к нам пришли люди, сказали, что из УКООЛО, и дали понять, что работать нам больше не дадут и лучше по-хорошему продать бизнес, — рассказал один из бывших совладельцев ООО «Полигон ТБО» Андрей Бузулеев. — Мы согласились, потому что сами имели разногласия между акционерами внутри компании и подумывали о том, чтобы свернуть это направление. Цену нам, конечно, сильно занизили, но выбор у нас был невелик».

В итоге, по данным ЕГРЮЛ, 31 января 2018 года ООО «Полигон ТБО» стало 100%-ной «дочкой» областной управляющей компании. И сразу, как по волшебству, получило разрешение на расширение полигона «Лепсари» и размещение станции дегазации. 

Третий конкурент УКООЛО — ООО «Грюнбург» петербургского бизнесмена Владимира Хильченко — был просто выселен с участка 10 га под Кировском, где у него был мусорный полигон с сортировочной станцией. Чиновники Кировского района Ленобласти потребовали расторжения договора с компанией в арбитражном суде. А параллельно, как говорит сам Владимир Хильченко, инициировали возбуждение против него уголовного дела, в рамках которого следователи провели обыск и вынесли из офиса «Грюнбурга» все доказательства по арбитражному делу. Арбитражный суд СПб и ЛО удовлетворил иск кировского КУМИ, 13-й Арбитражный апелляционный суд оставил решение без изменений. В кассацию бизнесмен не пошел. 

Несостоявшийся монополист

Четвертый крупный игрок, который вызывает интерес структур банка «Санкт-Петербург», — ООО «Профспецтранс», оператор мусорного полигона в Волосово. Компания принадлежит структурам Fort Group депутата Госдумы Бориса Пайкина и бывшего адвоката миллиардера Максима Левченко (они купили ее в 2015 году у волосовского бизнесмена Сергея Санне). По данным СПАРК, в 2017 году, когда конкуренты гнулись под натиском УКООЛО, «Профспецтранс», напротив, резко нарастил обороты (со 100 млн до 155 млн рублей), а его портфель госзаказов на прием и утилизацию отходов в 2018 году вырос втрое по сравнению с 2017-м (с 30 млн до 91 млн рублей). Крупнейший заказчик — смольнинское АО «Автодор СПб» (60 млн). 

Однако полигон «Профспецтранса» проектной вместимостью 9,9 млн т тоже исчерпал свою мощность в апреле 2018 года. По словам участников рынка, после этого у компании было два пути развития: продажа собственного бизнеса или расширение за счет покупки конкурента. «Ко мне от Пайкина приходили, предлагали купить, но зачем мне заполненный полигон?» — рассказал один из игроков. Кроме того, сразу несколько источников на мусорном рынке рассказали «НП», будто Борис Пайкин вел переговоры о покупке самого УКООЛО у «Анэкс-финанса» за 3 млрд рублей. «Он даже внес задаток на счет в банк «Санкт-Петербург» — 100 млн рублей, но потом провел дью-дилидженс и обнаружил, что, кроме арендных прав, у управляющего вообще ничего нет. И отказался от сделки, — излагает общепринятую версию один из собеседников «НП». — Но по условиям договора задаток был невозвратным, и он остался у продавца».

В итоге, считают на рынке, Борис Пайкин, скорее всего, тоже продаст свою компанию УКООЛО. И тогда, возможно, по отработанной с «Лепсари» схеме полигон в Волосово тоже получит необходимые для расширения согласования чиновников. Вчера младший партнер Бориса Пайкина, представляющий его интересы, Максим Левченко не отвечал на звонки.

И их осталось трое

После поглощения «Авто-беркута» УКООЛО объединит под своим управлением семь мусорных полигонов. Их нынешняя остаточная вместимость невелика — менее 1,1 млн т, но после расширения и рекультивации всех площадок она вырастет многократно. 

А на рынке останется только три крупных независимых от структур банка «Санкт-Петербург» оператора мусорных полигонов: «Новый свет — Эко», принадлежащий «Автопарку №1 Спецтранс» Анатолия Язева, «Новая Самарка» и полигон при Киришском НПЗ. При этом ресурс не исчерпан только у «Нового Света» (2,2 млн т) и ООО «Спецавтотранс» (полигон в Куньголово, 430 тыс. т). «Новая Самарка» же должна закрыться на рекультивацию. По словам ее совладельца Василия Быкова, после реконструкции его полигон получит дополнительный участок 22 га и станет самым большим в регионе. «Примем все!» — заранее радуется он.

Как сообщил Анатолий Язев, его полигону областные власти разрешили принимать около 180 тыс. т мусора в год. Это 10% от генерируемого городом объема. Остальные 90% достанутся свалкам УКООЛО.

Фото: Роман Яровицын/Коммерсантъ


Актуально сегодня