Выравнивание
Поделитесь публикацией!

Отели в зоне неопределенности, но перспектива есть

Восстановление гостиничной индустрии после коронавирусного карантина проходит сложно: границы не открыты, а поток внутренних туристов сократился на 30%. «Новый проспект» разбирается, как переживает пандемию петербургский гостиничный рынок и какие у него перспективы.

Городские отели провалились

В самой сложной ситуации оказались городские отели. Более 3 месяцев ситуация там была провальной. Многие закрылись на время карантина полностью. В их числе Four Seasons Hotel Lion Palace, Sokos Hotel Palace Bridge, «Lotte Санкт-Петербург», Sokos Hotel Olympia Garden и другие. По оценкам Colliers International, совокупный номерной фонд закрытых в апреле-мае отелей Петербурга составил 3,9 тыс. номеров, или 17% от общего объема рынка качественных гостиниц.

«Рынок городских отелей рассчитан на корпоративный сегмент, движение которого было остановлено одномоментно», — объясняет Наталия Белякова, директор по маркетингу DOMINA RUSSIA (отели в Петербурге и Новосибирске).

Кроме корпоративного бизнес-сегмента оказался потерян и большой спортивный сегмент: все чемпионаты, которые должны были пройти в городе летом, перенесли или отменили. Сейчас в обсуждении перспективы серьезного спортивного туризма лишь на 2022 год. Не раньше. 

«С апреля до середины июля в городских петербургских отелях мы наблюдали падение загрузки в десятки раз — с 60–70% до 5–7%», — подтверждает Алексей Мусакин, вице-президент Российской гостиничной ассоциации, член совета директоров Cronwell Hotels & Resorts. 

В этот период бóльшая часть отелей продавала номера с пониженной ценой из-за вычета услуг, которые нельзя было оказывать. Такими услугами являются, например, фитнес-зал и бассейн: если раньше их посещение входило в стоимость номера, то в июле они были закрыты, и, соответственно, номер для гостя должен был стоить дешевле. К категории сервисов относится и шведский стол: из-за запрета на скопление людей в одном помещении в гостиницах вместо него гостям предлагали разовый набор еды, что также стоило дешевле.

К августу все эти ограничения постепенно сняли, и отели начали формировать более адекватные цены. Итоги августа-сентября оказались, по словам Алексея Мусакина, в целом хуже итогов аналогичного периода прошлого года, но уже не в десятки раз, а примерно на 10%. В город начали приезжать гости из регионов.

Семьи с детьми и собаками вместо бизнесменов

До пандемии гостиницы города активно принимали иностранных  и российских туристов в соотношении 50% на 50%. Но из-за карантина поток иностранцев иссяк. А структура внутреннего турпотока изменилась кардинально.

«В нашем случае он обычно включал в себя корпоративных гостей из Москвы и «нефтяных» городов России — именно они наиболее активно ездят в командировки. Сейчас к нам поехало большое количество людей из центральной России: из Черноземья, Ярославской области и прочих», — рассказывает Наталия Белякова. При этом гости приезжали семьями: на собственных машинах и с детьми. По причинам безопасности они не хотели ехать в поездах и лететь на самолётах, предпочитая общественному виду транспорта личный.

В отеле DOMINA RUSSIA продумали для них семейное предложение и спецпредложение для романтических пар. А конференц-зал, который в этот сезон оказался ненужным, превратили в кинотеатр с большим экраном. Словом, быстро перестроились.

От Москвы до Петербурга и обратно до Москвы...

Структура гостевого потока изменилась и в малых отелях. «Целевая аудитория у нас сегодня поменялась на 180 градусов. Европейцы, образование, культура полностью сменились на «внутренний туризм», и это новая точка отсчета в нашей истории. Наш основной гость сейчас — люди из Москвы. Любовь Петербурга и Москвы развивается с каждым днем: москвичи просто садятся в машины и приезжают к нам с детьми, собаками, кошками и прочими домочадцами. При этом если раньше у нас в отеле были часто свободны выходные, то как только в Москве разрешили выезд из города, москвичи рванули на уикенд в Петербург. Август у нас был просто фееричным, при том что мы не демпингуем: не можем себе этого позволить», — рассказывает Анна Шишкина, директор арт-отеля Trezzini («Трезини»), расположенного на Васильевском острове и насчитывающего 17 номеров. 

По ее словам, в отеле появилось новое предложение — купить заранее для своих друзей «пустую дату»: оплатить номер, в который они могут поселиться «когда-нибудь». «Все понимают, что это текущая финансовая поддержка нашего места, но предложение работает!», — говорит она.

Петербуржцы рванули за город

Петербуржцы как только поняли, что летом уехать из города не смогут, начали бронировать загородные отели. Именно благодаря этой аудитории такие  отели пережили пандемию гораздо спокойнее, чем городские. По словам Алексея Мусакина, загородные гостиницы уже с мая были загружены на 40–50% от уровня прошлого года. В июне загрузка возросла до 70%, а в июле-августе была полной. По этой же причине неплохо себя чувствовали апарт-отели: люди въезжали туда, чтобы пережить изоляцию.

«При этом отели Ленобласти заработали быстрее, так как там быстрее сняли ограничения. А городские Курортный или Петродворцовый районы выходили из карантина чуть медленнее, потому что тот же бассейн или спа до конца июля там использовать было нельзя. Гости довольствовались лишь проживанием и прогулками на свежем воздухе», — отмечает Алексей Мусакин.

Кстати, невозможность использования традиционной инфраструктуры многие отели компенсировали созданием рабочих зон. «Загородные отели быстро перестроили свой продукт для удобной самоизоляции. Организовали внутри рабочие зоны и коворкинги с высокоскоростным интернетом и возможностью общения по рабочей конференц-связи. Эти рабочие зоны создавали на месте закрытых игровых комнат или бильярдных. В них создавались графики проведения рабочих конференций, чтобы гости не мешали друг другу», — говорит Наталия Белякова.

Вот и лето прошло. Каковы перспективы?

То, что пандемия, а вместе с ней и кризис, не закончились, понимают все участники рынка. Поэтому прогнозы на будущее, даже на ближайшее, дают очень аккуратно.

«Это был не просто кризис, а мегакризис. Временами мы видели полное отсутствие загрузки, выручки, гостей. Раньше такого не было. В этой ситуации важно было правильно оценить момент и оперативно реагировать на каждое новое обстоятельство. Только жесткое волевое управление кораблем могло спасти его в этот идеальный шторм», — описывает ситуацию управляющий партнёр УК «Альянс Отель Менеджмент», вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов. Тем не менее, по его словам, гостиничное сообщество смотрит в будущее со сдержанным оптимизмом. «На мой взгляд, отели пережили пандемию хорошо. Всё могло быть гораздо хуже. Да, можно ожидать отдельные банкротства в ближайшие год-два. Но, думаю, они коснутся в основном крупных игроков», — отмечает Вадим Прасов.

«Этот кризис стал для отельеров настоящей зоной неопределенности и раем для антикризисных управляющих, которые получили богатый опыт... Ничего нельзя было предугадать с помощью анализа. Паника зашкаливала даже в видавшей виды профессиональной среде. Оставалось только шутить про звёздное небо и финансовые прогнозы на картах Таро», — вспоминает Анна Шишкина. Зато все учились управлять денежными потоками в ситуации, когда показатель «прибыль / убытки» как основной управленческий отчет оказался неактуальным. Прогнозирование исчезло как таковое, а главным в бизнес-стратегиях стал выбор между «выжить любой ценой» или «закрыться до лучших времён» и с большой долей вероятности не открыться никогда. 

«Trezzini Art Hotel предпочёл первую схему, понимая, что рискует конкретными деньгами. Зато теперь отлично знаем, что такое точка безубыточности. Говорят, что в медицине стандарты пишутся конкретной кровью. Вот и формулы нашей отельной экономики тоже теперь пишутся так — конкретными нервными клетками», — говорит Анна Шишкина. 

Несмотря на пережитый шок, согласно опросам Colliers International, Петербург остается одним из самых востребованных туристических направлений у россиян. Поэтому его перспективы довольно благоприятны. Восстановление зарубежного спроса ожидается только в летнем сезоне следующего года — туда перенесли ПМЭФ и футбольный чемпионат Евро. Кроме того, Госдума приняла закон о введении с 2021 года единых электронных виз для въезда на всю территорию России, которые смогут получить граждане 113 стран. Это также будет способствовать росту числа туристов.

Предыдущая статья

Сергей Ёлкин об экологической катастрофе на Камчатке

Следующая статья

Итальянцы уходят. Ковид вмешался в реконструкцию больницы №40