От Невы до самых до окраин. Петербургская компания построит завод на Дальнем Востоке
Крупный петербургский производитель металлопроката, ГК «РМ-стил», построит завод на Тихом океане, в зоне опережающего экономического развития «Большой Камень». Предполагается, что продукция нового предприятия будет востребована у машиностроительных предприятий Приморья и в странах Юго-Восточной Азии. Несмотря на кризис и относительную дороговизну проекта, уверены аналитики, он весьма актуален, особенно с учетом стратегических планов правительства по развитию промышленного потенциала Дальнего Востока.
ООО «РМ-стил», принадлежащая петербургскому предпринимателю Владимиру Матюшко, в I квартале 2023 года планирует начать строительство завода по выпуску профильного проката для судостроения и машиностроения в зоне «Большой Камень» на Дальнем Востоке.
По данным официального сайта компании, основной продукцией нового производства станут уголки, швеллеры, стальные полосы и профиль, востребованный в судостроении. На первом этапе завод в «Большом Камне» будет выпускать 50 тыс. т металлопроката в год на площади 15 тыс. м2.
Основными потребителями продукции в компании видят «крупнейшие заводы Приморского края». Также планируется экспорт на рынки Юго-Восточной Азии.
Для реализации данного проекта в структуре ГК «РМ-стил» в марте 2019 года создано ООО «РМ-стил.ДВ». В июле эта компания получила статус резидента ТОСЭР «Большой Камень».
Третья попытка
В «РМ-стил» не стали раскрывать подробностей будущего проекта. Однако, судя по данным открытых источников, это уже третий «заход» петербуржцев на Дальний Восток. Изначально «РМ-стил» собиралась строить завод как раз в «Большом Камне», в непосредственной близости от строящейся на тот момент судоверфи «Звезда», однако в 2017 году поменяла планы и перенесла проект на другую территорию опережающего экономического развития — «Хабаровск». Смену дислокации тогда руководители проекта объясняли недостаточностью объемов газа, которые на тот момент готовы были выделить в «Большом Камне». Завод в зоне «Хабаровск» стоимостью 2,7 млрд рублей планировали запустить в 2020 году, однако компания снова поменяла планы и вернулась в «Большой Камень».
Объем инвестиций в текущий проект в «РМ-стил» раскрывать не стали. По оценкам аналитиков, с 2020 года стоимость строительства завода могла подорожать на 15-30%. Эксперты также уверены, что с привлечением средств у компании затруднений не возникнет.
«Большую часть средств на строительство завода «РМ-стил» придётся занимать в банках. Также возможно привлечение средств через выпуск облигаций», — считает финансовый аналитик, автор стратегий автоследования в «Финаме» Дмитрий Марков.
«Теоретически стоимость проекта могла вырасти на 5-10%, но раз его реализуют, это означает, что он не утратил актуальности и его цена не имеет значения. Видимо, он необходим», — согласен с коллегой ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Эксперт предположил, что проект, возможно, получил поддержку государства, что поможет в его реализации. «Средства могут предоставить Фонд развития промышленности, отечественные и иностранные банки», — уточняет Дмитрий Баранов.
Приоритет столетия
Эксперты уверены, что, несмотря на кризис, проект «РМ-стил» на Дальнем Востоке актуален. В 2013 году президент России Владимир Путин объявил развитие этого региона национальным приоритетом на весь XXI век. Поэтому с 2014 года правительство целенаправленно занимается этим стратегическим проектом.
В 2020 году в России утверждена Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Одной из ее целей указано превышение к 2024 году «среднероссийских темпов роста показателей экономического развития, в том числе за счет увеличения объема накопленных частных инвестиций до 800 млрд рублей, создания не менее 200 предприятий на территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток, а также не менее 30 тыс. новых рабочих мест».
«Такое внимание к развитию региона, в том числе его промышленного потенциала, поможет «РМ-стил» в реализации проекта», — уверен Дмитрий Баранов. К тому же, указывает он, провозные и пропускные способности Восточного полигона железных дорог ограничены, поэтому доставка сюда металлопродукции может быть затруднена. Это, по мнению эксперта, также говорит в пользу строительства соответствующего предприятия на Дальнем Востоке.
«Проект актуален и с точки зрения развития судостроения на Дальнем Востоке, и из-за близости к Китаю и другим рынкам сбыта металлопроката», — согласен Дмитрий Марков.
Аналитики считают, что проблем со спросом на продукцию у нового завода не будет: металлопрокат будет востребован промышленными предприятиями региона, как действующими, так и планируемыми. «Экспорт в Юго-Восточную Азию также возможен», — добавляет Дмитрий Баранов, но подчеркивает, что российскому производителю в данном случае «придётся столкнуться с серьёзной конкуренцией на рынках Азии».
ООО «РМ-стил» зарегистрировано в Санкт-Петербурге в 2005 году. Бенефициаром компании является, по данным СПАРК, петербургский предприниматель Владимир Матюшко. В 2021 году выручка «РМ-стил» составила чуть более 1,5 млрд рублей, что на 24% превышает показатель 2020 года, чистая прибыль в прошлом году выросла в 2,2 раза, до 255 млн рублей. «РМ-стил» специализируется на выпуске профильного металлопроката для судостроения, автопрома и машиностроения. Основная производственная площадка компании расположена в Санкт-Петербурге, это прокатный стан, приобретенный в 2010 году у Завода турбинных лопаток и в настоящее время способный производить 25 тыс. т продукции в год. Основными потребителями «РМ-стил» являются судостроительные предприятия.