Остались без борща. Рынок ждет снижения цен на сезонные овощи
Новый проспект
Статьи

Остались без борща. Рынок ждет снижения цен на сезонные овощи

Прочитано: 1795

Аномальная жара и вынужденная закупка импорта стали причиной роста цен на продукты так называемого борщевого набора. С наступлением сезона уборки урожая цены снижаются, но объем производства овощей и фруктов в этом году неизбежно сократится. Это значит, что за снижением цен будет новый рост.

Этим летом на 10% выросли цены на мясо. А цены на картофель, лук, морковь, капусту, свёклу увеличились в 2 раза и даже больше. Такие данные представил на заседании Совета участников регионального и потребительского рынка Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛОТПП) Максим Фёдоров, заместитель председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка региона.

«К августу, когда наступает сезон сбора урожая, цены снизятся. Мы уже зафиксировали это снижение на некоторые овощи», — добавил он.

«Цены на мясо и сметану растут в пределах инфляции. А вот на картофель с сентября прошлого года цена по России выросла более чем в 1,5 раза, на свёклу — более чем в 2,5 раза. То же самое происходит с морковью», — отмечает Елена Пономарёва, генеральный директор компании «Лаборатория трендов», занимающейся аналитикой продовольственного рынка.

Максим Фёдоров назвал колебания цен на продукты борщевого набора сезонным явлением, но эти колебания напрямую влияют на благополучие и настроение граждан. «Рост цен вызывает поток обращений во все инстанции власти, в том числе Государственную думу. Люди на цены отреагировали очень быстро, моментально начали жаловаться», — подтверждает Светлана Журова, депутат Государственной думы от Ленобласти.

В России две беды: жара и импорт

За счет чего растут цены? «Торговая наценка тут ни при чём. Борщевой набор в торговых сетях часто продается с минимальной наценкой, так как он является предметом очень жесткой конкуренции между ретейлерами. Это тендерная позиция, и если сеть принимает повышение цены от производителя, то только в крайнем случае — чтобы не потерять поставщика. Но в этом случае она далеко не всегда может позволить себе транслировать это повышение на полку», — говорит Ольга Волкова, председатель Совета участников регионального и потребительского рынка ЛОТПП.

Эксперты отмечают, что в России просто меняется структура потребления. «Если в 2003 году каждый россиянин съедал в год в среднем 86 кг картофеля, то сейчас — всего 56 кг», — говорит Елена Пономарева. Она объясняет это тенденцией к здоровому образу жизни, поскольку точно так же падает потребление хлеба, а потребление таких овощей, как морковь, а также фруктов и ягод растет.

При этом отечественного производства овощей, в том числе картофеля, для обеспечения населения не хватает. Дефицит российского картофеля перекрывают более дорогим импортным картофелем. И это также провоцирует рост цен.

«Параллельно растет себестоимость нашей продукции, поскольку дорожают удобрения, импортные средства для обработки сельскохозяйственных площадей и прочее. А потребление падает! То есть чтобы сохранять доходность, производителю приходится очень сильно балансировать между себестоимостью и отпускной ценой», — говорит Елена Пономарёва.

Наконец, аномально жаркое лето-2021 также внесло свои коррективы в цены, и если говорить о прогнозе урожая, то картина вырисовывается нерадостная. «По ягодам мы уже зафиксировали падение объемов производства на 30–50%», — отмечает Михаил Шконда, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) личных подсобных хозяйств и кооперативов. По его словам, объем производства картофеля в разных хозяйствах снизится на 15–40%, свёклы — на 10–50%, моркови — на 20–40%, капусты — на 30–50%.

Таким образом, главный вопрос не «что происходит с ценами сейчас», а «что с ними будет после сбора нового урожая», и ответа не него пока нет.

Взлёт после падения

Космический скачок цен, по мнению экспертов, вряд ли произойдет. «Мы все ждем, что будет со сбором урожая, и не только у нас. В этом году ситуация непредсказуемая», — говорит Елена Пономарёва.

Максим Фёдоров видит решение проблемы в «расширении поставок напрямую от производителя к покупателю, без посредников». «Решить вопрос поможет увеличение количества сезонных ярмарок и ярмарок, работающих на постоянной основе, в том числе увеличение мест для продажи продукции личными подсобными хозяйствами, а также увеличение мест для нестационарных торговых объектов (НТО). Это расширит предложение для населения и сократит цепочку продавцов», — отмечает он.

По данным комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленобласти, в регионе в этом году количество ярмарок уже увеличилось уже на 5%, торговых мест для личных подсобных хозяйств стало на 12% больше, а количество специализированных НТО и автолавок, реализующих овощи и фрукты, выросло на 18%.

«Люди на ярмарки и другие подобные форматы реагируют очень позитивно. Увеличение числа таких торговых точек позволит снизить цены в разы», — считает Светлана Журова.

Но у этого вопроса есть обратная сторона. «Многие горожане на ярмарки принципиально не ходят, покупают овощи в магазинах. В этой ситуации без дополнительных мер поддержки фермерам не обойтись, но помогать им надо с умом. Когда государство вмешивается в регулирование цен, это может испортить системные механизмы рынка», — отмечает Светлана Журова.

«Именно поэтому крайне важна золотая середина: снижая цены, не потерять интерес производителей к работе», — заключила вице-президент ЛОТПП Елена Дюкарева


продукты питания инфляция потребительский рынок овощи цены
Другие статьи автора Читайте также по теме
Российские птицефабрики за прошлый год заметно улучшили свои финансовые показатели на фоне роста цен на куриные яйца. Но накануне Пасхи ФАС решила в очередной раз проверить, как формируется цена на яйца в торговых сетях.
Между одной из структур ГК «Черкизово» и ЗАО «Круг» возник судебный спор из-за товарного знака «Тирольские». Переработчик мяса хочет продавать колбаски под брендом, который принадлежит выпускающей пироги компании.
Сеть кафе-пекарен «Хлебник» в течение 2 лет в 15 раз увеличит число микромаркетов. Вендинговые автоматы с кулинарией разместят по франшизе в бизнес-центрах и коворкингах Петербурга. Несколько игроков общепита в последние годы свернули подобные проекты, предупреждают эксперты.

Петербург выбрал трех новых почетных граждан: двух академиков и музыканта
22.05.2024
Россияне с капиталом в 100 млн рублей и больше возвращаются в российские банки
22.05.2024
Структура холдинга «ФСК» построит жилой комплекс в Московском районе Петербурга
22.05.2024
Россияне начнут копить деньги на жилье с помощью нового банковского инструмента
22.05.2024
Застройщик «Полис» выходит в сегмент малоэтажного строительства
22.05.2024
Петербургская компания построит причал для пассажирских судов на Ладоге
22.05.2024
Завод Bosch в Стрельне перешел под контроль «дочки» «Газпрома»
22.05.2024
Московская сеть фитнес-клубов DDX Fitness расширит присутствие в Петербурге
22.05.2024
Три европейских государства признали Палестину
22.05.2024
Иноагентов будут досрочно лишать депутатского мандата ЗАКСа Петербурга
22.05.2024
Жители СЗФО увеличили расходы на покупку драгоценностей
22.05.2024
В Петербурге у компаний-перевозчиков нашли около 150 тыс. нарушений
21.05.2024
Александра Невзорова* с женой требуют запретить через суд
21.05.2024
Такер Карлсон устроился телеведущим на "Россию 24"
21.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки