Остались без борща. Рынок ждет снижения цен на сезонные овощи
Новый проспект
Статьи

Остались без борща. Рынок ждет снижения цен на сезонные овощи

Прочитано: 1778

Аномальная жара и вынужденная закупка импорта стали причиной роста цен на продукты так называемого борщевого набора. С наступлением сезона уборки урожая цены снижаются, но объем производства овощей и фруктов в этом году неизбежно сократится. Это значит, что за снижением цен будет новый рост.

Этим летом на 10% выросли цены на мясо. А цены на картофель, лук, морковь, капусту, свёклу увеличились в 2 раза и даже больше. Такие данные представил на заседании Совета участников регионального и потребительского рынка Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛОТПП) Максим Фёдоров, заместитель председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка региона.

«К августу, когда наступает сезон сбора урожая, цены снизятся. Мы уже зафиксировали это снижение на некоторые овощи», — добавил он.

«Цены на мясо и сметану растут в пределах инфляции. А вот на картофель с сентября прошлого года цена по России выросла более чем в 1,5 раза, на свёклу — более чем в 2,5 раза. То же самое происходит с морковью», — отмечает Елена Пономарёва, генеральный директор компании «Лаборатория трендов», занимающейся аналитикой продовольственного рынка.

Максим Фёдоров назвал колебания цен на продукты борщевого набора сезонным явлением, но эти колебания напрямую влияют на благополучие и настроение граждан. «Рост цен вызывает поток обращений во все инстанции власти, в том числе Государственную думу. Люди на цены отреагировали очень быстро, моментально начали жаловаться», — подтверждает Светлана Журова, депутат Государственной думы от Ленобласти.

В России две беды: жара и импорт

За счет чего растут цены? «Торговая наценка тут ни при чём. Борщевой набор в торговых сетях часто продается с минимальной наценкой, так как он является предметом очень жесткой конкуренции между ретейлерами. Это тендерная позиция, и если сеть принимает повышение цены от производителя, то только в крайнем случае — чтобы не потерять поставщика. Но в этом случае она далеко не всегда может позволить себе транслировать это повышение на полку», — говорит Ольга Волкова, председатель Совета участников регионального и потребительского рынка ЛОТПП.

Эксперты отмечают, что в России просто меняется структура потребления. «Если в 2003 году каждый россиянин съедал в год в среднем 86 кг картофеля, то сейчас — всего 56 кг», — говорит Елена Пономарева. Она объясняет это тенденцией к здоровому образу жизни, поскольку точно так же падает потребление хлеба, а потребление таких овощей, как морковь, а также фруктов и ягод растет.

При этом отечественного производства овощей, в том числе картофеля, для обеспечения населения не хватает. Дефицит российского картофеля перекрывают более дорогим импортным картофелем. И это также провоцирует рост цен.

«Параллельно растет себестоимость нашей продукции, поскольку дорожают удобрения, импортные средства для обработки сельскохозяйственных площадей и прочее. А потребление падает! То есть чтобы сохранять доходность, производителю приходится очень сильно балансировать между себестоимостью и отпускной ценой», — говорит Елена Пономарёва.

Наконец, аномально жаркое лето-2021 также внесло свои коррективы в цены, и если говорить о прогнозе урожая, то картина вырисовывается нерадостная. «По ягодам мы уже зафиксировали падение объемов производства на 30–50%», — отмечает Михаил Шконда, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) личных подсобных хозяйств и кооперативов. По его словам, объем производства картофеля в разных хозяйствах снизится на 15–40%, свёклы — на 10–50%, моркови — на 20–40%, капусты — на 30–50%.

Таким образом, главный вопрос не «что происходит с ценами сейчас», а «что с ними будет после сбора нового урожая», и ответа не него пока нет.

Взлёт после падения

Космический скачок цен, по мнению экспертов, вряд ли произойдет. «Мы все ждем, что будет со сбором урожая, и не только у нас. В этом году ситуация непредсказуемая», — говорит Елена Пономарёва.

Максим Фёдоров видит решение проблемы в «расширении поставок напрямую от производителя к покупателю, без посредников». «Решить вопрос поможет увеличение количества сезонных ярмарок и ярмарок, работающих на постоянной основе, в том числе увеличение мест для продажи продукции личными подсобными хозяйствами, а также увеличение мест для нестационарных торговых объектов (НТО). Это расширит предложение для населения и сократит цепочку продавцов», — отмечает он.

По данным комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленобласти, в регионе в этом году количество ярмарок уже увеличилось уже на 5%, торговых мест для личных подсобных хозяйств стало на 12% больше, а количество специализированных НТО и автолавок, реализующих овощи и фрукты, выросло на 18%.

«Люди на ярмарки и другие подобные форматы реагируют очень позитивно. Увеличение числа таких торговых точек позволит снизить цены в разы», — считает Светлана Журова.

Но у этого вопроса есть обратная сторона. «Многие горожане на ярмарки принципиально не ходят, покупают овощи в магазинах. В этой ситуации без дополнительных мер поддержки фермерам не обойтись, но помогать им надо с умом. Когда государство вмешивается в регулирование цен, это может испортить системные механизмы рынка», — отмечает Светлана Журова.

«Именно поэтому крайне важна золотая середина: снижая цены, не потерять интерес производителей к работе», — заключила вице-президент ЛОТПП Елена Дюкарева


продукты питания инфляция потребительский рынок овощи цены
Другие статьи автора Читайте также по теме
Между одной из структур ГК «Черкизово» и ЗАО «Круг» возник судебный спор из-за товарного знака «Тирольские». Переработчик мяса хочет продавать колбаски под брендом, который принадлежит выпускающей пироги компании.
Сеть кафе-пекарен «Хлебник» в течение 2 лет в 15 раз увеличит число микромаркетов. Вендинговые автоматы с кулинарией разместят по франшизе в бизнес-центрах и коворкингах Петербурга. Несколько игроков общепита в последние годы свернули подобные проекты, предупреждают эксперты.
Как санкции против России повлияли на рынок торговли, почему ретейлерам не стоит делать большую ставку на искусственный интеллект и как не попасть в зависимость от новых технологий, узнал «Новый проспект».

"Дом.РФ" может выйти на IPO в следующем году
28.03.2024
Правительство одобрило проект строительства новой верфи возле Петербурга
28.03.2024
Уникальный водный беспилотник и троллейбус с автономным ходом. Что показали на «Экологии большого города»
28.03.2024
Власти Хельсинки хотят выкупить "Хартвалл арену" у Ротенберга и Тимченко
28.03.2024
На Петроградской стороне открывается новый большой коворкинг
28.03.2024
«Петербуржцы сдали 345 тонн опасных отходов». Цифра прозвучала на открытии форума «Экология большого города»
28.03.2024
Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Румыния впервые начнет оформлять гражданам РФ шенгенские визы
28.03.2024
На Васильевском острове объявили конкурс на устройство парка с фонтаном
28.03.2024
Эмин Агаларов ответил на претензии в адрес владельцев "Крокус сити холла"
28.03.2024
Аэропорты просят Минтранс не вводить запрет на вход в терминалы провожающих
28.03.2024
Беспилотники — эффективный инструмент решения экологических задач
28.03.2024
В Петербурге резко вырос объем продаж ипотечных квартир за долги
28.03.2024
Ленобласть увеличила бюджетные расходы за счет роста дефицита
28.03.2024
Петербургская товарно-сырьевая биржа расширит перечень торгуемых товаров
28.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки