Остались без борща. Рынок ждет снижения цен на сезонные овощи

Аномальная жара и вынужденная закупка импорта стали причиной роста цен на продукты так называемого борщевого набора. С наступлением сезона уборки урожая цены снижаются, но объем производства овощей и фруктов в этом году неизбежно сократится. Это значит, что за снижением цен будет новый рост.

Этим летом на 10% выросли цены на мясо. А цены на картофель, лук, морковь, капусту, свёклу увеличились в 2 раза и даже больше. Такие данные представил на заседании Совета участников регионального и потребительского рынка Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛОТПП) Максим Фёдоров, заместитель председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка региона.

«К августу, когда наступает сезон сбора урожая, цены снизятся. Мы уже зафиксировали это снижение на некоторые овощи», — добавил он.

«Цены на мясо и сметану растут в пределах инфляции. А вот на картофель с сентября прошлого года цена по России выросла более чем в 1,5 раза, на свёклу — более чем в 2,5 раза. То же самое происходит с морковью», — отмечает Елена Пономарёва, генеральный директор компании «Лаборатория трендов», занимающейся аналитикой продовольственного рынка.

Максим Фёдоров назвал колебания цен на продукты борщевого набора сезонным явлением, но эти колебания напрямую влияют на благополучие и настроение граждан. «Рост цен вызывает поток обращений во все инстанции власти, в том числе Государственную думу. Люди на цены отреагировали очень быстро, моментально начали жаловаться», — подтверждает Светлана Журова, депутат Государственной думы от Ленобласти.

В России две беды: жара и импорт

За счет чего растут цены? «Торговая наценка тут ни при чём. Борщевой набор в торговых сетях часто продается с минимальной наценкой, так как он является предметом очень жесткой конкуренции между ретейлерами. Это тендерная позиция, и если сеть принимает повышение цены от производителя, то только в крайнем случае — чтобы не потерять поставщика. Но в этом случае она далеко не всегда может позволить себе транслировать это повышение на полку», — говорит Ольга Волкова, председатель Совета участников регионального и потребительского рынка ЛОТПП.

Эксперты отмечают, что в России просто меняется структура потребления. «Если в 2003 году каждый россиянин съедал в год в среднем 86 кг картофеля, то сейчас — всего 56 кг», — говорит Елена Пономарева. Она объясняет это тенденцией к здоровому образу жизни, поскольку точно так же падает потребление хлеба, а потребление таких овощей, как морковь, а также фруктов и ягод растет.

При этом отечественного производства овощей, в том числе картофеля, для обеспечения населения не хватает. Дефицит российского картофеля перекрывают более дорогим импортным картофелем. И это также провоцирует рост цен.

«Параллельно растет себестоимость нашей продукции, поскольку дорожают удобрения, импортные средства для обработки сельскохозяйственных площадей и прочее. А потребление падает! То есть чтобы сохранять доходность, производителю приходится очень сильно балансировать между себестоимостью и отпускной ценой», — говорит Елена Пономарёва.

Наконец, аномально жаркое лето-2021 также внесло свои коррективы в цены, и если говорить о прогнозе урожая, то картина вырисовывается нерадостная. «По ягодам мы уже зафиксировали падение объемов производства на 30–50%», — отмечает Михаил Шконда, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) личных подсобных хозяйств и кооперативов. По его словам, объем производства картофеля в разных хозяйствах снизится на 15–40%, свёклы — на 10–50%, моркови — на 20–40%, капусты — на 30–50%.

Таким образом, главный вопрос не «что происходит с ценами сейчас», а «что с ними будет после сбора нового урожая», и ответа не него пока нет.

Взлёт после падения

Космический скачок цен, по мнению экспертов, вряд ли произойдет. «Мы все ждем, что будет со сбором урожая, и не только у нас. В этом году ситуация непредсказуемая», — говорит Елена Пономарёва.

Максим Фёдоров видит решение проблемы в «расширении поставок напрямую от производителя к покупателю, без посредников». «Решить вопрос поможет увеличение количества сезонных ярмарок и ярмарок, работающих на постоянной основе, в том числе увеличение мест для продажи продукции личными подсобными хозяйствами, а также увеличение мест для нестационарных торговых объектов (НТО). Это расширит предложение для населения и сократит цепочку продавцов», — отмечает он.

По данным комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленобласти, в регионе в этом году количество ярмарок уже увеличилось уже на 5%, торговых мест для личных подсобных хозяйств стало на 12% больше, а количество специализированных НТО и автолавок, реализующих овощи и фрукты, выросло на 18%.

«Люди на ярмарки и другие подобные форматы реагируют очень позитивно. Увеличение числа таких торговых точек позволит снизить цены в разы», — считает Светлана Журова.

Но у этого вопроса есть обратная сторона. «Многие горожане на ярмарки принципиально не ходят, покупают овощи в магазинах. В этой ситуации без дополнительных мер поддержки фермерам не обойтись, но помогать им надо с умом. Когда государство вмешивается в регулирование цен, это может испортить системные механизмы рынка», — отмечает Светлана Журова.

«Именно поэтому крайне важна золотая середина: снижая цены, не потерять интерес производителей к работе», — заключила вице-президент ЛОТПП Елена Дюкарева


Актуально сегодня