Остались без борща. Рынок ждет снижения цен на сезонные овощи
Новый проспект
Статьи

Остались без борща. Рынок ждет снижения цен на сезонные овощи

Прочитано: 1741

Аномальная жара и вынужденная закупка импорта стали причиной роста цен на продукты так называемого борщевого набора. С наступлением сезона уборки урожая цены снижаются, но объем производства овощей и фруктов в этом году неизбежно сократится. Это значит, что за снижением цен будет новый рост.

Этим летом на 10% выросли цены на мясо. А цены на картофель, лук, морковь, капусту, свёклу увеличились в 2 раза и даже больше. Такие данные представил на заседании Совета участников регионального и потребительского рынка Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛОТПП) Максим Фёдоров, заместитель председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка региона.

«К августу, когда наступает сезон сбора урожая, цены снизятся. Мы уже зафиксировали это снижение на некоторые овощи», — добавил он.

«Цены на мясо и сметану растут в пределах инфляции. А вот на картофель с сентября прошлого года цена по России выросла более чем в 1,5 раза, на свёклу — более чем в 2,5 раза. То же самое происходит с морковью», — отмечает Елена Пономарёва, генеральный директор компании «Лаборатория трендов», занимающейся аналитикой продовольственного рынка.

Максим Фёдоров назвал колебания цен на продукты борщевого набора сезонным явлением, но эти колебания напрямую влияют на благополучие и настроение граждан. «Рост цен вызывает поток обращений во все инстанции власти, в том числе Государственную думу. Люди на цены отреагировали очень быстро, моментально начали жаловаться», — подтверждает Светлана Журова, депутат Государственной думы от Ленобласти.

В России две беды: жара и импорт

За счет чего растут цены? «Торговая наценка тут ни при чём. Борщевой набор в торговых сетях часто продается с минимальной наценкой, так как он является предметом очень жесткой конкуренции между ретейлерами. Это тендерная позиция, и если сеть принимает повышение цены от производителя, то только в крайнем случае — чтобы не потерять поставщика. Но в этом случае она далеко не всегда может позволить себе транслировать это повышение на полку», — говорит Ольга Волкова, председатель Совета участников регионального и потребительского рынка ЛОТПП.

Эксперты отмечают, что в России просто меняется структура потребления. «Если в 2003 году каждый россиянин съедал в год в среднем 86 кг картофеля, то сейчас — всего 56 кг», — говорит Елена Пономарева. Она объясняет это тенденцией к здоровому образу жизни, поскольку точно так же падает потребление хлеба, а потребление таких овощей, как морковь, а также фруктов и ягод растет.

При этом отечественного производства овощей, в том числе картофеля, для обеспечения населения не хватает. Дефицит российского картофеля перекрывают более дорогим импортным картофелем. И это также провоцирует рост цен.

«Параллельно растет себестоимость нашей продукции, поскольку дорожают удобрения, импортные средства для обработки сельскохозяйственных площадей и прочее. А потребление падает! То есть чтобы сохранять доходность, производителю приходится очень сильно балансировать между себестоимостью и отпускной ценой», — говорит Елена Пономарёва.

Наконец, аномально жаркое лето-2021 также внесло свои коррективы в цены, и если говорить о прогнозе урожая, то картина вырисовывается нерадостная. «По ягодам мы уже зафиксировали падение объемов производства на 30–50%», — отмечает Михаил Шконда, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) личных подсобных хозяйств и кооперативов. По его словам, объем производства картофеля в разных хозяйствах снизится на 15–40%, свёклы — на 10–50%, моркови — на 20–40%, капусты — на 30–50%.

Таким образом, главный вопрос не «что происходит с ценами сейчас», а «что с ними будет после сбора нового урожая», и ответа не него пока нет.

Взлёт после падения

Космический скачок цен, по мнению экспертов, вряд ли произойдет. «Мы все ждем, что будет со сбором урожая, и не только у нас. В этом году ситуация непредсказуемая», — говорит Елена Пономарёва.

Максим Фёдоров видит решение проблемы в «расширении поставок напрямую от производителя к покупателю, без посредников». «Решить вопрос поможет увеличение количества сезонных ярмарок и ярмарок, работающих на постоянной основе, в том числе увеличение мест для продажи продукции личными подсобными хозяйствами, а также увеличение мест для нестационарных торговых объектов (НТО). Это расширит предложение для населения и сократит цепочку продавцов», — отмечает он.

По данным комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленобласти, в регионе в этом году количество ярмарок уже увеличилось уже на 5%, торговых мест для личных подсобных хозяйств стало на 12% больше, а количество специализированных НТО и автолавок, реализующих овощи и фрукты, выросло на 18%.

«Люди на ярмарки и другие подобные форматы реагируют очень позитивно. Увеличение числа таких торговых точек позволит снизить цены в разы», — считает Светлана Журова.

Но у этого вопроса есть обратная сторона. «Многие горожане на ярмарки принципиально не ходят, покупают овощи в магазинах. В этой ситуации без дополнительных мер поддержки фермерам не обойтись, но помогать им надо с умом. Когда государство вмешивается в регулирование цен, это может испортить системные механизмы рынка», — отмечает Светлана Журова.

«Именно поэтому крайне важна золотая середина: снижая цены, не потерять интерес производителей к работе», — заключила вице-президент ЛОТПП Елена Дюкарева


продукты питания инфляция потребительский рынок овощи цены
Другие статьи автора Читайте также по теме
ГК «Таврос» из Башкирии купила у «Аладушкин Групп» производителя яйца — агрокомплекс «Оредеж». Сумма сделки могла составить около 1 млрд рублей. Для покупателя это дебют на новом рынке, а для продавца — счастливый итог непростой сделки, говорят эксперты.
В Петербурге появился новый сервис доставки готовой еды — «Додома». Бизнес запустил Дмитрий Улаев, которого СМИ называют братом владельца продовольственного ретейлера «Вкустер» Валерия Улаева. В группу также входят сети «Цветовик» и «Фантазия», а также несколько ресторанных проектов.
Свинина резко набирает популярность у потребителей на фоне подорожания мяса птицы. Спрос поддерживают рост объемов производства свинины и повышение доходов бюджетников.

До 2035 года в развитие Северного морского пути инвестируют 1,8 трлн рублей
07.12.2023
В петербургских новостройках появится новая сеть торговых центров
07.12.2023
Setl Group открыл проектное финансирование на строительство двух очередей ЖК "Город Звезд"
07.12.2023
В Петербурге за 11 месяцев введено в строй более 3 млн кв. м жилья
07.12.2023
В Брянске школьница расстреляла одноклассников из охотничьего ружья
07.12.2023
Совет Федерации запустил выборы президента РФ
07.12.2023
В Петербурге увековечат память тренера Путина по дзюдо
06.12.2023
Петербургская сеть коворкингов PAGE выходит в Дагестан
06.12.2023
Бренды Adidas и Reebook возвращаются в Россию под вывеской ASP
06.12.2023
Финляндия ночью 14 декабря снова откроет пограничные пункты с Россией
06.12.2023
Госдума вернула в школы уроки труда и запретила ученикам использовать смартфоны
06.12.2023
Человеком 2023 года по версии журнала Time стала американская певица Тейлор Свифт
06.12.2023
В Петербурге опять горела консерватория
06.12.2023
На бесплатную медицинскую помощь для петербуржцев в 2024 году зарезервированы более 250 млрд рублей
06.12.2023
Популярная певица Вера Брежнева ликвидирует бизнес в Петербурге
06.12.2023
Метро Петербурга будет работать в новогоднюю ночь и в ночь на Рождество
06.12.2023
Доля сделок в формате build-to-suit на рынке складской недвижимости России идет на рекорд
06.12.2023
Пивоваренную компанию "Балтика" хотят национализировать
06.12.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки