Ошибка "Дерзкого". Петербургская "Звезда" поплатилась за задержку скандального корвета
Новый проспект
Статьи

Ошибка "Дерзкого". Петербургская "Звезда" поплатилась за задержку скандального корвета

Прочитано: 1678

Корвет проекта 20386

Петербургское ПАО «Звезда» должно выплатить 53,2 млн рублей ярославскому производителю турбин ПАО «ОДК Сатурн» (входит в госкорпорацию «Ростех») за более чем двухлетнюю задержку исполнения контракта на строительство опытного редукторного комплекса для корветов серии 20386. Такое решение Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал накануне новогодних праздников. В законную силу оно вступит через месяц или после рассмотрения апелляционным судом, если «Звезда» туда обратится.

Договор между «Звездой» и «Сатурном» заключен 1 декабря 2017 года. Согласно ему, «Звезда» должна изготовить и предоставить заказчику опытный образец редукторного комплекса (механизм для передачи мощности вращением) для корветов серии 20386. Цена всего договора не разглашается, цена первого этапа составила 1,1 млрд рублей. Официальное название договора — «Составная часть опытно-конструкторской работы «Изготовление, проведение испытаний и сдача опытно-поставочного образца редукторного комплекса 6РП ГЭУ проекта 20386».

Ко 2 декабря 2021 года «Звезда» задержала контракт на 734 дня. Можно предположить, что в полной мере он не исполнен и сегодня. Из мотивировочной части судебного решения следует, что на 11 ноября была завершена сборка редукторов, но не проведены их заводские, предварительные и межведомственные испытания. Это обстоятельство и стало причиной судебного иска.

Представители «Звезды» с заказчиком не согласны. Они ссылались на сложности во взаимоотношениях с ФГУП «ФНПЦ «Прогресс», изготовившим специальные муфты для соединения редукторного комплекса с валопроводом корабля, и с АО «ИК «Неотек Марин», автором интерактивного электронного руководства для подготовки личного состава. Ещё «Звезда» обратила внимание на несвоевременность авансовых платежей и на почти год задержки подписания документов «Сатурном», что «отрицательно сказалось на сроках сдачи редукторного комплекса».

«Сатурн» парировал: даже если всё так и было, на сроки изготовления редукторного комплекса это повлиять не могло, потому как прямой технологической связи между описанными проблемами и содержанием договора со «Звездой» нет. И суд полностью принял доводы «Сатурна».

«В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик предпринял все меры для надлежащего исполнения <…> обязательств, не представлены <…> доказательства наличия обстоятельств, создающих невозможность приступить к выполнению <…> работ либо своевременно их завершить, <…> отсутствуют доказательства того, что несвоевременное перечисление <…> авансовых средств явилось объективным препятствием в <…> выполнении работ, <…> а также, принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящего спора обязательства <…> не исполнены, суд считает исковые требования <…> подлежащими удовлетворению», — написано в судебном решении.

Серия корветов 20386 — это модернизированная серия 20380. Создается впечатление, будто от базовой она, как хомячки от крыс, отличается прежде всего плохим пиаром.

Впервые об этой серии стало известно в феврале 2015 года, когда Северная верфь заявила о планах закладки головного корвета. Его представили как «принципиально новую модификацию корабля, конструкция которого соединит элементы базовой комплектации и съемные боевые модули» и будет оснащена вертолетом и беспилотниками.

В октябре 2016 года Северная верфь заложила корвет «Дерзкий» разработки петербургского ЦМКБ «Алмаз» — головной серии 20386.

В последних числах декабря глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов признался журналистам «Коммерсанта»: «С этим кораблем были определенные проблемы с финансированием. В процессе строительства у заказчика появились новые идеи по его использованию. По этим причинам и происходят некоторые метаморфозы. Но в целом проект движется».


справка нового проспекта

Корветы серии 20386 предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, а также решения разнообразных задач в ближней морской зоне. На кораблях размещены артиллерийские, противоракетные, противолодочные, гидроакустические и радиолокационные комплексы. Проектом предусмотрен ангар для вертолета Ка-27.

«Некоторые метаморфозы» профильное «Военное обозрение» в марте 2018 года обозначило как ошибку, которая хуже, чем преступление. По мнению издания, каждый корвет серии 20386 в 2 раза дороже корвета базовой серии 20380 при незначительных и сомнительных усовершенствованиях. Издание обратилось даже в Администрацию президента и получило ответ от главкома ВМФ, в котором он заверил издание в перспективности новой серии.

Впрочем, все эти перипетии не влияют на необходимость исполнения контракта между «Звездой» и «Сатурном», что, собственно, и стало поводом нынешнего спора.

Стоит добавить, что петербургскую «Звезду» на протяжении последнего года преследуют регулярные судебные неудачи, связанные с исполнением военных заказов.

В первой половине прошлого года компания со счетом 1:2 проиграла тяжбу специализирующемуся на изготовлении судовых дизельных установок Кингисеппскому машиностроительному заводу. Причиной спора стала задержка контракта по производству малого ракетного корабля «Каракурт» серии 22800. В августе Минобороны расторгло в суде ранее заключенные со «Звездой» два контракта более чем на 1 млрд рублей и взыскало с неё почти полмиллиарда неустойки. Речь шла об изготовлении силовых установок для кораблей ВМФ. Еще один контракт со «Звездой» на поставку шести судовых силовых установок Минобороны расторгло осенью.

В самой «Звезде» судебные поражения восприняли философски.

«С 2014 года объем госзаказа на предприятии возрос десятикратно. Резкое увеличение объема заказов привело к отставанию от графика поставок в первые годы работы. Благодаря смене управленческой команды и последовавшей реорганизации производства в 2018—2020 годах отставание по заказам удалось сократить почти в 2 раза. В настоящее время в ПАО «Звезда» сформирован график, который позволит до конца года выйти на выполнение производственной программы в срок», — заявили автору статьи в компании.

В ПАО «Звезда» сложившуюся ситуацию прокомментировали так: «При выполнении предприятиями работ по проектированию и изготовлению сложной технической продукции с участием большого числа соисполнителей нередко возникают хозяйственные споры. С решением суда первой инстанции не согласны, будем обжаловать в апелляции».

справка нового проспекта

По данным СПАРК с актуализацией на I квартал 2019 года, по 24,99% акций ПАО «Звезда» принадлежат ООО «Уральский дизель-моторный завод» и ООО «Акцент», 21,93% — у ООО «Дилинг», оставшиеся 19,54% — у ООО «Евроинвест». Все компании зарегистрированы в Свердловской области, ООО «Уральский дизель-моторный завод» входит в группу «Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского. «Дилинг» и «Акцент» принадлежат свердловским бизнесменам Павлу Бакланову и Эдуарду Соломахе. СПАРК не видит никакой связи между ними и группой «Синара». Хотя в конце 2020 года в издании Уральского федерального университета его выпускник Эдуард Соломаха представлен как руководитель казначейства АО «Группа Синара».


судостроение машиностроение суд оборонная промышленность
Другие статьи автора Читайте также по теме
Занимающиеся коммерцией частные лица должны платить налог со всего заработанного. Конституционный суд России признал несправедливость такой ситуации, но отказался уменьшать доходы на расходы. Эксперты видят в этом решении намек на то, чтобы честно регистрировать свой бизнес.
Российскому бизнесу запретят размещать рекламу на информационных ресурсах иностранных агентов. Законопроект вступит в силу уже в марте. Хотя, как законопослушный рекламодатель сможет выявить такие ресурсы, остается неясным. Легитимность рекламы в запрещенных социальных сетях и на YouTube тоже под вопросом.
Минпромторг напомнил о недопустимости поставок импортной продукции для государственных нужд. Однако в поисках российских аналогов предприятия сталкиваются с трудностями. О путях решения этой проблемы размышляет главный конструктор СКБ-1 ВПХ «Кингисеппский машиностроительный завод» Андрей Сычев.

ТГК-1 по итогам 2023 года получила убыток в 800 млн рублей
29.02.2024
Самой богатой бизнес-леди России третий год подряд стала владелица Wildberries Татьяна Бакальчук
29.02.2024
Число жертв войны в секторе Газа превысило 30 тыс. человек
29.02.2024
Еще два российских бизнесмена из списка Forbes отказались от российского гражданства
29.02.2024
Сразу два инвестора планируют начать в Петербурге выпуск туристических автобусов
29.02.2024
В Москве сегодня задержали главреда "Новой газеты" Сергея Соколова
29.02.2024
Экспорт бензина запретили до 31 августа
29.02.2024
Тихвинский ферросплавный завод в Ленобласти уходит в простой до 1 апреля
29.02.2024
На юго-западе Петербурга открылся коворкинг PARK-PAGE
29.02.2024
Петербургский жилой комплекс стал серебряным призером премии "Топ ЖК-2024"
29.02.2024
Доля апарт-отелей в Петербурге стремительно догоняет "классические" гостиницы
29.02.2024
Льготные программы лизинга не привлекают бизнес, сетуют в ФРП Петербурга
29.02.2024
Путин анонсировал переход к дифференциальной шкале налогообложения
29.02.2024
Владимир Путин предложил списать российским регионам две трети долгов
29.02.2024
В России программу льготной семейной ипотеки продлят до 2030 года
29.02.2024
Росгидромет откажется от данных с зарубежных метеоспутников
29.02.2024
Два десятка социальных объектов строит крупнейший петербургский застройщик
29.02.2024
В Петербурге и Ленобласти за год выросли объемы промышленного производства
29.02.2024
Ученые ВШЭ выяснили, почему большинство детей в стране рождается летом
29.02.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки