Ошибка "Дерзкого". Петербургская "Звезда" поплатилась за задержку скандального корвета

11 Января 2022

Корвет проекта 20386

Петербургское ПАО «Звезда» должно выплатить 53,2 млн рублей ярославскому производителю турбин ПАО «ОДК Сатурн» (входит в госкорпорацию «Ростех») за более чем двухлетнюю задержку исполнения контракта на строительство опытного редукторного комплекса для корветов серии 20386. Такое решение Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал накануне новогодних праздников. В законную силу оно вступит через месяц или после рассмотрения апелляционным судом, если «Звезда» туда обратится.

Договор между «Звездой» и «Сатурном» заключен 1 декабря 2017 года. Согласно ему, «Звезда» должна изготовить и предоставить заказчику опытный образец редукторного комплекса (механизм для передачи мощности вращением) для корветов серии 20386. Цена всего договора не разглашается, цена первого этапа составила 1,1 млрд рублей. Официальное название договора — «Составная часть опытно-конструкторской работы «Изготовление, проведение испытаний и сдача опытно-поставочного образца редукторного комплекса 6РП ГЭУ проекта 20386».

Ко 2 декабря 2021 года «Звезда» задержала контракт на 734 дня. Можно предположить, что в полной мере он не исполнен и сегодня. Из мотивировочной части судебного решения следует, что на 11 ноября была завершена сборка редукторов, но не проведены их заводские, предварительные и межведомственные испытания. Это обстоятельство и стало причиной судебного иска.

Представители «Звезды» с заказчиком не согласны. Они ссылались на сложности во взаимоотношениях с ФГУП «ФНПЦ «Прогресс», изготовившим специальные муфты для соединения редукторного комплекса с валопроводом корабля, и с АО «ИК «Неотек Марин», автором интерактивного электронного руководства для подготовки личного состава. Ещё «Звезда» обратила внимание на несвоевременность авансовых платежей и на почти год задержки подписания документов «Сатурном», что «отрицательно сказалось на сроках сдачи редукторного комплекса».

«Сатурн» парировал: даже если всё так и было, на сроки изготовления редукторного комплекса это повлиять не могло, потому как прямой технологической связи между описанными проблемами и содержанием договора со «Звездой» нет. И суд полностью принял доводы «Сатурна».

«В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательств, не представлены доказательства наличия обстоятельств, создающих невозможность приступить к выполнению работ либо своевременно их завершить, отсутствуют доказательства того, что несвоевременное перечисление авансовых средств явилось объективным препятствием в выполнении работ, а также, принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящего спора обязательства не исполнены, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению», — написано в судебном решении.

Серия корветов 20386 — это модернизированная серия 20380. Создается впечатление, будто от базовой она, как хомячки от крыс, отличается прежде всего плохим пиаром.

Впервые об этой серии стало известно в феврале 2015 года, когда Северная верфь заявила о планах закладки головного корвета. Его представили как «принципиально новую модификацию корабля, конструкция которого соединит элементы базовой комплектации и съемные боевые модули» и будет оснащена вертолетом и беспилотниками.

В октябре 2016 года Северная верфь заложила корвет «Дерзкий» разработки петербургского ЦМКБ «Алмаз» — головной серии 20386.

В последних числах декабря глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов признался журналистам «Коммерсанта»: «С этим кораблем были определенные проблемы с финансированием. В процессе строительства у заказчика появились новые идеи по его использованию. По этим причинам и происходят некоторые метаморфозы. Но в целом проект движется».


СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Корветы серии 20386 предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, а также решения разнообразных задач в ближней морской зоне. На кораблях размещены артиллерийские, противоракетные, противолодочные, гидроакустические и радиолокационные комплексы. Проектом предусмотрен ангар для вертолета Ка-27.

«Некоторые метаморфозы» профильное «Военное обозрение» в марте 2018 года обозначило как ошибку, которая хуже, чем преступление. По мнению издания, каждый корвет серии 20386 в 2 раза дороже корвета базовой серии 20380 при незначительных и сомнительных усовершенствованиях. Издание обратилось даже в Администрацию президента и получило ответ от главкома ВМФ, в котором он заверил издание в перспективности новой серии.

Впрочем, все эти перипетии не влияют на необходимость исполнения контракта между «Звездой» и «Сатурном», что, собственно, и стало поводом нынешнего спора.

Стоит добавить, что петербургскую «Звезду» на протяжении последнего года преследуют регулярные судебные неудачи, связанные с исполнением военных заказов.

В первой половине прошлого года компания со счетом 1:2 проиграла тяжбу специализирующемуся на изготовлении судовых дизельных установок Кингисеппскому машиностроительному заводу. Причиной спора стала задержка контракта по производству малого ракетного корабля «Каракурт» серии 22800. В августе Минобороны расторгло в суде ранее заключенные со «Звездой» два контракта более чем на 1 млрд рублей и взыскало с неё почти полмиллиарда неустойки. Речь шла об изготовлении силовых установок для кораблей ВМФ. Еще один контракт со «Звездой» на поставку шести судовых силовых установок Минобороны расторгло осенью.

В самой «Звезде» судебные поражения восприняли философски.

«С 2014 года объем госзаказа на предприятии возрос десятикратно. Резкое увеличение объема заказов привело к отставанию от графика поставок в первые годы работы. Благодаря смене управленческой команды и последовавшей реорганизации производства в 2018—2020 годах отставание по заказам удалось сократить почти в 2 раза. В настоящее время в ПАО «Звезда» сформирован график, который позволит до конца года выйти на выполнение производственной программы в срок», — заявили автору статьи в компании.

В ПАО «Звезда» сложившуюся ситуацию прокомментировали так: «При выполнении предприятиями работ по проектированию и изготовлению сложной технической продукции с участием большого числа соисполнителей нередко возникают хозяйственные споры. С решением суда первой инстанции не согласны, будем обжаловать в апелляции».

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По данным СПАРК с актуализацией на I квартал 2019 года, по 24,99% акций ПАО «Звезда» принадлежат ООО «Уральский дизель-моторный завод» и ООО «Акцент», 21,93% — у ООО «Дилинг», оставшиеся 19,54% — у ООО «Евроинвест». Все компании зарегистрированы в Свердловской области, ООО «Уральский дизель-моторный завод» входит в группу «Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского. «Дилинг» и «Акцент» принадлежат свердловским бизнесменам Павлу Бакланову и Эдуарду Соломахе. СПАРК не видит никакой связи между ними и группой «Синара». Хотя в конце 2020 года в издании Уральского федерального университета его выпускник Эдуард Соломаха представлен как руководитель казначейства АО «Группа Синара».


Читайте также по теме
Актуально сегодня