Опять двойка. Спонсорам разрешили контролировать успеваемость студентов

02 Декабря 2022

Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

Финансирующим обучение студентов компаниям разрешат контролировать их успеваемость и отказываться от двоечников. Такие требования призваны стимулировать будущих сотрудников хорошо учиться.

Заказчиками целевого обучения могут выступать как частные компании, так и государственные организации. Заключая договор, они принимают на себя обязанность финансировать само обучение, проживание, оплату иных услуг, а по окончании вуза — трудоустроить специалиста. В свою очередь студент должен освоить образовательную программу и не меньше 3 лет отработать у спонсора.

Учебу — рабочим, долги — заводам

Действующий порядок, утвержденный правительством России, ставит работодателей в крайне невыгодное положение. В частности, по разным «уважительным причинам» студент вправе отказаться от взятых обязательств. Бессрочно может длиться и само обучение. Возмещать вложенные в него средства несостоявшемуся или даже окончившему вуз специалисту придется только в случае грубого нарушения договора.

Кроме того, спонсируя гражданина, работодатель не вправе контролировать его успеваемость и предпринимать какие-либо меры. В Министерстве науки и высшего образования РФ указывают на негативные последствия такой ситуации для заказчиков целевого обучения и государства. «Степень профессиональной подготовленности выпускника оказывается недостаточной для качественного осуществления им трудовой деятельности», — констатируют в ведомстве.

Поправки, подписанные премьер-министром России 23 ноября, делегируют спонсорам право включать в контракт требования к успеваемости по конкретным дисциплинам, модулям и практикам. Нарушение таких условий в течение любых двух промежуточных аттестаций является основанием для сокращения финансирования или полного расторжения договора. В последнем случае оплошавший студент несет и полную ответственность, то есть обязан будет возместить причиненные убытки (вернуть вложенные средства). Такие меры, по мнению чиновников, позволят повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов.

Правда, новые правила вступят в силу только с 1 сентября 2023 года. По общему правилу оговорки об успеваемости могут быть включены только в заключаемые после этой даты договоры целевого обучения, то есть в отношении абитуриентов, поступающих в вуз с 2024 года. Своеобразной компенсацией для студентов будет обязанность заказчикам оказывать им «содействие в повышении успеваемости». Но конкретные меры не определяются — они должны включаться в заключаемый сторонами договор.

Цель оправдывает оценки

Представители вузов в целом положительно оценивают новые меры. «Действительно, сейчас отдельные студенты-целевики не стремятся к хорошей успеваемости, так как им достаточно числиться в вузе. Внесенные изменения повышают их мотивацию не просто учиться, а учиться хорошо. Вузы также не заинтересованы в снижении целевого финансирования и будут стремиться усиливать интерес студентов к учебе. Конечно, можно жаловаться на неизбежный субъективизм оценки успеваемости, но угроза нарушения прав студентов остается минимальной», — убеждена директор Института экономики и права Университета «МИР» Ольга Кленкина.

По мнению декана одного из факультетов Московского технического университета связи и информатики Сергея Гатауллина, выполнение условий по успеваемости может стать хорошим и эффективным стимулом для обучающегося. «А для будущего работодателя — некоторой гарантией, что средства на воспроизведение необходимых кадров не будут потрачены впустую. Серьезные партнеры вузов, выступающие в роли баз практики обучающихся, уже давно устанавливают входной барьер по среднему значению баллов оценок за период обучения на уровне 4,5-4,7», — поясняет Сергей Гатауллин.

Бедный студент

Вместе с тем еще на этапе подготовки поправок эксперты критически оценивали систему контроля успеваемости. Так, в Торгово-промышленной палате России (ТПП) указывали на риск навязывания студентам и их родителям, не являющимся специалистами в области права, невыгодных условий. Более того, учет оценок может даже стимулировать коррупцию. «Важно учитывать, что в образовательной организации может сложиться ситуация, когда преподаватели (для личной выгоды) будут намеренно ставить неудовлетворительные оценки, чтобы мотивировать стороны договора о целевом обучении получать дополнительные образовательные услуги», — полагает представитель ТПП Ольга Тимофеева.

Сертифицированный эксперт Дмитрий Тюрин предлагал уточнить меры — расторгать договоры только при условии неудовлетворительного прохождения учащимся двух промежуточных аттестаций подряд. В противном случае спонсор получает право отказаться от обязательств даже на последнем курсе, если за прошедшие годы студент провалил любые две сессии. «Причинами таких действий заказчика могут быть наиболее распространённые: стало сложно с финансами, хочет уклониться от обязательств по трудоустройству. За 5-6 лет всякое может произойти, это же немалый срок», — отмечается в заключении.

Но в образовательном ведомстве констатировали, что «незнание гражданином правовых норм не может рассматриваться как основание для введения того или иного нормативного правового регулирования». А в установлении возможности расторжения договора по результатам двух следующих друг за другом промежуточных аттестаций чиновники усмотрели «необоснованное ограничение полномочий заказчика».

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По данным Министерства науки и высшего образования РФ, в минувшем году по договорам на целевое обучение в вузы было принято 45,2 тыс. абитуриентов, но заказчиками чаще всего выступают государственные органы, учреждения, предприятия и корпорации. Частные компании спонсировали обучение только 8,2 тыс. студентов, поступивших в прошлые годы.

Актуально сегодня