Опрос

Председатель Комитета по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области Николай Романов:

- Качество производимой в нашем регионе молочной продукции отличное, мы полностью обеспечиваем регион молочными продуктами и более 30 % сырого молока мы поставляем за пределы области.

Вопросы возникают к качеству молочной продукции, которая поставляется на наш рынок из других регионов, все поставки не могут быть проконтролированы в полном объеме. В наших местных производителях мы уверены, переработка молока находится на жёстком контроле, все наши предприятия проходят регулярные и серьезные проверки. Но производителям, работающим с качественным сырьем, сложно конкурировать с производителями фальсификата. Этот вопрос должен решаться не на региональном, а на федеральном уровне. В советское время эффективными были внезапные проверки, которые проводились систематически без предупреждений, это давало возможность обеспечивать жёсткий контроль качества производства»

Егор Леонтьев, руководитель природоохранных проектов МОО «Зеленый Фронт»:

— Продовольственная безопасность в нашем регионе под угрозой. Засилье фальсификата молочной и масложировой продукции на полках магазинов, повсеместное использование пальмового масла в кондитерской отрасли, продукты с истекшим сроком годности — всё это снижает доверие потребителей к отечественным продуктам питания. Это сейчас не только проблема ритейла, но и угроза для здоровья наших сограждан в бюджетных учреждениях — больницах, школах, детсадах, воинских частях.

Александр Бражко, активист, руководитель проекта «За честные продукты!»:

— Россия ежегодно экспортирует в европейские страны 2 млн тонн подсолнечногомасла. Чтобы компенсировать этот объем, страна закупает 1 млн тонн тропических жиров для производства биоэтанола. Его по ошибке называют пальмовым маслом, потому что реальная стоимость такого масла 2 тыс. рублей за один килограмм. Отличить их сложно, поэтому система контроля не способна исключить попадание тропических жиров в пищевую индустрию. Ни один из производителей не признается, что закупает трансжиры — максимум речь идет о «заменителях молочного жира». К сожалению, мало кто хочет разбираться в качестве сырья.

Главную угрозу пищевой безопасности страны представляет монополия сетевых магазинов, которые диктуют производителя жесткие ценовые условия. На мой взгляд, нужно развивать сектор малой торговли. Малые предприниматели будут закупать небольшие партии товаров у фермеров. Будет конкуренция, в том числе за безопасность поставляемых в магазины продуктов.

Ийри Алайя, заведующий амбулаторно-поликлиническим отделением Медицинского института им. Березина Сергея (МИБС), гастроэнтеролог, диетолог, КМН:

- Есть пальмовое масло, получаемое при первичном отжиме. Оно содержит витамины, микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты, как и оливковое масло первого отжима. В принципе, его можно употреблять в ограниченных количествах без вреда для здоровья. Но когда говорят о вреде пальмового масла, имеют ввиду несколько иной продукт. Сейчас в промышленных объемах выпускают гидрогенизированное пальмовое масло, которое в ходе переработки перешло в твердое состояние и стало тем самым трансжиром. Производители отдают предпочтение именно этому виду масла (трансжиру) по понятным причинам. Оно стоит недорого, легко транспортируется, долго хранится, само выступает в качестве консерванта. 

Трансжиры влияют на организм человека отрицательно. Они содержат в себе структуры, повышающие уровень холестерина, токсических веществ и замедляют процессы окисления в организме человека. Что из этого получается? Это формирование бляшек в кровеносных сосудах, приводящее к атеросклерозу и ускоренному развитию старческого слабоумия. Это ишемическая болезнь и нарушение ритма сердца, вплоть до инфаркта. Это развитие патологий почек. Это атеросклероз сосудов нижних конечностей. Помимо этого, такие жиры быстрее усваиваются организмом и откладываются про запас, следствием чего является накопление лишнего веса вплоть до ожирения и сахарного диабета. 

Очень плохо сказываются жиры этого типа на работе печени. Их переработка и накопление в данном органе приводит к жировому гепатозу. Почему-то редко в научно-популярной литературе говорится о том, что трансжиры ведут к появлению свободных радикалов в организме, что способствует возникновению онкологических заболеваний.

Знаю, что в странах Западной Европы есть специальные программы поддержки производителей натуральных продуктов. Но продукция их стоит очень дорого. Вряд ли среднестатистический житель России может сегодня позволить себе 

Заведующая центральным отделением клиники “Энерго” Елена Карабан 

- Конечно, натуральный продукт всегда полезнее обработанного. Именно поэтому гораздо больше доверия вызывает фермерская продукция, которая продается в специальных магазинах. Чем больший срок годности указан на упаковке, тем больше консервантов содержит продукт, а значит, и пользы в нем меньше. 

Даже когда мы читаем на упаковке, что продукт натурален и не содержит, например, ГМО, то как мы можем в этом убедиться? Нужно знать, какого числа и в какой лаборатории проводились такие исследования. А они, кстати, очень дорогостоящие. Регулярно проходить такое тестирование - это довольно дорого и под силу далеко не каждому производителю. Если каждую партию продукции действительно отправлять в лабораторию на исследования, то ее стоимость значительно возрастет и не все смогут ее приобрести.

Александр Матросов, фермер:

— Когда речь идет о производстве мяса и молока в промышленных масштабах, без химии, например, антибиотиков и их заменителей не обойтись. Это же конвейер. У нас мелкое хозяйство. Стараемся вести его старинными методами, без всяких препаратов и уколов. Максимум пропаиваем животных гемоглобулином. Обращаемся к ветеринарам только в особых случаях — когда, например, корова уже легла. Были печальные случаи с кроликами и индейками — попала инфекция, за неделю вымерло все поголовье. В итоге решили отказаться от них вовсе. Применять антибиотики для нас просто экономически нецелесообразно. Поэтому мы обречены производить экопродукт.

Актуально сегодня