Операторы связи достучались до домов
В конце июня рабочая группа по информационной инфраструктуре АНО «Цифровая экономика» утвердила новую дорожную карту по стимулированию инвестиционной активности операторов. В числе мер, которые должны этому способствовать, — упрощение доступа операторов к объектам инфраструктуры государственной и муниципальной собственности, а также к территориям многоквартирных жилых домов, что «должно обеспечить более оперативное и эффективное оказание услуг связи населению».
Хорошо забытое старое
Конкурентная борьба операторов связи широкополосного доступа в интернет (ШПД) зачастую незаметна конечным пользователям, однако, например, управляющие компании домов знают о ней не понаслышке и часто сами выступают важными участниками этого процесса.
Истории телекоммуникаций в России более 20 лет. Юрист, генеральный директор компании «ОрдерКом» Дмитрий Галушко считает, что остро вопрос размещения в жилых домах инфраструктуры и оборудования встал 15 лет назад, с момента введения в действие ЖК РФ, где указано, что для размещения операторских сетей необходимо заручиться согласием не менее чем двух третей собственников дома.
«Тема равного доступа к инфраструктуре — резонансная и не новая, — согласен генеральный директор оператора «Обит» Андрей Гук. — Впервые Минкомсвязь (сейчас — Минцифры) предложило проект равного доступа операторов связи в жилые дома еще в 2016 году». С тех пор законопроект «висит» в Госдуме.
«Ни у кого не возникает мыслей как-либо ограничивать прокладку электрического кабеля, труб тепло- или водоснабжения, дополнительно взымать деньги за установку газовых труб. Однако всё это происходит с интернет-коммуникациями, — удивляются в «Эр-Телекоме». — В наших подъездах установлены почтовые ящики. Кто-то пробовал требовать деньги с «Почты России» за их размещение или за доставку писем и газет?»
По мнению Андрея Гука, эта проблема затрагивает интересы большого числа групп и аудиторий, поэтому разработать и согласовать единые правила недискриминационного доступа в жилые дома — непростая задача, имеющая как технические, так и юридические нюансы.
Сегодняшний день
Сегодня нет единых требований к условиям размещения оборудования операторов в домах и тарифов на эти действия. И хотя интенсивные «войны» между операторами и управляющими компаниями отбушевали лет десять назад, однако, говорят в «Эр-Телекоме», до сих пор есть примеры, когда УК не дают операторам размещать оборудование, подключаться к электричеству и устанавливают разнообразные дополнительные платежи и обременения.
Если по закону «впустить» или «не впускать» очередного оператора связи в многоквартирный дом могут решить только собственники жилья, по факту часто ситуация может кардинально отличаться от дома к дому. Дмитрий Галушко прямо говорит, что такие вопросы зачастую до сих пор решаются «по понятиям». «Где-то это происходит действительно через собрание жильцов, где-то жильцы предварительно наделяют УК правом принимать такие решения, а где-то УК или ТСЖ самостоятельно берут на себя эти полномочия, не согласовав с жильцами, — перечисляет Андрей Гук. —
Существуют и дополнительные факторы, усложняющие операторам проникновение в дома, например способ подключения. Как правило, у провайдеров два варианта. Один — традиционный, то есть через телефонную канализацию, но он не всегда доступен, так как собственник канализации или компания, управляющая ею, может быть не заинтересована в том, чтобы по данному адресу появился еще один игрок. Кроме того, если территория дома уже благоустроена, шансов проложить свою сеть под землей ещё меньше». Другой вариант, отмечает представитель «Обит», — воздушная линия. Но в ряде городов (например в Москве, Казани) запрещено тянуть провода по воздуху, а там, где это разрешено, возникают претензии к эстетике. «В историческом центре провода нарушают аутентичный облик города, в новых районах никак не вписываются в дизайнерское решение, — поясняет Андрей Гук. — Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, пользователи хотят, чтобы в их доме работал тот или иной провайдер, а с другой, по вполне понятным причинам они не готовы идти на компромисс, жертвуя внешним обликом дома».
Кто-то теряет, а кто-то находит
Дмитрий Галушко считает, что отсутствие прозрачных правил работы в многоквартирных домах серьёзно влияет на бизнес-показатели операторов связи. В некоторых домах в принципе существует «операторский» эксклюзив от застройщика, обычно это происходит в новостройках. И тогда это тупик как для самих операторов, так и для жильцов, которые лишены выбора из-за отсутствия конкуренции.
Проблема отсутствия четких норм при работе операторов связи в домах не имеет географических особенностей. «Даже в одном городе или районе ситуация может отличаться кардинально. Это касается как условий, так и размеров накладываемых обременений. Разница порой достигает тысяч процентов», — говорят в «Эр-Телекоме». «Операторы связи сталкиваются с препятствиями со стороны лиц, уполномоченных управлять жилым фондом, которые используют непрозрачные схемы согласования размещения оборудования и требуют с операторов связи плату за размещение, за доступ в технические помещения, где размещено оборудование и т.д. Интернет-провайдеры выплачивают управляющим организациям около 2% своей выручки в год», — еще в 2018 году говорилось в пояснительной записке к законопроекту о равном доступе интернет-провайдеров в дома. «Если оператор зашёл в дом и заплатил управляющей компании за доступ, то на это может уходить до 3% выручки», — называет еще бо́льшие цифры аналитик «Финама» Леонид Делицын.
«Счёт-то немалый, батюшка»
По данным последней переписи населения, в России насчитывается почти 55 млн домохозяйств. По оценке «ТМТ Консалтинг», в I квартале 2021 года количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в России составило 34,7 млн, проникновение превысило 61%. Объем рынка составил 37,8 млрд рублей. В I квартале 2021 года число абонентов увеличилось на 0,3% по сравнению с IV кварталом 2020 года, выручка — на 0,9%. ARPU увеличился на 2 рубля, до 364 рублей. Аналитики отмечают, что на фоне насыщения рынка темпы прироста абонентской базы замедлились, а это означает, что борьба идет за каждого абонента.
Если в случае с входом в уже существующие дома операторы, как говорит Андрей Гук, «так или иначе сумели подстроиться под действующие нюансы работы», то для новостроек игроки рынка хотят большей прозрачности. «Решать эту проблему имеет смысл для новых домов», — подтверждает эту мысль Дмитрий Галушко.
«Надо установить прозрачные правила игры, понятные всем участникам: и застройщикам, и управляющим компаниям, и операторам, и потребителям, — говорит Андрей Гук. — Неясность и недостаток информации порождают домыслы и слухи; начинаются поиски каких-то скрытых причин, подтекста даже там, где, возможно, их нет. Единый порядок действий, четко регламентирующий доступ в жилые дома, поможет создать единое информационное поле, избежать двусмысленности и урегулировать отношения между игроками рынка».
В «Эр-Телекоме» надеются на то, что у операторов появится возможность осуществлять доступ на безвозмездной или бездоговорной основе. В «МегаФоне» полагают, что вопрос может быть решен, если телекоммуникационная инфраструктура будет учитываться на этапе проектирования дома.
Андрей Гук предостерегает от радикальных мер из разряда «разрешить всё и всем». «К процессу надо подходить осторожно и обдуманно, учитывая не только интересы игроков рынка, но и права собственников жилья, чтобы хорошее начинание не стало причиной нового витка разногласий и трудностей, — предупреждает руководитель «Обит». — Если говорить о конкретных мерах, мне, например, очень нравится, как эту проблему решают застройщики в Москве. Уже на этапе строительства создается единая инфраструктура, включающая как кабельный ввод, так и сети связи, проложенные по дому. Таким образом, каждый раз, когда кто-то из жильцов захочет заключить договор с новым оператором, это не создаст проблем ни для него самого, ни для других жильцов. Оператор может воспользоваться готовой инфраструктурой, которая входит в общедомовое имущество, для подключения абонента к своей сети, и таким образом можно избежать хаоса с проводами в парадных и неконтролируемого «размножения» рекламной информации». Похожая схема, по словам Андрея Гука, используется и в Европе, в частности в скандинавских странах.
Однако до Скандинавии может оказаться еще далеко. Леонид Делицын уверен, что новая дорожная карта призвана не столько стимулировать рынок традиционного ШПД как таковой, сколько придать развитие технологиям умного дома. «Операторов таким образом хотят подвигнуть инвестировать в создание умных квартир, домов и районов. В этом случае операторы будут конкурировать, оказывая разные услуги, и всем им потребуется доступ в дом», — поясняет эксперт «Финама».