Новый проспект
Статьи

Операция "Репутация"

Прочитано: 191
Операция "Репутация"

Глава Банка ВТБ Андрей Костин объявил войну десяткам интернет-ресурсов. Кредитная организация выиграла процесс об удалении из сети 22 сайтов. 

В конце мая 2018 года в рунете получили распространение материалы с упоминанием главы ВТБ Андрея Костина и ведущей телеканала «Россия-24» Наили Аскер Заде. Многочисленные публикации, по мнению представителей Банка ВТБ, содержали сведения, «порочащие деловую репутацию кредитной организации и ее сотрудников».

Юристы ВТБ взялись за дело, летом в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступил их иск о признании сведений, размещенных на 22 страницах, недостоверными. Недавно суд этот иск удовлетворил полностью. Справедливости ради нужно отметить, что среди них нет ни одного уважаемого интернет-ресурса. Под действие судебного решения попали newsland.com, rucompromat.com, rospres.com и другие сайты подобного толка.

В web-адресах этих страниц, отметил в своем решении судья (см. материалы в кейсе), были такие фразы: «bankir-kostin-nashel-lishnij-milliard-dlya-rejdera-vinokurova», «igor-shuvalov-pozornaya-otstavka-andreya-kostina-vtb». Но чаще всего в адресных строках встречалось слово «lubovnica». 

Информацию предписано удалить, а ресурсы - заблокировать. 

Блок - удар

Как заявил в судебном заседании юрист ВТБ Антон Еремеев, спорная информация опубликована на интернет-страницах в отсутствие каких-либо доказательств, её подтверждающих. В частности, пишет суд, неизвестные лица опубликовали такую информацию: «Спустя два месяца после покупки банком ВТБ ... 29% процентов розничной сети «Магнит» ... почти половина пакета оказалась в собственности предпринимателя с неоднозначной репутацией, бывшего президента инвестиционного подразделения «Альфа-групп» А1. Покупка 12% «Магнита» при этом не стоила Винокурову ни копейки: деньги на нее дал тот самый банк ВТБ. Таким образом Андрей Костин отблагодарил Александра Винокурова». Далее приводится список добрых дел, но цитировать их «НП» не может по этическим соображениям. 

В аналогичных публикациях на других ресурсах эти же сведения перемежаются с цитатами телеграм-канала «Футляр от виолончели» о подарках, которые якобы получила журналистка по имени Наиля Аскер-Заде (квартиру в центре Москвы (стоимостью 250 млн руб.), личное поместье в Жуковке (стоимостью 620 млн руб.) и несколько автомобилей элит-класса). Перечисление всех этих «фактов» завершается рассуждениями о якобы готовящемся назначении главой ВТБ бывшего вице-премьера Игоря Шувалова. 

Суд, изучив предложенные тексты, выяснил, что авторство публикаций установить не представляется возможным, а «содержащийся в сведениях контекст высказываний, характер их изложения и смысловая нагрузка, позволяют определить спорную информацию, как порочащую». 

При этом, резюмировал истец (и суд с ним согласился), привлечь к ответственности авторов публикаций и владельцев сайтов не получится, так как они неизвестны. И на этот случай в ГК есть статья 152, которая предоставляет лицу, в отношении которого анонимным источником распространены порочащие сведения, специальные средства защиты.

«В силу принципа анонимности интернета администраторы сайта не могут отвечать за содержание контента, поэтому единственным выходом действительно остается обращение в суд с заявлением о признании факта распространения недостоверных порочащих сведений", - комментирует руководитель аналитического направления АБ «Прайм Эдвайс» Татьяна Терещенко.

Время пошло

Когда факт распространения недостоверных сведений подтвержден судом, в дело вступает Роскомнадзор. Решение по иску ВТБ вступило в силу 11 октября 2018 года. Как проверил «НП», часть сайтов действительно уже заблокирована, но некоторые еще работают.

Однако, похоже, эффективность данного метода борьбы с негативом в Сети все-таки не абсолютна. И эксперты «НП» это тоже отмечали: сведения на просторах Интернета легко не только разместить, но и удалить в случае любой претензии, а потом опять разместить (и так до бесконечности).  И вот, на прошлой неделе ВТБ подал новый иск - против еще 22 интернет-сайтов, опубликовавших такие же статьи. На сей раз кредитная организация попросила суд сразу принять обеспечительные меры в виде временной блокировки интернет-страниц с порочащей информацией. И суд пошел истцу навстречу. Сейчас при доступ к информационному ресурсу ограничен.

В ВТБ не ответили на вопросы «НП». В «Роскомнадзоре» сообщили, что с начала 2018 года «по линии «порочащие сведения» в Единый реестр запрещенной информации внесено около 300 сайтов и страниц». При этом в ведомстве отметили, что в данном случае оно является техническим исполнителем судебного акта.

арбитраж репутация Роскомнадзор
Другие статьи автора Читайте также по теме
Единственный на российской Балтике терминал по морской перевалке сжиженного природного газа в Высоцке обошел санкции Европы на экспорт природных ресурсов, но едва не потерял сотни миллионов рублей из-за претензий российской таможни.
Концерн «Росатом» пытался взыскать с петербургских «Силовых машин» 90 млрд рублей за срыв сроков поставки оборудования для Белорусской АЭС. Но суд снизил требование истца в 13 тыс. раз, до штрафа в 7 млн рублей. Точка в деле была поставлена 4 июля.
Эта неделя началась с известия о том, что «Новая газета», старейшее и авторитетнейшее независимое российское СМИ, приостанавливает деятельность до окончания спецоперации на Украине. Виктор Богорад откликнулся на происходящее новой работой.

Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки