Новый проспект
Статьи

Операция «Репутация»

Прочитано: 961
Операция «Репутация»
Глава Банка ВТБ Андрей Костин объявил войну Интернету. Кредитная организация выиграла процесс об удалении из сети 22 сайтов.

В конце мая 2018 года в Рунете получили распространение материалы с упоминанием главы ВТБ Андрея Костина и ведущей телеканала «Россия-24» Наили Аскер-заде. Многочисленные публикации, по мнению представителей Банка ВТБ, содержали сведения, «порочащие деловую репутацию кредитной организации и ее сотрудников».

Юристы ВТБ взялись за дело, летом они подали иск в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти о признании сведений, размещенных на 22 страницах в сети, недостоверными. Недавно суд этот иск удовлетворил полностью. Справедливости ради, нужно отметить, что среди ответчиков нет ни одного крупного серьезного интернет-ресурса.

В web-адресах этих страниц, отметил в своем решении судья (см. материалы в кейсе), были такие фразы: «bankir-kostin-nashel-lishnij-milliard-dlya-rejdera-vinokurova», «igor-shuvalov-pozornaya-otstavka-andreya-kostina-vtb». Но чаще всего в адресных строках встречалось слово «lubovnica». 

Информацию предписано удалить, а ресурсы — заблокировать. 

Блок-удар

Как заявил на судебном заседании юрист ВТБ Антон Еремеев, спорная информация опубликована на интернет-страницах в отсутствие каких-либо доказательств, ее подтверждающих. В частности, пишет суд, неизвестные лица опубликовали такую информацию: «Спустя два месяца после покупки банком ВТБ <...> 29% процентов розничной сети «Магнит» <...> почти половина пакета оказалась в собственности предпринимателя с неоднозначной репутацией, бывшего президента инвестиционного подразделения «Альфа-групп» А1. Покупка 12% «Магнита» при этом не стоила Винокурову ни копейки: деньги на нее дал тот самый банк ВТБ. Таким образом Андрей Костин отблагодарил Александра Винокурова». Далее приводится список добрых дел, но цитировать их «НП» не может по этическим соображениям. 

Интересно, что все публикации совпали по времени с завершением сделки по покупке акций «Магнита» выходцами из А1. В аналогичных публикациях на других ресурсах эти же сведения перемежаются с цитатами телеграм-канала «Футляр от виолончели» о подарках, которые якобы получила журналистка по имени Наиля Аскер-заде (квартира в центре Москвы, личное поместье в Жуковке, несколько автомобилей элит-класса). Перечисление всех этих «фактов» завершается рассуждениями о якобы готовящемся назначении главой ВТБ бывшего вице-премьера Игоря Шувалова. 

Суд, изучив предложенные тексты, выяснил, что авторство публикаций установить не представляется возможным, а «содержащийся в сведениях контекст высказываний, характер их изложения и смысловая нагрузка позволяют определить спорную информацию как порочащую». 

При этом, резюмировал истец (и суд с ним согласился), привлечь к ответственности авторов публикаций и владельцев сайтов невозможно, так как они неизвестны. И на этот случай в ГК есть статья 152, которая предоставляет лицу, в отношении которого анонимным источником распространены порочащие сведения, специальные средства защиты.

Время пошло

«В силу принципа анонимности Интернета администраторы сайта не могут отвечать за содержание контента, поэтому единственным выходом действительно остается обращение в суд с заявлением о признании факта распространения недостоверных порочащих сведений», — комментирует руководитель аналитического направления АБ «Прайм Эдвайс» Татьяна Терещенко.

Когда факт распространения недостоверных сведений подтвержден судом, в дело вступает Роскомнадзор. Решение по иску ВТБ вступило в силу 11 октября. Как проверил «НП», часть сайтов действительно уже заблокирована, но некоторые еще работают.

Однако, похоже, эффективность данного метода борьбы с негативом в сети все-таки не абсолютна. Сведения на просторах Интернета легко удалить в случае любой претензии, а потом опять разместить, и так до бесконечности.  И вот, на прошлой неделе ВТБ подал новый иск — против еще 22 интернет-сайтов, опубликовавших такие же статьи. На сей раз кредитная организация попросила суд сразу принять обеспечительные меры в виде временной блокировки. И суд пошел истцу навстречу. Сейчас доступ к этим нформационным ресурсам ограничен.

В ВТБ не ответили на вопросы «НП». В Роскомнадзоре сообщили, что с начала 2018 года «по линии «порочащие сведения» в Единый реестр запрещенной информации внесено около 300 сайтов и страниц». При этом в ведомстве подчеркнули, что в данном случае они являются лишь техническими исполнителями судебного акта.

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ


ВТБ Роскомнадзор Андрей Костин
Другие статьи автора Читайте также по теме
Эта неделя началась с известия о том, что «Новая газета», старейшее и авторитетнейшее независимое российское СМИ, приостанавливает деятельность до окончания спецоперации на Украине. Виктор Богорад откликнулся на происходящее новой работой.
Роскомнадзор требует от YouTube прекратить «распространение угроз в адрес граждан Российской Федерации».

18.03.2022
Роскомнадзор потребовал от компании Google «незамедлительно прекратить распространять на территории России ложные сведения политического характера о специальной операции Вооруженных сил РФ на Украине».
03.03.2022

Госдума: "Польша может оказаться следующей в очереди на денацификацию после Украины"
14.05.2022
Референдум о вхождении Южной Осетии в Россию пройдет 17 июля
14.05.2022
Росстат: в апреле в России дорожали йод и вата
13.05.2022
Праздничный концерт звезд ко Дню города на Дворцовой площади пройдет 28 мая
13.05.2022
Минобороны законодательно оформляет для себя право вырубать лес без разрешений
13.05.2022
Россияне сейчас берут кредитные каникулы чаще, чем во время пандемии
13.05.2022
Театральное импортозамещение. Новую сцену Театра Европы в Петербурге построят из российских материалов
13.05.2022
Петербуржцам показали новую концепцию парка 300-летия. Там будет большой песчаный пляж
13.05.2022
Молодые курсанты Петербурга смогут бесплатно ходить в музеи и на концерты
13.05.2022
Ленобласть готова забрать из Риги и разместить у себя памятник советским воинам в случае его демонтажа
13.05.2022
Китай не готов открыть сухопутную границу с Россией для туристов
13.05.2022
Музыканты "Кино" переиграли песню "Любовь к оружию" группы "Объект насмешек" времён перестройки
13.05.2022
Nissan остановил на год выпуск машин в России, а Toyota продлила простой завода в Петербурге на полгода
13.05.2022
Ради строительства Большого Смоленского моста через Неву в Петербурге снесут восемь зданий
13.05.2022
Опрос: 25% россиян получают доступ к закрытым соцсетям через VPN
13.05.2022
Эмин Агаларов покупает завод в Подмосковье для переноса производства напитков из Германии
13.05.2022
Умер один из самых богатых людей мира - президент ОАЭ Халифа ибн Заид аль Нахайян
13.05.2022
Спрос на комнаты в Петербурге с начала года вырос на 42%
13.05.2022
Cделка по покупке Twitter приостановлена по инициативе Илона Маска. Он ищет фейковые аккаунты соцсети
13.05.2022
Губернатор Петербурга предложил отменить в городе масочный режим
13.05.2022
Американский производитель бумаги Sylvamo продает Светогорский ЦБК
13.05.2022
Алина Кабаева, Людмила Очеретная и родственники Путина попали под санкции Великобритании
13.05.2022
В России собираются изменить регулирование рынка азартных игр
13.05.2022
Съезд с КАД на проспект Косыгина будет закрыт в ночь на 18 и 20 мая из-за дорожных работ
13.05.2022
Три маркетплейса будут продавать товары из списка параллельного импорта
13.05.2022
В Приморске построят новый жилой район "Два моря" на участке в 200 га
13.05.2022
Правительство РФ на две трети сократило список официальных продавцов приватизируемого имущества
13.05.2022
Браузер Chrome перестал обновляться на смартфонах с Android в России
13.05.2022
ФАС проверит ценообразование на яйца в российских магазинах
13.05.2022
Налоговая служба до начала лета не будет блокировать счета бизнеса за ошибки, выявленные во время проверок
13.05.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки