Опасные маршруты
Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ
Смольный намерен расторгнуть договор с ООО «Такси», принадлежащий которому лазурный автобус упал в Мойку и унес жизни семи пассажиров. Ранее эту компанию уже 23 раза штрафовали за грубые нарушения. Но не реже их допускают и другие петербургские перевозчики, а объективность ведомственных проверок вызывает сомнения.
Автобусные маршруты Санкт-Петербурга обслуживают пять компаний: ООО «Вест-Сервис» (164 маршрута), АО «Третий парк» (114), СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (103), ООО «Домтрансавто» (56) и ООО «Такси» (11 маршрутов). Все они имеют договоры с ГКУ «Организатор перевозок» и лицензию. Федеральный контроль осуществляет Ространснадзор, региональный — комитет по транспорту.
Эра навигации
Через два с половиной часа после ДТП Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга сообщила о 23 случаях привлечения ООО «Такси» к административной ответственности за грубые нарушения лицензионных требований и 3,6 млн рублей штрафов.
По утверждению самой компании, водитель упавшего в воду автобуса утром прошел медосвидетельствование. Хотя ранее перевозчику указывали на то, что он использует дистанционный предрейсовый осмотр, тогда как суды признавали этот способ проверки здоровья незаконным и квалифицировали проступок как грубое нарушение лицензионных требований.
Почти все правонарушения последнего времени связаны с применением систем контроля ГЛОНАСС: необходимая аппаратура на эксплуатируемых ООО «Такси» автобусах установлена, но она не обеспечивает трансляцию телеметрии в систему Ространснадзора (по правилам координаты и иные данные должны передаваться каждые 30 секунд). Юристы компании судебные заседания игнорируют, принятые постановления о наложении 200-тысячных штрафов не обжалуют. Последнее было вынесено в феврале.
В то же время ООО «Такси» далеко не рекордсмен по количеству правонарушений. Так, в отношении ООО «Вест-Сервис» только Петродворцовый районный суд за тот же период (2022-2024 годы) вынес 143 постановления о грубых нарушениях лицензионных требований. Большинство из них опять же за непередачу данных через ГАС «ЭРА-ГЛОНАСС».
Еще одного автобусного перевозчика, АО «Третий парк», за нарушение лицензионных условий оштрафовали всего 9 раз. Большинство постановлений он обжаловал, но чаще всего безуспешно. Также эту компанию более 50 раз уличали в недоступности транспорта для инвалидов и ряде других проступков. Редко в судебной сводке фигурирует ООО «Домтрансавто».
Последний блин комом
Через считаные часы после падения в Мойку о возможных санкциях против владельца автобуса заявил вице-губернатор Кирилл Поляков. Проведение проверки поручено комитету по транспорту и ГКУ «Организатор перевозок».
По мнению управляющего партнера адвокатского бюро CTL Дмитрия Кудрявцева, за подтвержденные судом грубые нарушения лицензия перевозчика может быть приостановлена, а впоследствии и аннулирована. «А в отсутствие лицензии компания перестает соответствовать обязательным требованиям для пассажирских перевозчиков, и, следовательно, контракт может быть расторгнут», — убежден юрист.
Неоднократные или грубые нарушения закона являются основанием и для ликвидации юридического лица по иску прокуратуры. Более того, в течение многих лет Роспотребнадзор вправе был предъявлять такие иски при выявлении любых двух нарушений или одного, повлекшего смерть. Но практика рассмотрения таких споров не сложилась: отклоняя требования надзорных органов, служители Фемиды чаще всего констатировали, что любые многочисленные проступки не являются неустранимыми. В 2020 году особые права у Роспотребнадзора забрали.
Сам себе ревизор
По данным реестра Генеральной прокуратуры России, в 2023 году ООО «Такси» проверяли 140 раз. АО «Третий парк» выдержал 94 инспекции, ООО «Домтрансавто» — 574, ООО «Вест-Сервис» — 1042. Чаще всего перевозчиков «кошмарил» Ространснадзор.
Особняком стоит ГУП «Пассажиравтотранс», подведомственный самому комитету по транспорту и остающийся крупнейшим автобусным перевозчиком Северной столицы. В прошлом году его проверяли всего 182 раза. Но ни одного нарушения лицензионных требований выявлено не было.
Хотя и это предприятие не раз попадало в сводки происшествий. Так, всего 2 недели назад двое детей получили серьезные травмы в резко затормозивших автобусах. Руководство перевозчика возложило ответственность на родителей и дорожную обстановку. Несколько водителей «Пассажиравтотранса» были осуждены за смертельные ДТП, управление неисправным автобусом (действуя умышленно и из корыстных побуждений) и другие нарушения. Автобус этого госпредприятия стал участником и одного из самых громких ДТП последних лет, когда он вылетел на тротуар Невского проспекта, травмировав 12 человек (двое погибли, восемь, в том числе беременная женщина с ребенком, пострадали). Проверка, за несколько дней проведенная комитетом по транспорту, возложила вину на водителя с 32-летним стажем, тогда как судебная экспертиза подтвердила неисправность транспортного средства. Перевозчик добровольно выплатил всем потерпевшим компенсации в сумме аж 2 млн рублей и оспаривал взыскание дополнительных средств.
Эксперты обращают внимание на очевидный конфликт интересов: госпредприятие управляется самим надзорным органом (комитетом по транспорту). «Это типичная для Санкт-Петербурга ситуация: ГУПы подведомственны структуре, которая их же контролирует. Так, комитет по благоустройству одновременно и управляет, и контролирует городские организации, осуществляющее вывоз снега, а Управление социального питания — поставщиков питания в школы и другие учреждения. Ясно, что при прочих равных проверки в «своих» структурах будут более мягкими, как и выводы по их результатам», — поясняет Дмитрий Кудрявцев.
Для предупреждения таких противоречий еще в 2017 году было принято решение о приватизации работающих на конкурентных рынках государственных и муниципальных предприятий. До конца этого года ожидалась реорганизация и ГУП «Пассажиравтотранс», но в форме акционирования с закреплением 100%-ного пакета в государственной собственности. То есть тот же комитет по транспорту останется и владельцем основного перевозчика, и регулятором рынка.
По данным комитета по транспорту, в I квартале этого года автобусами было перевезено 182,3 млн пассажиров, в том числе 79,4 млн (43,6%) — ГУП «Пассажиравтотранс». По данным ГИБДД, за тот же период в Санкт-Петербурге с участием автобусов произошло 121 ДТП, в которых погибли трое и пострадали 139 человек (пассажиров, пешеходов и других). Виновными в 19 происшествиях с 31 раненым признали водителей лицензированных автобусных перевозчиков.