Оксана Дмитриева: "Закон о гособоронзаказе надо быстро менять"

Депутат Госдумы РФ, член думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева рассказала, как можно оптимизировать госзакупки, в частности, закон о гособоронзаказе.

Запросы по поводу введения новых законодательных инициатив в сфере гособоронзаказа, и в частности в сфере госзакупок, поступают в Госдуму крайне редко. Видимо, производители активней обращаются непосредственно в Минобороны, и уже потом в Госдуму, если под идею необходимо что-то изменить в законе.

Среди депутатов, к слову, много тех, кто не хочет ничего менять в системе госзакупок, хотя там действительно есть, что доработать. Закон, который регулирует эту сферу, довольно противоречивый — там много атавизмов. Например, довольно часто из-за специфики отрасли закупки по контракту организуют у единственного поставщика товаров и услуг. Цена контракта рассчитывается на основе четкой и понятной методологии. Но все равно приходит антимонопольный орган, который все проверяет и следит, чтобы этот единственных поставщик не занял доминирующее положение на рынке. Иногда возникают вопросы к цене заказа, хотя, повторюсь, она — результат расчета по прозрачной и однозначной методике. Мне кажется, это все избыточно.

Есть еще одна претензия к законодательству по гособоронзаказу. Зачастую основным критерием для выбора победителя по таким контрактам становится низкая цена. На такие важные факторы, как качество товара и сроки исполнения заказа внимание обращают в последнюю очередь. А они крайне важны. Мне кажется, цена не должна быть определяющим показателем не только при выборе головного исполнителя, но и для участников по всей цепочке поставок.

Компании, которые работают в сфере гособоронзаказа, могут присылать в Госдуму конкретные предложения о том, что нужно изменить в законодательстве. Мне кажется, важно минимизировать отсылки к самому закону, а также важно изменить договорную документацию и систему контроля, которая нацелена главным образом на контроль цены.

И еще один момент. В законодательстве о госзакупках сегодня есть норма о том, что цена на контракт может быть изменена только по договорам, срок исполнения которых составляет не менее 3 лет. Исполнители часто жалуются, что ситуация с 2022 года сильно изменилась. Введены санкции, изменились поставщики и логистика, а изменить цену контракта, если он должен быть выполнен менее чем за 3 года, невозможно. Хотя сейчас другое ценообразование и цена считается по-другому. Логично, что законодательство должно быть подстроено под нынешнюю ситуацию.

Кроме того, не соответствует реалиям и требование, чтобы авансовый платеж по контракту за текущий год не превышал объем контракта за весь прошлый год. Это странно, ведь ситуация кардинально поменялась. Многие заказчики резко наращивают объемы производства. На выполнение новых контрактов им может потребоваться аванс, который обоснованно будет превышать объем гособоронзаказа за весь прошлый год. Поскольку у нас идет спецоперация, эту норму можно и нужно было бы поменять. Причем некоторые спорные моменты можно убрать не из законов, а из подзаконных актов. Это проще и быстрее.

Подводя итог, могу сказать, что законодательство о гособоронзаказе требует оперативных изменений, связанных с тем, что экономическая и политическая ситуация в мире быстро меняется. И все изменения должны быть направлены на повышение эффективности работы отечественных компаний.

Мнение озвучено в рамках конференции «Правовые и финансовые аспекты работы в рамках государственного оборонного заказа», организованного ООО «Кингисеппский машиностроительный завод» в рамках Международного военно-морского салона

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня