Охота на местных. Гостиницы меняют стратегию работы

В этом году в фокусе внимания всех отельеров мира оказался местный туризм. Гостиницам приходится менять стратегии и придумывать программы для соотечественников. Получается не у всех, но других шансов выжить в этом сезоне, похоже, не будет.

Весь мир сидит и ждет

Отельные сети, которые работают на рынках разных стран, рапортуют о глобальном спаде туристической индустрии. «Наша компания присутствует на всех континентах. Пока можно сказать, что из кризиса вышел Китай (уже в конце прошлого года он показал свои обычные результаты) и в Америке ситуация оказалась не столь ужасной, какой ее прогнозировали, но до восстановления там далеко», — рассказывает Алексис Фейя, директор по развитию бизнеса InterContinental Hotels Group в России, странах СНГ, Грузии, Украине и Прибалтике. В Европе, по его словам, InterContinental Hotels Group активизировала работу на местном рынке. «В таких больших странах, как Франция, Великобритания, Германия, и в том числе Россия, местных туристов всегда было около 80%, а сейчас их 99%», — сообщил Алексис Фейя.

Он рассказал, что в Британии в апреле сняли ограничения, и в последние 3 недели в 350 гостиницах компании наблюдается около 50% загрузки. «Но полной картины нет: эта непонятная ситуация уверенности не дает. Совершенно неясно, когда любой из участников рынка вернется к показателям 2019 года: в 2022, в 2023, в 2024 году или позже. Мы можем только работать и надеяться», — говорит Алексис Фейя.

«Мы в операционном плане отвечаем за Турцию, страны СНГ, Россию и Грузию. Могу сказать, что европейский офис в минусе, потому что многие гостиницы до сих пор закрыты. Прибалтика тоже в очень плохом состоянии», — сообщила Мария Знова, старший директор по развитию бизнеса Radisson Hotel Group.

Россия не отстала от общего тренда. В российских отелях RevPAR (выручка за один номер) в 2020 году снизилась более чем на половину. «Все выживали как могли. Вопросы доходности отходили на второй план. Мы не закрывали отели. Инвесторы, конечно, не получили прибыль, но они и не докладывали в бизнес денег», — рассказал Иван Кисеев, директор по развитию Marriott International в России и странах СНГ.

По его словам, региональные отели группы чувствуют себя неплохо, особенно курортные и околокурортные направления. «Большие региональные города пережили кризис лучше, чем Москва и Петербург, что удивительно. Например, в Краснодаре и Новосибирске загрузка фактически не снизилась», — сообщил он.

Мария Знова согласна с коллегой. «В нашей группе мы видим, что заполняемость наиболее высока в отелях курортных направлений и центрах регионального туризма. Очень хорошо работает, например, Калининград, а благодаря присутствию в Сочи мы даже перевыполняем бюджет», — добавляет она.

Апарт-отели живут неплохо

Что касается Москвы и Петербурга, то здесь отельному бизнесу сложнее: ни туристов, ни потока командировочных нет. В этой ситуации лучше всего работают отели класса 3 и 4 звезды, а также апарт-отели.

«Нам очень не повезло: мы открыли наш апарт-отель 1 марта 2020 года, поэтому все предварительные работы по загрузке были похоронены. Но мы смогли переориентироваться в формат долгосрочной аренды. Это совершенно другой тип продаж, и многие отельеры туда не идут, поскольку это совсем другая работа: с лидами, со звонками, где каждый договор аренды — это отдельная сделка, аналогичная продаже жилья», — рассказывает Константин Сторожев, генеральный директор УК VALO Service.

Тем не менее, по его словам, загрузка зимой в VALO была 98%, и к сегодняшнему дню прирост цены на апартаменты дошел до докризисных показателей. Причем если до кризиса значительную часть загрузки апартаментов обеспечивали корпоративные клиенты, то в прошлом году их не было и нужно было работать с индивидуалами.

Зимой большинство из 940 апартаментов компания сдавала в долгосрочную аренду. Зато к лету в краткосрочную аренду было сдано более 550 апартаментов. И это разделение «зима / лето» компания надеется сохранить. «В отношении апарт-отелей нужно по-особому организовывать управление, стремясь зимой сдавать всё в «долгосрок», а летом освобождать номера под краткосрочную аренду», — говорит он.

Мы можем только работать

Отельеры надеются вернуться к показателям 2019 года к 2023 году, но это не более чем надежда.

«Да, 2021 год показывает улучшение, но всё очень сильно зависит от конкретной географии: каждая локация играет по-разному, и ограничения на передвижение сказываются. Слишком многое зависит от таких блуждающих факторов, как скорость вакцинации и открытие границ. Думаю, 2023–2024 годы — это реалистичное предположение для полного восстановления рынка», — говорит Иван Кисеев.

«Страны с большим внутренним рынком имели возможность довольно спокойно жить, но в целом в Европе этот год, конечно, был катастрофическим, и пока непонятно, как возвращать показатели 2019 года», — поддерживает Алексис Фейя.

Неясность дальнейшего развития пандемии влечет за собой вопрос возвращения туристических групп.

«Спрос со стороны индивидуальных туристов, как мы видим, вернулся очень быстро. Спрос со стороны компаний также обязательно вернется: локдаун показал, что нельзя совершать серьезные сделки онлайн, без личной встречи не обойтись. Но восстановление группового туризма — вопрос более длительного времени», — отмечает Иван Кисеев.

Поэтому отельеры сегодня приспосабливаются к новой реальности. Понимая, что будущее за гибридными мероприятиями, совмещающими онлайн и офлайн, они переоборудуют конференц-площади и переговорные комнаты. «Мы полтора года живем в новых рабочих моделях и новых моделях личной жизни и уже приспособились к ним. Скорее всего, в 2023–2024 годах будет некое общее восстановление рынка, а после этого еще несколько лет будет восстанавливаться рынок группового туризма», — резюмирует Тамара Черных, генеральный директор УК UPRO GROUP.

По мотивам ежегодного форума по отельному бизнесу и индустрии гостеприимства Hospitality Industry Forum


Читайте также по теме
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня