Выравнивание
Поделитесь публикацией!

Одна плитка на двоих. Крупные производители создают альянс в Петербурге

Крупнейший федеральный производитель вибропрессованных изделий — новороссийская ГК «Выбор» Александра Сикорского, до конца года объединится с крупным местным производителем плитки, компанией «ЦЕМСИС». Об этом «Новому проспекту» сообщили несколько участников рынка.
По словам источников НП, речь идет не о покупке одного предприятия другим, а о партнерской схеме. «Этот союз позволит «Выбору» расширить географию поставок, а «ЦЕМСИСу» — привлечь инвестиции и провести давно назревшую модернизацию мощностей», — говорит источник, знакомый с ситуацией.

Гендиректор «ЦЕМСИСа» Кирилл Коревский подтвердил «НП», что с ГК «Выбор» идут переговоры. «Обсуждаем основные параметры сделки, консультируемся с юристами. Этот процесс займет еще минимум месяц. Затягивать его нет смысла. Иначе можно потерять сезон», — сообщил он, но детали альянса и планы компаний после объединения не раскрыл. Связаться с Александром Сикорским не удалось. Его дочь Елена, которая живет в Петербурге, сообщила «НП», что о планах объединения предприятий не знает.

Три года «сватовства»

ГК «Выбор» еще весной 2017 года заявляла о планах построить в Петербурге новый завод или купить и модернизировать одно из местных предприятий. У новороссийского игрока уже тогда были амбициозные планы занять 50% рынка вибропрессованных изделий Петербурга и Ленобласти, емкость которого оценивается в 2 млрд рублей в год (тротуарная плитка составляет половину этого объема).

«Выбор» вел переговоры о приобретении местной компании «Ленстройдеталь». «Но не договорились о цене», — сообщил гендиректор компании Андрей Сабылин.

К «ЦЕМСИСу» ГК «Выбор» также присматривалась. Но три года назад «ЦЕМСИС» не продавался. Кирилл Коревский тогда заявлял, что «не собирается отдавать в другие руки бизнес, который растет на 10% в год». Почему решение изменилось можно только догадываться.

«ЦЕМСИС» и сейчас неплохо стоит на ногах. Но время идет, оборудование изнашивается, а собственных денег на модернизацию не хватает. Альянс с сильным и равным по выручке игроком может решить эту проблему. В результате «ЦЕМСИС» получит необходимые для развития средства и сможет поставить, например, еще одну производственную линию, удвоив мощности. А «Выбор» — новый перспективный рынок. Для него это актуально, ведь после Олимпиады в Сочи его плиточный бизнес заметно просел», — поясняет один из экспертов рынка. Если партнеры решат ставить новую производственную линию, их совокупная доля в плиточном сегменте, может вырасти до 30%, говорят местные эксперты.

Будет сильный альянс

Участники рынка, опрошенные «НП», считают, что выход «Выбора» может привести к переделу местного рынка. «Если информация о сделке верна, то на рынок выходит серьезный федеральный игрок с сильными позициями в Центральном и Южном федеральных округах, а также в Сибири. Это приведет к перераспределению сил в сегменте и увеличению доли как самого «Выбора» на федеральном уровне, так и его нового актива – на региональном. Скорее всего, это случится уже в 2021 году», — рассуждает руководитель коммерческой службы ООО «Полар Инвест» Арсений Чесноков.

«Репутация у обоих игроков хорошая. Это будет сильный альянс. Но время сейчас непростое. Рынок не растет. А конкуренция усиливается. Маржа производителей из года в год снижается из-за роста издержек. В этой ситуации объединение — единственная возможность привлечь деньги под большие объемы бизнеса», — поясняет коммерческий директор ООО «Союз-ЖБИ» Вячеслав Засухин. По его оценке, стоимость организации аналогичного плиточного бизнеса с нуля стоит 350-400 млн рублей. «Модернизация уже существующего предприятия может обойтись в значительно меньшую сумму. При этом «Выбор» сразу получит и долю рынка своего партнера», — говорит он.

Новые времена — новые лидеры

Производство вибропрессованных изделий стало активно развиваться в Петербурге при губернаторе Владимире Яковлеве, который вел активное мощение улиц. Тогда едва ли не единственным поставщиком плитки для городских нужд был завод «БиК», подконтрольный депутату Госдумы Николаю Ботке. Но это производство связывали с женой градоначальника Ириной Яковлевой, хотя официально губернатор никогда эту информацию не комментировал.

В начале 2000–х в Петербурге сменилась власть, а вместе с ней и лидер рынка. Доминирующее положение занял «Меликонполар» Александра Гордина. До 2009 года компания занимала 50% регионального рынка плитки. Но в связи уходом топ-менеджеров, которые запустили предприятие «ЦЕМСИС», сократила долю до 20%. Сейчас крупнейший игрок сегмента – «ЛенТехСтром» (контролирует около 50% рынка вибропрессованных изделий). Но производит он, в основном бетонные блоки, а не плитку. Другие заметные игроки сегмента: «Полар Инвест», «ЦЕМСИС», «Лестройдеталь», «Экспериментальный завод». Вместе с «ЛенТехСтромом» они контролируют более 80% рынка.

Основной спрос на плитку создают благоустройство и дорожные работы. Несколько лет назад был всплеск потребления плитки почти на 1 млн м2 в год из–за крупного контракта по мощению порта Бронка. Его выполнял «ЦЕМСИС». Но сейчас ситуация вернулась на прежний уровень.

«Последние 3-4 года потребление плитки в Петербурге и Ленобласти сокращалось. Застройщики пытались оптимизировать благоустройство жилых комплексов за счет асфальтирования, а не мощения площадей. Тем не менее, мы надеемся, что если нацпроект «Жилье» продолжится, объемы благоустройства, в том числе, мощения, вырастут. А значит вырастет и потребления плитки», — говорит Арсений Чесноков.

Сейчас, по оценке главы Агентства строительной информации Евгения Ботки, госзаказ занимает около 80% рынка тротуарной плитки Петербурга. «Очевидно, что в следующем году объем госзаказа сократится из-за уменьшения бюджета города. Каким будет сокращение, пока сложно сказать, но это неизбежно. Вполне возможно, что нацпроект «Жилье» действительно сможет поддержать рынок. Но явно не в 2021 году, а позже», — считает он.

С коллегой согласен Александр Хохлов, директор по продажам «Лентехстром»: «Рынок в следующем году точно просядет. Но насколько — пока сложно сказать». «Производителям плитки было бы неплохо в этой ситуации подумать о расширении ассортимента. Это сделало бы их бизнес более устойчивым», — считает эксперт рынка Эльдар Кутыев. При этом участники рынка отмечают рост качества спроса. «Застройщиков и других потребителей уже не интересует серая недорогая брусчатка. Они приобретают продукцию более высокого ценового сегмента. Например, плитку с разыми цветовыми решениями и клинкерную плитку», — заключил Арсений Чесноков.

Справка «Нового проспекта»:

Группа «Выбор» была создана в Новороссийске в 1996 году. Ее контролирует семья Александра и Людмилы Сикорских, которые начинали свой бизнес с кровельных подрядных работ.
Сейчас основной бизнес компании — выпуск стройматериалов. На рынке тротуарной плитки и элементов благоустройства ГК «Выбор» — самый крупный в России игрок с долей 15%. В портфеле компании пять профильных заводов — три в Краснодарском крае, один — в Московской области и один – в Красноярске. Их совокупная мощность — 5 млн м2 в год (типовой завод компании — 1 млн м2 продукции в год). Компания также владеет крупным карьером по добыче песка и щебня, строит дома, занимается благоустройством под ключ, управляет недвижимостью и даже занимается виноделием. Годовой оборот холдинга в 2019 году превысил 1,5 млрд рублей.

Фото: Петр Кассин/Коммерсантъ
Предыдущая статья

Одна плитка на двоих. Крупные производители создают альянс в Петербурге

Следующая статья

«Мегалит» пошел за город. Пандемия увеличила спрос на загородное жилье в два раза