Одна плитка на двоих. Крупные производители создают альянс в Петербурге
Новый проспект
Статьи

Одна плитка на двоих. Крупные производители создают альянс в Петербурге

Прочитано: 1892
Одна плитка на двоих. Крупные производители создают альянс в Петербурге
Крупнейший федеральный производитель вибропрессованных изделий — новороссийская ГК «Выбор» Александра Сикорского, до конца года объединится с крупным местным производителем плитки, компанией «ЦЕМСИС». Об этом «Новому проспекту» сообщили несколько участников рынка.
По словам источников НП, речь идет не о покупке одного предприятия другим, а о партнерской схеме. «Этот союз позволит «Выбору» расширить географию поставок, а «ЦЕМСИСу» — привлечь инвестиции и провести давно назревшую модернизацию мощностей», — говорит источник, знакомый с ситуацией.

Гендиректор «ЦЕМСИСа» Кирилл Коревский подтвердил «НП», что с ГК «Выбор» идут переговоры. «Обсуждаем основные параметры сделки, консультируемся с юристами. Этот процесс займет еще минимум месяц. Затягивать его нет смысла. Иначе можно потерять сезон», — сообщил он, но детали альянса и планы компаний после объединения не раскрыл. Связаться с Александром Сикорским не удалось. Его дочь Елена, которая живет в Петербурге, сообщила «НП», что о планах объединения предприятий не знает.

Три года «сватовства»

ГК «Выбор» еще весной 2017 года заявляла о планах построить в Петербурге новый завод или купить и модернизировать одно из местных предприятий. У новороссийского игрока уже тогда были амбициозные планы занять 50% рынка вибропрессованных изделий Петербурга и Ленобласти, емкость которого оценивается в 2 млрд рублей в год (тротуарная плитка составляет половину этого объема).

«Выбор» вел переговоры о приобретении местной компании «Ленстройдеталь». «Но не договорились о цене», — сообщил гендиректор компании Андрей Сабылин.

К «ЦЕМСИСу» ГК «Выбор» также присматривалась. Но три года назад «ЦЕМСИС» не продавался. Кирилл Коревский тогда заявлял, что «не собирается отдавать в другие руки бизнес, который растет на 10% в год». Почему решение изменилось можно только догадываться.

«ЦЕМСИС» и сейчас неплохо стоит на ногах. Но время идет, оборудование изнашивается, а собственных денег на модернизацию не хватает. Альянс с сильным и равным по выручке игроком может решить эту проблему. В результате «ЦЕМСИС» получит необходимые для развития средства и сможет поставить, например, еще одну производственную линию, удвоив мощности. А «Выбор» — новый перспективный рынок. Для него это актуально, ведь после Олимпиады в Сочи его плиточный бизнес заметно просел», — поясняет один из экспертов рынка. Если партнеры решат ставить новую производственную линию, их совокупная доля в плиточном сегменте, может вырасти до 30%, говорят местные эксперты.

Будет сильный альянс

Участники рынка, опрошенные «НП», считают, что выход «Выбора» может привести к переделу местного рынка. «Если информация о сделке верна, то на рынок выходит серьезный федеральный игрок с сильными позициями в Центральном и Южном федеральных округах, а также в Сибири. Это приведет к перераспределению сил в сегменте и увеличению доли как самого «Выбора» на федеральном уровне, так и его нового актива – на региональном. Скорее всего, это случится уже в 2021 году», — рассуждает руководитель коммерческой службы ООО «Полар Инвест» Арсений Чесноков.

«Репутация у обоих игроков хорошая. Это будет сильный альянс. Но время сейчас непростое. Рынок не растет. А конкуренция усиливается. Маржа производителей из года в год снижается из-за роста издержек. В этой ситуации объединение — единственная возможность привлечь деньги под большие объемы бизнеса», — поясняет коммерческий директор ООО «Союз-ЖБИ» Вячеслав Засухин. По его оценке, стоимость организации аналогичного плиточного бизнеса с нуля стоит 350-400 млн рублей. «Модернизация уже существующего предприятия может обойтись в значительно меньшую сумму. При этом «Выбор» сразу получит и долю рынка своего партнера», — говорит он.

Новые времена — новые лидеры

Производство вибропрессованных изделий стало активно развиваться в Петербурге при губернаторе Владимире Яковлеве, который вел активное мощение улиц. Тогда едва ли не единственным поставщиком плитки для городских нужд был завод «БиК», подконтрольный депутату Госдумы Николаю Ботке. Но это производство связывали с женой градоначальника Ириной Яковлевой, хотя официально губернатор никогда эту информацию не комментировал.

В начале 2000–х в Петербурге сменилась власть, а вместе с ней и лидер рынка. Доминирующее положение занял «Меликонполар» Александра Гордина. До 2009 года компания занимала 50% регионального рынка плитки. Но в связи уходом топ-менеджеров, которые запустили предприятие «ЦЕМСИС», сократила долю до 20%. Сейчас крупнейший игрок сегмента – «ЛенТехСтром» (контролирует около 50% рынка вибропрессованных изделий). Но производит он, в основном бетонные блоки, а не плитку. Другие заметные игроки сегмента: «Полар Инвест», «ЦЕМСИС», «Лестройдеталь», «Экспериментальный завод». Вместе с «ЛенТехСтромом» они контролируют более 80% рынка.

Основной спрос на плитку создают благоустройство и дорожные работы. Несколько лет назад был всплеск потребления плитки почти на 1 млн м2 в год из–за крупного контракта по мощению порта Бронка. Его выполнял «ЦЕМСИС». Но сейчас ситуация вернулась на прежний уровень.

«Последние 3-4 года потребление плитки в Петербурге и Ленобласти сокращалось. Застройщики пытались оптимизировать благоустройство жилых комплексов за счет асфальтирования, а не мощения площадей. Тем не менее, мы надеемся, что если нацпроект «Жилье» продолжится, объемы благоустройства, в том числе, мощения, вырастут. А значит вырастет и потребления плитки», — говорит Арсений Чесноков.

Сейчас, по оценке главы Агентства строительной информации Евгения Ботки, госзаказ занимает около 80% рынка тротуарной плитки Петербурга. «Очевидно, что в следующем году объем госзаказа сократится из-за уменьшения бюджета города. Каким будет сокращение, пока сложно сказать, но это неизбежно. Вполне возможно, что нацпроект «Жилье» действительно сможет поддержать рынок. Но явно не в 2021 году, а позже», — считает он.

С коллегой согласен Александр Хохлов, директор по продажам «Лентехстром»: «Рынок в следующем году точно просядет. Но насколько — пока сложно сказать». «Производителям плитки было бы неплохо в этой ситуации подумать о расширении ассортимента. Это сделало бы их бизнес более устойчивым», — считает эксперт рынка Эльдар Кутыев. При этом участники рынка отмечают рост качества спроса. «Застройщиков и других потребителей уже не интересует серая недорогая брусчатка. Они приобретают продукцию более высокого ценового сегмента. Например, плитку с разыми цветовыми решениями и клинкерную плитку», — заключил Арсений Чесноков.

Справка «Нового проспекта»:

Группа «Выбор» была создана в Новороссийске в 1996 году. Ее контролирует семья Александра и Людмилы Сикорских, которые начинали свой бизнес с кровельных подрядных работ.
Сейчас основной бизнес компании — выпуск стройматериалов. На рынке тротуарной плитки и элементов благоустройства ГК «Выбор» — самый крупный в России игрок с долей 15%. В портфеле компании пять профильных заводов — три в Краснодарском крае, один — в Московской области и один – в Красноярске. Их совокупная мощность — 5 млн м2 в год (типовой завод компании — 1 млн м2 продукции в год). Компания также владеет крупным карьером по добыче песка и щебня, строит дома, занимается благоустройством под ключ, управляет недвижимостью и даже занимается виноделием. Годовой оборот холдинга в 2019 году превысил 1,5 млрд рублей.

Фото: Петр Кассин/Коммерсантъ
Промышленность Стройматериалы ГК "Выбор"
Другие статьи авторов Читайте также по теме
Первый заместитель генерального директора АО «Компрессор» Юрий Кузнецов рассказал о проблемах предприятий оборонно-промышленного комплекса, о причинах кадрового голода в индустрии и о кратном увеличении сроков поставок комплектующих для оборонной спецпродукции.
Производители мясных изделий Петербурга и Ленобласти испытывают серьезные финансовые сложности. Для увеличения продаж им стоит активней работать с региональными торговыми сетями и общепитом, говорят аналитики.
В Петербурге банкротятся небольшие производители бетона. В ближайшее время на торги в рамках конкурсного производства попадет имущество компании «Питербетон», хотя сам рынок бетона стабилен.

В Петербурге раскрыта схема фиктивной регистрации более 400 мигрантов
19.04.2024
Путин обновил состав рабочей группы по увековечению памяти жертв политрепрессий
19.04.2024
В Казахстане запретили продажу вейпов
19.04.2024
Опрос: по выходным работают 70% россиян
19.04.2024
Петербургские отели перед майскими праздниками оказались загружены на 70%
19.04.2024
За год в России на 35% выросло число проектов комплексного развития территорий
19.04.2024
В Ленобласти ужесточат правила продажи алкоголя для 700 заведений общепита
19.04.2024
Петербургская компания стала соинвестором крупнейшего перерабатывающего комплекса России
19.04.2024
«Группа ЛСР» экс-сенатора Андрея Молчанова заплатит дивиденды за 2023 год
19.04.2024
Объединились «Партия роста» и «Новые люди»
19.04.2024
МТС-банк планирует привлечь в рамках IPO до 10 млрд рублей
19.04.2024
На майские праздники между двумя столицами запустят дополнительные «Сапсаны»
19.04.2024
С начала СВО за фейки и дискредитацию российской армии осудили 132 человека
19.04.2024
Трехчасовой обыск у журналистки Ксении Клочковой закончился. У нее изъяли технику и пригласили на допрос
19.04.2024
Торговая сеть «Лента» может оказаться банкротом из-за долгов за услуги ЖКХ
19.04.2024
Плохая погода стала причиной переноса общегородского субботника в Петербурге на 27 апреля
19.04.2024
С начала года вторичное жилье в Петербурге подешевело почти на 9%
19.04.2024
Следователи пришли с обыском домой к журналистке "Фонтанки" и "Ротонды" Ксении Клочковой
19.04.2024
США заблокировали принятие Палестины в состав ООН
19.04.2024
Доля иностранных брендов в моллах Петербурга с начала СВО сократилась до 37%
19.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки