
Закон, защищающий стратегические компании от банкротства, на большинство исполнителей оборонного заказа не распространяется. Но кредиторам оборонных предприятий всё равно приходится сталкиваться с многочисленными сложностями и ограничениями.
Банкротство в подавляющем большинстве случаев приводит к ликвидации производства, доля реабилитирующих процедур не превышает 1,6%. По этой причине государство оберегает важнейших производителей от финансовых посягательств кредиторов.
Неприкосновенный бизнес
В утвержденный президентом России Перечень стратегических предприятий входят 94 государственных предприятия и 45 акционерных обществ. Многие из них занимаются сугубо мирной деятельностью (например, агентства ИТАР-ТАСС и «Россия сегодня», киноконцерн «Мосфильм», ВТБ, «Союзплодимпорт», «Гознак», Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и другие). Чиновники не стремятся расширять такой «красный список»: в минувшем году в него было включено всего шесть новых организаций, тогда как исключено сразу 13.
Федеральный закон предусматривает особый порядок признания таких предприятий несостоятельными. В частности, инициировать эту процедуру можно, только когда просроченная не менее чем на полгода задолженность превысила 1 млн рублей (для обычных юридических лиц достаточно 3 месяцев и 300 тыс. рублей соответственно). Специальной правительственной комиссии предписывается принимать меры по предупреждению банкротства стратегических организаций, определен порядок их финансового оздоровления и внешнего управления, в том числе обязательное участие в процедурах профильных ведомств. В качестве арбитражных управляющих допускаются только специалисты, имеющие как минимум пятилетний опыт работы в других стратегических компаниях, в том числе год — на руководящих должностях.
Поэтому фактически до банкротства внесенные в «красный список» предприятия доходят крайне редко: за 2020-2022 годы было принято всего два решения об открытии конкурсного производства. Например, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказался вводить даже наблюдение в отношении ФГУП «ГНИИ особо чистых биопрепаратов»: его задолженность за электроэнергию достигала 3,5 млн рублей, но инициировавшее процедуру АО «Петербургская сбытовая компания» не выдержало шестимесячный «тайм-аут».
Эксперты убеждены, что кредиторы таких юридических лиц находятся даже в более выигрышном положении, чем остальные. «Будучи заинтересованным в сохранении стратегических предприятий, государство выступает определенного рода гарантом погашения их задолженности. В крайнем случае имущественный комплекс может быть выкуплен в федеральную собственность. Благодаря таким патерналистским нормам действующего закона кредиторы внесенных в «красный список» предприятий наиболее защищены. При этом они ограничены в возможности манипулировать процедурой банкротства», — поясняет Юнис Дигмар из Московской коллегии адвокатов «Вердиктъ».
В списках не значится
В то же время в перечне стратегических нет большинства исполнителей военного заказа, в том числе даже самых крупнейших, например ПАО «Уралмашзавод», концерна «Калашников», завода и КБ «Арсенал», Тульского патронного завода и многих других исполнителей военных заказов.
Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса правительство России делегировало вести Министерству промышленности и торговли РФ, но информация из него выдается только по мотивированным запросам государственных органов, а бухгалтерская отчетность таких компаний может не публиковаться на сайте налоговой службы. В частности, из открытой базы данных уже изъяты балансы того же ПАО «Уралмашзавод» (в том числе за прошлые годы), концерна «Калашников», судостроительных заводов «Северная верфь» и «Адмиралтейские верфи», а также многих других предприятий.
В отсутствие открытых данных бухгалтерской отчетности кредиторам сложнее оценить финансовое состояние должника и перспективу применения соответствующих процедур. Формально же включенные в реестр юридические лица могут быть объявлены банкротами наряду с любыми другими компаниями. «Но на практике суды дольше держат процедуру наблюдения для таких компаний: вместо обычных 6-8 месяцев она может длиться и год, и два, особенно когда предприятие градообразующее или системообразующее. Кроме того, поскольку «оборонка» нередко связана с государственной тайной, дело о несостоятельности рассматривается в закрытом режиме. Это еще больше удлиняет судебное разбирательство и налагает ограничения для участников спора и адвокатов», — отмечает управляющий партнер адвокатского бюро «Адвокаты: Голенев и Партнеры» Вячеслав Голенев.
Кроме того, в таких делах чаще всего участвует прокуратура, призванная защищать интересы государства и контролировать действия конкурсных управляющих. «Должник по заказу Министерства обороны РФ вел разработку беспилотных летательных аппаратов, в связи с чем затрагиваются права и экономические интересы государства», — констатировал Арбитражный суд Республики Татарстан, привлекая прокуратуру к участию в деле о несостоятельности НПО «Опытно-конструкторское бюро имени М.П. Симонова».
Нередко государство пытается взять под особый надзор банкротство не имеющих прямого отношения к «оборонке» предприятий-смежников. Например, так произошло в деле ООО «Стройкерамика», которое якобы имело задолженность перед выполняющим военный заказ АО «Электроавтомат». Арбитражный суд Республики Чувашии признал эти доводы прокуратуры достаточными, чтобы включить прокуратуру в число участников процесса. В то же время ярославские служители экономической Фемиды не усмотрели государственной важности в деле о банкротстве АО «81 Центральная инженерная база», которое занималось ремонтом и сервисным обслуживанием боевых инженерных машин. Прокуратура ссылалась на реестр Минпромторга, но так и не смогла подтвердить включение в него уже «полуживого» должника.