Новый проспект
Статьи

Nissan уехал с проспекта Косыгина

Прочитано: 5567

Фото: CTK Center

Дилер Nissan CTK Center на пр. Косыгина, входивший в некогда крупный дилерский холдинг из Карелии, прекратил свою работу. В середине сентября дистрибьютор марки расторг с ним контракт.

В CTK Center, куда обратился с вопросами корреспондент «НП», пообещали передать их руководству. «НП» направил вопрос о причинах расторжения контракта и планах по развитию сети в Петербурге дистрибьютору, но ответа не последовало.

Как пояснили участники рынка, расторжение контракта связано с тем, что дилер «не выполняет финансовые обязательства». «Непонятно, как они так умудрились именно сейчас, когда дилеры хорошо зарабатывают из-за дефицита автомобилей, и выплыли даже те, у кого были финансовые трудности», — говорит один из игроков.

Эту версию подтверждают и финансовые показатели дилера. Юрлицом, продающим японскую марку под брендом СТК, является ООО «Зенит Авто». Его выручка в прошлом году составила 912 млн рублей, тогда как по итогам 2019 года — 1,3 млрд рублей.

На рынке поясняют, что ситуация может быть связана с управленческими проблемами. Петрозаводский холдинг контролировал экс-депутат карельского парламента предприниматель Олег Зобин и его партнеры. Сейчас Зобин проживает в США и пытается вести оставшийся у него в России бизнес оттуда. Хотя по документам владельцами ООО «Зенит Авто» являются Вячеслав Власов и Денис Корнюшин.

«Скорее всего, на закрытие автосалона повлиял не только низкий объем реализации Nissan, но и прошлогодний уход Datsun с российского рынка», — говорит Евгений Еськов, главный редактор журнала «Автобизнесревю».

справка нового проспекта

Группа СТК была создана в 1991 году в Петрозаводске и уже через несколько лет владела первым в Карелии авторынком. В 2000-е в портфеле компании были бренды Suzuki, Renault, Nissan, Ford, Mitsubishi, Chevrolet, Datsun, Opel.

СТК работал в Петербурге с 2005 года. На пр. Косыгина петрозаводский дилер продавал автомобили Nissan и Datsun в двух автоцентрах общей площадью более 10 тыс. м2.

Проблемы у холдинга начались аккурат после кризиса в 2015 году, когда авторынок резко упал на фоне санкций и скачка курса валют. В конце года основной кредитор компании Балтийский банк, который на тот момент и сам находился в процедуре санации, подал банкротные иски к ряду компаний группы СТК. А в 2016 году иск о банкротстве от банка «Санкт-Петербург» из-за долга в почти 2 млрд рублей получило и петербургское юрлицо автохолдинга ООО «СТК центр» (тогда же компания была переименована в «Метеор»). Долги банка выкупила компания «КУАН 2». Она же затем прекратила дело о банкротстве. Деятельность дилерского предприятия продолжило ООО «Зенит Авто».

По данным Росреестра, имущество (земля и автоцентры общей площадью около 10 тыс. м2 на пр. Косыгина, д. 2) принадлежит компании «КУАН 1» и находится в залоге у Балтийского банка, правопреемником которого является Альфа-банк.

При этом руководители компаний «КУАН 1», «КУАН 2» и других, зарегистрированных по адресу дилерского центра юрлиц, так или иначе связаны с Олегом Зобиным и его партнерами. Сам он с 2015 года проходит процедуру банкротства, задолжав кредиторам 720 млн рублей, но проживает в США, куда, судя по всему, переехал в 2016 году. Дело в том, что тогда против него было возбуждено уголовное дело по статье 116 УК РФ (побои) из-за драки с другим карельским предпринимателем Евгением Михеевым. Зобина оштрафовали на 5 тыс. рублей, но дело было отправлено на пересмотр. На тот момент, по словам адвоката Зобина, его клиент находился в США, поэтому не являлся на заседания. Зобина объявили в розыск, а адвокат выражал опасение, что после возвращение бизнесмена могут задержать на границе.

С уходом с рынка СТК в Петербурге осталось пять автоцентров Nissan, три из которых — у ГК «Автопродикс», по одному — у «РРТ» и ГК Major.

В 2020 году в Петербурге было продано 3658 автомобилей марки, что на 19% меньше, чем годом ранее. При этом весь рынок сократился на 7% в связи с двухмесячным простоем дилерских центров из-за пандемии. В этом году ситуация начала выправляться: за январь-июль 2021 года продано 1957 автомобилей Nissan, что на 4% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Доля марки по Петербургу составляет 2,43%, что на 2,2% меньше, чем, например, в 2017 году. В целом по России доля Nissan составляет 2,99%, с 2017 года она упала на 1,6% за этот период, в Москве — на 3,43%, с 2017 года она упала на 1,73%.

Низкая популярность Nissan в Петербурге объясняется несколькими факторами. Во-первых, у марки резко сократился модельный ряд, в том числе ушла с рынка объемообразующая Almera. Во-вторых, СТК довольно долгое время был проблемным дилером, что снижало общие показатели продаж петербургских дилеров. И сам автоконцерн переживает последние годы не лучшие времена в связи со скандалом вокруг экс-главы Карлоса Гона, которого обвиняли в финансовых злоупотреблениях.

справка нового проспекта

Петербургский завод Nissan по итогам 2020 года выпустил 38 350 автомобилей, что на 27% меньше по сравнению с предыдущим годом, пишет агентство «Автостат». Самой массовой моделью на российском конвейере Nissan остается кроссовер Qashqai с показателем 18 964 машины (-31%). Производство внедорожника X-Trail в прошлом году составило 17 244 автомобиля (-20%), флагманского кроссовера Murano — 2142 единицы (-41%). Кроме того, на московском заводе «Рено Россия» в 2020 году было произведено 10 238 кроссоверов Nissan Terrano (-25%). На мощностях «АвтоВАЗа» изготовлено 11 704 автомобиля Datsun on-DO и mi-DO (-48%).

В декабре 2020 года компания Nissan завершила производство автомобилей Datsun в нашей стране в связи с уходом марки с российского рынка. В прошлом году в России концерн планировал обновить модельный ряд кроссоверов Qashqai, X-Trail и Murano и импортировать среднеразмерный внедорожник Nissan Pathfinder нового поколения, а также представить электрический купе-кроссовер Nissan Ariya. На показателях отразились пандемия и остановка работы предприятий по всему миру, в том числе и производителей автокомпонентов. В итоге многие заводы так и не смогли выйти на прежние производственные мощности.

По данным участников рынка, теперь в некогда крупнейшем центре Nissan в Петербурге планируется продавать подержанные автомобили. Однако некоторые игроки скептически относятся к такому прогнозу. По их мнению, банк-кредитор, скорее, захочет избавиться от актива, тем более сейчас авторынок переживает подъем и интерес к дилерскому бизнесу значительно вырос.

«Активную экспансию ведет «Ключавто», недавно выкупившая дилерский бизнес у Inchcape и проявляющая интерес к активам других компаний. Вполне возможно, что они заинтересуются автоцентрами на Косыгина», — говорит один из участников рынка. В «Ключавто» на вопрос «НП» об интересе к объекту не ответили.

Другой собеседник, наоборот, считает, что актив мало кому интересен: он находится в залоге у банка, а сделка с любым банком, как правило, это головная боль для покупателя, так что, скорее всего, если дистрибьютор Nissan и объявит тендер в поисках нового дилера, то отнюдь не в расчете на площади СТК на Косыгина.

Интересно, что в начале 2019 года дистрибьютор объявлял тендер на дилерство марки на юго-западе города, но его итоги так и не подвели. Информации о новых тендерах на сайте дистрибьютора пока нет.

«В нынешнем году у Nissan плохие показатели по динамике продаж. Марка за 8 месяцев увеличила реализацию автомобилей в Петербурге всего на 1%. В топ-20 хуже дела обстоят только у Mitsubishi. Тот объем предложения, который сейчас есть у Nissan, будет достаточным для оставшихся дилеров», — говорит Евгений Еськов.

«В текущей ситуации с учетом дефицита автомобилей, который сохранится ещё как минимум на год, уход одного дилера не ухудшит положение бренда в Петербурге. Действующие дилеры от этого только выиграют, а у представительства есть время эту проблему решить и открыть нового дилера к тому времени, как наладятся поставки автомобилей», — считает исполнительный директор ГК «Автопродикс» Эдуард Маркман.

автодилеры коммерческая недвижимость авторынок авторынок Петербурга
Другие статьи автора Читайте также по теме
Российский аукционный дом продал почти за 400 млн рублей здание сельскохозяйственного рынка «Старая деревня» в Петербурге. Актив купила фирма, которую связывают с известным букмекером 1xBet. Сделка для падающего рынка торговой недвижимости уникальная, говорят эксперты.
Российский аукционный дом (РАД) 6 сентября проведет торги, в ходе которых определиться будущий владелец 415,7 м2 на первом этаже здания по адресу Караванная улица, дом 1, литера А. Объект в «Золотом треугольнике» в непосредственной близости к набережной реки Фонтанки оценили минимум в 104,4 млн рублей.
26.07.2022
После неудачных попыток продать гостиницу «Выборгская» миллиардер Артур Пахомов сдал ее в аренду сети общежитий для рабочих Deepson. Это необычное решение, скорее всего антикризисное, считают эксперты.

Выручка петербургских застройщиков "просела" за год более чем на треть
08.08.2022
Развитие сотовой связи в России может остановиться из-за санкций
08.08.2022
Финляндия может начать отказывать россиянам в визах для транзита в Европу
08.08.2022
ФНБ России в июле вырос на 1,4 трлн рублей
08.08.2022
В Запорожской области власти подписали распоряжение о референдуме по поводу присоединения к России
08.08.2022
Группа RBI приобрела участок на Петровском острове под строительство дома бизнес-класса
08.08.2022
За неделю уровень заболеваемости коронавирусом в России вырос на 60%
08.08.2022
Siemens Energy осенью планирует завершить уход из России
08.08.2022
В Россию бежали от боевых действий уже более 3 млн украинцев
08.08.2022
В России готовятся создать национального дистрибьютора сельхозпродукции
08.08.2022
Власти Хельсинки демонтировали подаренный Москвой памятник
08.08.2022
Товарооборот России и Китая за семь месяцев вырос почти на 30 процентов
07.08.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки