Nissan уехал с проспекта Косыгина
Фото: CTK Center
Дилер Nissan CTK Center на пр. Косыгина, входивший в некогда крупный дилерский холдинг из Карелии, прекратил свою работу. В середине сентября дистрибьютор марки расторг с ним контракт.
В CTK Center, куда обратился с вопросами корреспондент «НП», пообещали передать их руководству. «НП» направил вопрос о причинах расторжения контракта и планах по развитию сети в Петербурге дистрибьютору, но ответа не последовало.
Как пояснили участники рынка, расторжение контракта связано с тем, что дилер «не выполняет финансовые обязательства». «Непонятно, как они так умудрились именно сейчас, когда дилеры хорошо зарабатывают из-за дефицита автомобилей, и выплыли даже те, у кого были финансовые трудности», — говорит один из игроков.
Эту версию подтверждают и финансовые показатели дилера. Юрлицом, продающим японскую марку под брендом СТК, является ООО «Зенит Авто». Его выручка в прошлом году составила 912 млн рублей, тогда как по итогам 2019 года — 1,3 млрд рублей.
На рынке поясняют, что ситуация может быть связана с управленческими проблемами. Петрозаводский холдинг контролировал экс-депутат карельского парламента предприниматель Олег Зобин и его партнеры. Сейчас Зобин проживает в США и пытается вести оставшийся у него в России бизнес оттуда. Хотя по документам владельцами ООО «Зенит Авто» являются Вячеслав Власов и Денис Корнюшин.
«Скорее всего, на закрытие автосалона повлиял не только низкий объем реализации Nissan, но и прошлогодний уход Datsun с российского рынка», — говорит Евгений Еськов, главный редактор журнала «Автобизнесревю».
Группа СТК была создана в 1991 году в Петрозаводске и уже через несколько лет владела первым в Карелии авторынком. В 2000-е в портфеле компании были бренды Suzuki, Renault, Nissan, Ford, Mitsubishi, Chevrolet, Datsun, Opel.
СТК работал в Петербурге с 2005 года. На пр. Косыгина петрозаводский дилер продавал автомобили Nissan и Datsun в двух автоцентрах общей площадью более 10 тыс. м2.
Проблемы у холдинга начались аккурат после кризиса в 2015 году, когда авторынок резко упал на фоне санкций и скачка курса валют. В конце года основной кредитор компании Балтийский банк, который на тот момент и сам находился в процедуре санации, подал банкротные иски к ряду компаний группы СТК. А в 2016 году иск о банкротстве от банка «Санкт-Петербург» из-за долга в почти 2 млрд рублей получило и петербургское юрлицо автохолдинга ООО «СТК центр» (тогда же компания была переименована в «Метеор»). Долги банка выкупила компания «КУАН 2». Она же затем прекратила дело о банкротстве. Деятельность дилерского предприятия продолжило ООО «Зенит Авто».
По данным Росреестра, имущество (земля и автоцентры общей площадью около 10 тыс. м2 на пр. Косыгина, д. 2) принадлежит компании «КУАН 1» и находится в залоге у Балтийского банка, правопреемником которого является Альфа-банк.
При этом руководители компаний «КУАН 1», «КУАН 2» и других, зарегистрированных по адресу дилерского центра юрлиц, так или иначе связаны с Олегом Зобиным и его партнерами. Сам он с 2015 года проходит процедуру банкротства, задолжав кредиторам 720 млн рублей, но проживает в США, куда, судя по всему, переехал в 2016 году. Дело в том, что тогда против него было возбуждено уголовное дело по статье 116 УК РФ (побои) из-за драки с другим карельским предпринимателем Евгением Михеевым. Зобина оштрафовали на 5 тыс. рублей, но дело было отправлено на пересмотр. На тот момент, по словам адвоката Зобина, его клиент находился в США, поэтому не являлся на заседания. Зобина объявили в розыск, а адвокат выражал опасение, что после возвращение бизнесмена могут задержать на границе.
С уходом с рынка СТК в Петербурге осталось пять автоцентров Nissan, три из которых — у ГК «Автопродикс», по одному — у «РРТ» и ГК Major.
В 2020 году в Петербурге было продано 3658 автомобилей марки, что на 19% меньше, чем годом ранее. При этом весь рынок сократился на 7% в связи с двухмесячным простоем дилерских центров из-за пандемии. В этом году ситуация начала выправляться: за январь-июль 2021 года продано 1957 автомобилей Nissan, что на 4% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Доля марки по Петербургу составляет 2,43%, что на 2,2% меньше, чем, например, в 2017 году. В целом по России доля Nissan составляет 2,99%, с 2017 года она упала на 1,6% за этот период, в Москве — на 3,43%, с 2017 года она упала на 1,73%.
Низкая популярность Nissan в Петербурге объясняется несколькими факторами. Во-первых, у марки резко сократился модельный ряд, в том числе ушла с рынка объемообразующая Almera. Во-вторых, СТК довольно долгое время был проблемным дилером, что снижало общие показатели продаж петербургских дилеров. И сам автоконцерн переживает последние годы не лучшие времена в связи со скандалом вокруг экс-главы Карлоса Гона, которого обвиняли в финансовых злоупотреблениях.
Петербургский завод Nissan по итогам 2020 года выпустил 38 350 автомобилей, что на 27% меньше по сравнению с предыдущим годом, пишет агентство «Автостат». Самой массовой моделью на российском конвейере Nissan остается кроссовер Qashqai с показателем 18 964 машины (-31%). Производство внедорожника X-Trail в прошлом году составило 17 244 автомобиля (-20%), флагманского кроссовера Murano — 2142 единицы (-41%). Кроме того, на московском заводе «Рено Россия» в 2020 году было произведено 10 238 кроссоверов Nissan Terrano (-25%). На мощностях «АвтоВАЗа» изготовлено 11 704 автомобиля Datsun on-DO и mi-DO (-48%).
В декабре 2020 года компания Nissan завершила производство автомобилей Datsun в нашей стране в связи с уходом марки с российского рынка. В прошлом году в России концерн планировал обновить модельный ряд кроссоверов Qashqai, X-Trail и Murano и импортировать среднеразмерный внедорожник Nissan Pathfinder нового поколения, а также представить электрический купе-кроссовер Nissan Ariya. На показателях отразились пандемия и остановка работы предприятий по всему миру, в том числе и производителей автокомпонентов. В итоге многие заводы так и не смогли выйти на прежние производственные мощности.
По данным участников рынка, теперь в некогда крупнейшем центре Nissan в Петербурге планируется продавать подержанные автомобили. Однако некоторые игроки скептически относятся к такому прогнозу. По их мнению, банк-кредитор, скорее, захочет избавиться от актива, тем более сейчас авторынок переживает подъем и интерес к дилерскому бизнесу значительно вырос.
«Активную экспансию ведет «Ключавто», недавно выкупившая дилерский бизнес у Inchcape и проявляющая интерес к активам других компаний. Вполне возможно, что они заинтересуются автоцентрами на Косыгина», — говорит один из участников рынка. В «Ключавто» на вопрос «НП» об интересе к объекту не ответили.
Другой собеседник, наоборот, считает, что актив мало кому интересен: он находится в залоге у банка, а сделка с любым банком, как правило, это головная боль для покупателя, так что, скорее всего, если дистрибьютор Nissan и объявит тендер в поисках нового дилера, то отнюдь не в расчете на площади СТК на Косыгина.
Интересно, что в начале 2019 года дистрибьютор объявлял тендер на дилерство марки на юго-западе города, но его итоги так и не подвели. Информации о новых тендерах на сайте дистрибьютора пока нет.
«В нынешнем году у Nissan плохие показатели по динамике продаж. Марка за 8 месяцев увеличила реализацию автомобилей в Петербурге всего на 1%. В топ-20 хуже дела обстоят только у Mitsubishi. Тот объем предложения, который сейчас есть у Nissan, будет достаточным для оставшихся дилеров», — говорит Евгений Еськов.
«В текущей ситуации с учетом дефицита автомобилей, который сохранится ещё как минимум на год, уход одного дилера не ухудшит положение бренда в Петербурге. Действующие дилеры от этого только выиграют, а у представительства есть время эту проблему решить и открыть нового дилера к тому времени, как наладятся поставки автомобилей», — считает исполнительный директор ГК «Автопродикс» Эдуард Маркман.