Ни чая, ни кофе. Jacobs Douwe Egberts отказался от покупки "Орими Трэйд"

На фоне спецоперации на Украине прекратились переговоры международного холдинга Jacobs Douwe Egberts о покупке петербургской группы компаний «Орими Трэйд» — крупнейшего российского игрока рынка чая и кофе. Из-за падения доходов населения рынок этих напитков ожидает снижение потребления, прогнозируют отраслевые эксперты.
О том, что международный игрок на рынке кофе и чая Jacobs Douwe Egberts (JDE) планирует приобрести российского лидера в этом сегменте — петербургскую группу компаний «Орими Трэйд» стало известно за 20 дней до начала спецоперации. Как писал «Новый проспект», переговоры о покупке велись с прошлого года, а «Орими» готовила аудит по МСФО за последние 3 года к началу марта. Сумма сделки оценивалась в 24-30 млрд рублей, но стороны не успели провести её.

Если бы сделка состоялась, JDE, имеющая значительную долю в сегменте кофе, могла бы значительно усилить свои позиции на российском рынке чая.
Однако планы по развитию обеих компаний скорректировал нынешний политический кризис. О том, что сейчас переговоры остановлены, «Новому проспекту» сообщили два источника: представитель одной из розничных сетей, а также один из инвестбанкиров. В пресс-службе «Орими» вопросы о переговорах с Jacobs Douwe Egberts (JDE) не комментируют. «Новый проспект» направил запрос в пресс-службу JDE.
В условиях, когда западные компании одна за другой покидают российский рынок, отказ JDE от сделки выглядит закономерно. К тому же конъюнктура российского рынка чая и кофе резко ухудшилась.
По данным Euromonitor, в 2021 году розничные продажи кофе в России остались на уровне 2020 года — 138 тыс. т на сумму 223 млрд рублей. Розничные продажи чая снизились со 123 тыс. т (132 млрд рублей) в 2020 году до 115,2 тыс. т (120 млрд рублей) в прошлом году.

По словам главы ассоциации «Росчайкофе» Рамаза Чантурии, среди важных тенденций — повышение в прошлом году на бирже цен на кофейное сырье, что привело к подорожанию готового кофе в российских магазинах. Теперь на рост розничных цен оказывают влияние удорожание фрахта судов, сложности с доставкой и скачки курса валют.
Значительная часть продукции ранее поставлялась через европейские транспортные пути, которые теперь заблокированы из-за санкций. «Сейчас меняются маршруты доставки и чая и кофе в Россию, и надеюсь, что сложности с поставками будут решены в течение ближайшего времени. В целом же можно прогнозировать, что проблем с сырьем в этом сегменте не будет», — считает Рамаз Чантурия.
Тем не менее в условиях падения доходов населения потребление кофе уменьшается, в частности, в сегменте ХоРеКа, говорят участники рынка. Независимый консультант по открытию и развитию кофейного бизнеса Максим Завьялов отмечает, что уже сократилось потребление кофе в сегменте HoReCa, в частности в заведениях общепита в торговых центрах, где после ухода ряда иностранных брендов заметно снизился покупательский трафик. Отмечается снижение спроса и в сегменте стрит-ретейла.
В меньшей степени уменьшение числа посетителей коснулось точек в жилых комплексах. Кроме того, падения нет в заведениях, расположенных в бизнес-центрах, рассказал Максим Завьялов.
Он указывает, что помимо геополитического кризиса против рынка работает новое повышение цен на зеленый кофе и желание потребителя экономить. «С начала спецоперации стоимость зеленого зерна выросла с 1 тыс. рублей за 1 кг до 1,5 тыс. рублей; подорожала тара — стаканы и крышки, другие расходные материалы; и в некоторых сетях цена за порцию кофе выросла с 300 до 350 рублей. Я считаю, что это драматичное для потребителя повышение», — комментирует Максим Завьялов.

Фото: orimi.com