Нет контакта. Наличка возвращается, но ненадолго

В марте 2022 года в России перестали работать сервисы бесконтактной оплаты со смартфонов Apple Pay и Google Pay. Два месяца спустя стало понятно, что значительная часть активных интернет-пользователей была вынуждена вернуться к наличной оплате товаров и услуг.
По данным аналитического центра НАФИ, в 2021 году 32% россиян использовали свои смартфоны для бесконтактной оплаты покупок. Наиболее популярным сервисом среди соотечественников был Google Pay, им пользовались 32% совершавших бесконтактные платежи; на втором месте стоял Apple Pay (30%), на третьем — Samsung Pay (17%). Чаще всего бесконтактную оплату использовали жители Москвы и Петербурга. В 2022 году этот тренд, который с годами только усиливался, прервался: 40% владельцев iPhone стали оплачивать покупки наличными. Среди владельцев смартфонов на Android оплате наличными стали отдавать предпочтение 35%.
Приятные воспоминания
Возможность оплачивать покупки бесконтактным способом с помощью мобильных устройств по старой памяти всё еще важна для половины россиян (51%). Прежде всего хотели бы иметь возможность платить за товары и услуги с помощью смартфона, умных часов или браслета молодые люди в возрасте 18-24 лет (76% опрошенных). Предсказуемо: чем старше пользователь, тем меньше он нуждается в смартфоне как средстве платежей.
Как выяснила компания Superjob, больше всего желающих отказаться от монет и банкнот в пользу безналичных расчетов среди россиян до 34 лет и граждан с доходом от 80 тыс. рублей и выше (по 22%).
«За последние годы мы привыкли к тому, что смартфон является полноценным цифровым кошельком, в котором хранятся доступы к банковским счетам, сами платежные карты, билеты на транспорт, страховые полисы. Отключение мобильных платежных систем, удаление приложений банков, попавших под санкции, стали неприятными сюрпризами для пользователей смартфонов в России», — констатирует эксперт НАФИ Владимир Гриценко.
Однако на волне экономических санкций россияне начинают вспоминать о наличке и безотносительно работающих или неработающих цифровых сервисов. Трое из четырех сограждан этой весной не хотели отказываться от наличных денег в принципе, наоборот, снимали с электронных счетов всё что удавалось.
Безнал держится
По данным ЦБ, доля безналичных платежей в розничном обороте всё еще остается высокой — 75,5%. Как говорят официальные власти, достигается это главным образом за счет использования пластиковых карт. Кроме того, в России сейчас действует 125,5 млн карт «Мир», которыми можно расплачиваться в приложении Mir Pay.
Однако, судя по всему, отечественные платежные системы пока всё же не могут заменить иностранные аналоги. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин в своем блоге рассказал, что этой весной многие пользователи задавались вопросом, какой android-смартфон выбрать вместо iPhone. Это и неудивительно: для «не яблочников» вариантов осталось больше. Помимо оплаты пластиковыми картами, что менее удобно, чем бесконтактным способом, они могут перейти на еще работающие сервисы оплаты. Например, 31% перешли на сервис оплаты Mir Pay, а 7% теперь используют Samsung Pay.
По данным эксперта Mobile Research Group, доля продаж новых смартфонов от Apple в начале мая достигла исторического минимума — 3% в штучном выражении, по сравнению, например, с 17% в феврале. В НАФИ говорят, что 4% «яблочников» начали использовать смартфон на ОС Android и таким образом продолжили пользоваться бесконтактной оплатой с помощью мобильного устройства.
Новый поворот
Впрочем, при условии, что иностранные игроки не вернутся на российский рынок в ближайшие месяцы, ситуация автоматически может переломиться в пользу российских продуктов, тем более что появляется всё больше нишевых платежных сервисов.
В поле зрения потребителя, помимо MirPay, присутствуют: собственная система оплаты с помощью гаджетов SberPay, Yandex Pay, Tinkoff Pay.
Недавно Центробанк начал внедрять оплату помощью приложения «СБПэй». На сайте приложения поясняется, что, если Mir Pay, Google Pay, Apple Pay и другие подобные приложения выполняют оплату и перевод денежных средств, используя возможности карточных платежных систем («Мир», Visa, Mastercard), то «СБПэй» не использует данные банковских карт: все платежи выполняются с банковского счета пользователя приложения. Банковский счет, соответственно, есть у каждого, кому банк, работающий с платежной системой, выпустил карту или открыл вклад.
Одним из первых о подключении к госсистеме объявил подсанкционный ВТБ. «Уже к концу этого года на российском рынке этот способ платежей заменит около 10% карточных платежей», — анонсировал начальник управления «Платежи» банка ВТБ Руслан Новиков.
Впрочем, этот прогноз вполне может сбыться: к 1 июля 2022 года поддержку приложения обязаны наладить все крупные российские банки под угрозой штрафов.