Нераздельный ЖКХ

Конституционный суд России наконец-то решил проблему разделения услуг ЖКХ, которые до сих пор включали в единую квартирную квитанцию. Потребителям отныне гарантировали право не оплачивать навязанные или некачественные услуги, например радиоточку или кабельное телевидение, если они ими не пользуются.

Единой практики и правил выставления счетов за жилищно-коммунальные услуги в России не существует. Например, в Петербурге поставщики газа и тепла рассылают гражданам собственную квитанцию, тогда как в единую квитанцию, именуемую в просторечии белой, кроме непосредственно услуг ЖКХ включают кабельное телевидение, радиоточку, нередко домофон, страховки и другие не всегда нужные собственникам жилья услуги.

Старый кабель

Дело в высшей судебной инстанции инициировала жительница Северной столицы Евгения Гилевская. Много лет она оплачивала единый счет за ЖКУ, не обращая внимание на включенную в него услугу кабельного телевидения (так называемой антенны), хотя никакой договор с оператором связи она никогда не подписывала, телевизором не пользовалась, а сам кабель давно был отключен. Возвращать уплаченную за несуществующую услугу немалую сумму управляющая компания отказалась.

Суд, по сути, возложил вину на саму петербурженку, которая «не проявляла должной степени осмотрительности и не удостоверилась, какие услуги оплачивает». При этом, внеся первый платеж, собственник квартиры подписал договор на подключение телетрансляции.

«Установить факт прокладки или отсутствия антенного кабеля в квартире заявительницы в спорный период не представляется возможным, поскольку его можно самостоятельно подключить к общей сети связи кабельного вещания или отключить от нее многократно в любое время», — заключил суд, отклоняя иск Евгении Гилевской. Кассационная коллегия поддержала это решение.

Квитанцию не читал, но с ней не согласен

Конституционный суд России, в который обратилась считающая себя обманутой петербурженка, напомнил о свободе договора. Суд указал, что управляющая компания вправе заключать с третьими лицами договоры на оказание жильцам услуг, в том числе не относящихся к коммунальным, и включать взносы за них в платежные документы.

Однако оказание услуг без согласия каждого собственника или нанимателя помещения не допускается, а неосознанная оплата не считается заключением договора. Возможность ознакомиться с квитанцией не свидетельствует о получении потребителем достаточной информации, особенно учитывая распространенную практику автоматических платежей и использования мобильных банковских приложений.

«Потребитель вправе самостоятельно уменьшить стоимость платежа на сумму дополнительной услуги, волеизъявления на получение которой он не совершал», — констатировали служители конституционной Фемиды.

Вместо строчек только точки

В то же время высшая инстанция указала и на недопустимость злоупотреблений со стороны жильцов, которые под предлогом отсутствия явного волеизъявления на получение тех или иных сервисов требуют возврата внесенной за них платы. Поэтому соответствующий оператор вправе доказывать факт использования пользователем услуг, особенно когда необходимое оборудование подключалось непосредственно потребителем или монтировалось в его квартире.

Добросовестным управляющим компаниям Конституционный суд России предлагает включать в единый счет альтернативные итоговые суммы, то есть предоставить клиентам возможность оплатить дополнительные услуги или отказаться от них. Если такая возможность была реализована до 2 июля 2024 года и потребитель об отключения спорных услуг не заявлял, требовать возврата уплаченных за них взносов он не вправе.

Также служители конституционной Фемиды допускают расширительное применение своих выводов. Они распространяются не только на кабельное телевидение, с которым было связано обращение Евгении Гилевской, но и на эксплуатацию домофонов, систем видеонаблюдения, радиовещания и так далее.

Платный голос Левитана

Вопрос разделения единого счета ни законодательством, ни иными нормативными актами вообще не урегулирован. Непосредственно формирующие такие платежные документы организации (в Санкт-Петербурге эту функцию много лет выполняло ГУП «ВЦКП») чаще всего уверяют, что только агрегируют поступающую от оказывающих услуги компаний информацию и в их отношения с клиентами не вмешиваются. То есть если, скажем, операторы теле- или радиовещания требуют начислять сколько-то рублей за свои услуги, они будут включаться в единый счет, пока сам оператор от получения денег не откажется.

В свою очередь, сами операторы, наоборот, нередко «переводят стрелки» на управляющие компании ЖКХ. «Договор на кабельное телевидение у вас заключается с УК или ТСЖ. С нашей стороны выполняется только техническое обслуживание. У нас нет возможности просмотреть данные по счету, так как мы этим не занимаемся», — заявили в службе поддержки интернет-провайдера «Дом.ру» (АО «ЭР-Телеком»). Информацию об услугах аналогового кабельного телевещания на ее сайте журналист «Нового проспекта» не обнаружил.

Еще в более сложной ситуации находятся пользователи так называемых радиоточек. По требованию МЧС России эти точки принудительно устанавливают в том числе во всех новых квартирах для экстренного оповещения населения при чрезвычайных происшествиях. Монопольным оператором системы проводного радиовещания в городах федерального значения является ФГУП «Российские сети вещания и оповещения» (РСВО). Отказаться от недешевого канала непросто: нужно лично явиться в рабочие часы в единственный офис компании, доказать права на квартиру, подать заявление, заплатить 100 рублей за услугу отключения и дождаться мастера.

При таких ограничениях большинство горожан продолжает оплачивать невостребованную услугу: по данным Минцифры количество активных радиоточек за последний год снизилось всего на 2,1%. Еще в 2016 году Роспотребнадзор попытался признать явно обременительные условия отключения незаконными, но арбитражный суд не поддержал решение.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня