Нелетный год. Пандемия отбирает «свободу воздуха» у Пулково

28 Октября 2020

Ровно год назад стало известно, что Минтранс поддерживает идею введения в Пулково режима «седьмое небо». О своем желании наладить полеты из Петербурга заявили сразу шесть лоукостеров. 2020 год должен был стать для аэропорта прорывным, но коронавирус спутал все планы. Росавиация так и не получила ни одной заявки от лоукостеров на работу в Пулково.

Управляющее аэропортом ОАО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) обратилось в правительство РФ с идеей либерализации полетов из Пулково осенью прошлого года и получило поддержку. В январе 2020 года воздушной гавани предоставили седьмую степень свободы воздуха, которая позволяет иностранным авиакомпаниям выполнять перевозки в третьи страны без посадки в стране регистрации.

Сразу после этого о желании работать в петербургском аэропорту заявили шесть европейских бюджетных авиакомпаний. Привлекая новых, в том числе низкобюджетных авиаперевозчиков, в ближайшие 5 лет петербургский аэропорт собирался удвоить пассажиропоток (в 2019 он составлял 7,5 млн человек) и значительно расширить сеть международных маршрутов. Но этим планам не суждено было сбыться.

Опустевшее небо

Из-за эпидемии международное воздушное пространство России было закрыто с 27 марта. Спустя почти 4 месяца, 1 августа, небо по решению властей чуть-чуть приоткрыли: разрешили полеты в Танзанию, Турцию и Великобританию.

В первый посткарантинный месяц, по данным ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», авиаперевозчики выполнили на международных воздушных линиях чуть больше 26 тыс. полётов. Для сравнения, в январе 2020 (в самый низкий авиасезон) на международных воздушных линиях России выполнено более 68 тыс. полетов. В сентябре их количество достигло отметки почти в 29 тыс. Но это все равно на 65% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

В начале 2020 года авиаперевозчики предлагали перелеты из Пулково в 120 городов в почти 30 странах мира. В аэропорту работали 72 авиакомпании, из них 41 международная. Больше всего пассажиров на международных направлениях (8% общего объема) регулярными рейсами перевозили «Белавиа», Lufthansa, Uzbekistan Airways, Emirates, Finnair. 

До недавнего времени из Петербурга можно улететь лишь в две страны — в Турцию и Великобританию. В Пулково работают лишь две иностранные авиакомпании — это Turkish Airlines и Wizz Air. 

Как сообщило вчера издание Fontanka.ru, с 24 октября 2020 года авиакомпания «Россия» возобновила регулярные рейсы в Женеву. С 31 октября туроператоры Anex Tour и Intourist совместно с авиакомпанией AZUR Air запускают чартерные рейсы в Танзанию (Занзибар). С 7 ноября на этом же направлении начинает выполнять чартерные рейсы авиакомпания Royal Fly для туроператора Coral Travel.

Среди перевозчиков, которые в начале этого года изъявили желание летать из Пулково, были Wizz Air, Ryanair, EasyJet, Volotea, Air Baltic и Fly One. Но спустя 10 месяцев эти переговоры так и не перешли в реальную плоскость. Как сообщили «Новому проспекту» в Росавиации, пока ни одна из упомянутых авиакомпаний не подтвердила документально свое желание летать из Пулково: заявки на выполнение международных полетов из Петербурга авиакомпании не подавали.

Рухнувшие надежды 

Тем не менее оператор петербургского аэропорта не теряет надежды. По сообщению пресс-службы ВВСС, точка в переговорах не поставлена. «Продолжаются переговоры с крупнейшим ирландским лоукостером Ryanair. Авиасообщение станет возможным после открытия границ между странами», — рассказали в пресс-службе ВВСС.

Вместе с тем даже в Росавиации не берутся делать прогнозы о выходе европейских лоукостеров на российский рынок, указывая на то, что закрытое небо нанесло сильнейший урон по экономике авиаиндустрии всего мира. 

С коллегами согласен заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Шокуров. «Сейчас практически во всех аэропортах идет снижение пассажиропотока. Финансово-экономическое состояние перевозчиков, очень мягко говоря, далеко от стабильного. Пострадали и лоукостеры, и полносервисные компании. Все авиаторы сейчас принимают меры по снижению издержек: дополнительно сокращают часть полетных программ и, к сожалению, вынуждены сокращать штатную численность персонала», — рассказывает Борис Шокуров.

Он напоминает, что Lufthansa в сентябре вынуждена была сократить 22 тыс. сотрудников и отказаться от 150 самолетов. И, судя по всему, к прежним объемам перевозок вернется нескоро. Ryanair по итогам I квартала 2020 года получила убыток $217 млн. В конце июля компания закрыла базу в Германии и не исключила такой вариант развития ситуации в Испании и Италии.

Всё это не позволяет рассчитывать на то, что даже в случае полного снятия ограничений компании быстро вернутся к прежним планам.

Актуально сегодня