Недвижимые приборы. «Лентеплоприбор» останется на Выборгской стороне

Завод «Лентеплоприбор», крупный производитель микроэлектроники для нужд военного комплекса, отстоял в суде свое право на помещения в здании в Зеленковом переулке. Арбитраж признал, что Росимущество в одностороннем порядке расторгло договор аренды на эти площади незаконно. Эксперты говорят, что у предприятия неплохие экономические перспективы.

Арбитраж признал незаконной попытку выселения АО «Завод «Лентеплоприбор» из занимаемых им помещений в здании в Зеленковом переулке, на Выборгской стороне Петербурга. В апреле вступило в силу постановление 13-го арбитражного апелляционного суда, которое оставило в силе решение суда первой инстанции по данному делу. 

Площади под производство завод арендует с 2016 года у собственника, Межрегионального территориального управления Росимущества в Петербурге и Ленобласти. Договор заключен на 5 лет. В соответствии с ним «Лентеплоприбор» занимает здание котельной (Зеленков переулок, 7А, литера И) и несколько помещений в производственном корпусе по адресу Зеленков переулок, 7А, литера З (по соседству с открывшимся с 2018 году в том же здании бизнес-центром «Шагал»).  

Аргументы не выдержали критики

В арбитражный суд предприятие обратилось в конце ноября 2019 года. Поводом для иска послужило расторжение собственником договора аренды в одностороннем порядке. Причинами этого шага чиновники называли «нецелевое использование» заводом площадей и «ненадлежащее состояние арендованного имущества». Но суд первой инстанции не согласился с этими доводами и встал на сторону предприятия. 

Суд установил, что «Лентеплоприбор» в соответствии с договором аренды выпускал только продукцию по оборонзаказу, имущество в субаренду не сдавал. Доказательств ненадлежащего содержания помещений также не нашлось. А возможное ухудшение состояния недвижимости оказалось следствием «незаконного производства строительных работ смежными арендаторами». 

«В результате суд пришел к выводу о целевом использовании заводом арендованной недвижимости и признал расторжение договора аренды недействительным. Более того, суд в мягкой форме указал МТУ Росимущества, что оно злоупотребило своим правом при расторжении договора аренды», — говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. 

«На время рассмотрения дела суд принял в отношении помещений обеспечительные меры, которые запретили выселять предприятие. Решение суда первой инстанции устояло в апелляционной и в установленные законом сроки не было обжаловано ни одной из сторон в кассации. Оба судебных акта: и решение суда первой инстанции, и постановление апелляционного суда — говорят о том, что «Лентеплоприбор» выселять нельзя», — добавляет руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal Сергей Бакешин.

Ценный исполнитель госзаказа

Эксперты полагают, что при рассмотрении дела суды могли «подсознательно» учесть значимость для государства работы «Лентеплоприбора». «Косвенно об этом свидетельствуют и принятые обеспечительные меры, которые запретили выселять завод из спорных нежилых помещений», — отмечает Сергей Учитель. По его словам, обеспечительные меры по такого рода делам принимаются судами крайне редко.

«Лентеплоприбор» — важное звено оборонной промышленности страны. Это единственное предприятие, которое производит программно-временные микроэлектронные устройства (УПВМ-1) для различных видов вооруженных сил, в том числе для подводного кораблестроения. «Подобные реле используются в торпедах, и это очень значимая продукция», — рассказал начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский. По его словам, «Лентеплоприбор» обладает уникальными компетенциями, которые нужны для обороноспособности страны. «Он всегда будет обеспечен гособоронзаказом, даже в условиях его общего снижения на треть», — считает аналитик. Он также указывает на возможности развития предприятия «на гражданке»: завод освоил выпуск спектральных пирометров (устройство для оперативного контроля температуры объектов в металлургической и других отраслях промышленности) и теоретически может выходить на рынки промышленной продукции гражданского назначения в этом сегменте. 

Эксперты говорят, что негативный эффект от выселения «Лентеплоприбора» был бы огромный. «Чтобы согласовать переезд оборонного предприятия, да еще в процессе исполнения им госборонзаказа, и не сорвать дедлайны, необходимо пройти семь кругов ада в силовых ведомствах. Обычно Минобороны на такие предложения не соглашается. Редкие исключения делают для проектов, которые в итоге занимают свободные площади в образовательных или научно-технических организациях, но никак не в офисном центре», — говорит Дмитрий Кумановский. 

По мнению Сергея Учителя, шансы расторгнуть договор аренды по заявленным в деле основаниям очень малы. «Обычно договоры расторгают, если ответчик не внес арендную плату. В данном случает этого нет. А из-за нецелевого использования арендованного имущества договоры обычно не расторгают. Такая практика есть, но она незначительна», — добавляет он.

Опасная зависимость

Эксперты говорят, что столь важная зависимость от госзаказа (по официальным документам предприятия, 95% продукции завод производит по заказам «оборонки») в 2019 году стала причиной финансового кризиса на «Лентеплоприборе». По итогам 2018 года выручка завода сократилась на 59%, до 56 млн рублей, предприятие получило 3 млн рублей убытка. Это результат установленной цены на продукцию по госзаказу, которая оказалась «ниже уровня рентабельности», написано в годовом отчете предприятия за 2018 год. Тогда же, в марте 2019 года, руководство и собственники «Лентеплоприбора» приняли решение прекратить выпуск одного из наименее востребованных изделий. 

Кроме того, в 2016 году «Лентеплоприбор» проиграл спор с Федеральной антимонопольной службой. Тогда несколько заказчиков петербургского предприятия, недовольных многократным повышением цены на его приборы, обратились в ФАС, которая признала «Лентеплоприбор» монополистом и рекомендовала заводу пересмотреть свои подходы к ценообразованию. 

Что касается недвижимости в Петербурге, то спор «Лентеплоприбора» из-за них со структурами Росимущества не первый в его практике. В 2005 году у завода был спор с КУГИ. Тогда суды встали на сторону городской администрации. Они присудили заводу неустойку за неуплату арендных платежей с 2001 года на сумму более чем 11 млн рублей и выселили предприятие из одного из занимаемых зданий. 

Справка «Нового проспекта»:

Завод «Лентеплоприбор»

был организован в 1928 году на базе фабрики «Свобода», тогда предприятие называлось Государственный союзный механический завод «Свобода». Нынешнее имя завод получил в 1955 году. На рубеже 50-х годов прошлого века «Лентеплоприбор» перешел в ведение Управления приборостроительной промышленности и стал специализироваться на разработке и производстве приборов теплового контроля, а затем и средств контроля и автоматики. В 1995 году «Лентеплоприбор» перешел в частные руки. Сейчас, по данным ресурса «Картотека.ру», бенефициаром «Лентеплоприбора» является АО «Норд», владеющее напрямую 1,62% компании. Еще по 24,71% акций общества принадлежат членам его совета директоров, предпринимательнице Натальей Григорьевой и заместителю директора завода по общим вопросам Владимиру Калинину, 14,8% — генеральному директору мебельного ОАО «Ладога» Михаилу Шевченко. Также в совет директоров «Лентеплоприбора» с 1999 года входит Игорь Бойков, в 2003 году ставший генеральным директором ресторана «Метрополь». 

По данным финансовой отчетности «Лентеплоприбора», в 2019 году выручка предприятия увеличилась на 6%, до 59,7 млн рублей. Завод получил чистую прибыль в 29,1 млн рублей против убытка в 3,1 млн рублей годом ранее. В 2020 году выручка выросла еще на 17,9%, до 70,9 млн рублей, чистая прибыль сократилась в 2,2 раза, до 13,1 млн рублей. 

Актуально сегодня