Недетский бизнес. «Школа Бенуа» расширяется в регионах
ГК «БестЪ» миллиардера Андрея Лушникова за время пандемии открыла по франшизе четыре новых развивающих центра «Школа Бенуа». Сегодня в сети 19 региональных центров. Развитие бизнеса в сфере дошкольного образования по франшизе становится трендом, говорят эксперты.
Как рассказала директор «Школы Бенуа» Светлана Рахманина, в за последние полтора года новые центры школы открылись в Петербурге (около станций метро «Улица Дыбенко» и «Лесная»), а также в Москве на Ходынском бульваре. В ближайшее время будет открыта еще одна школа в Благовещенске.
Теперь сеть развивающих центров насчитывает 19 филиалов, из них 10 находится в Петербурге, остальные — в Москве, Ярославле, Волгограде, Таганроге и Екатеринбурге.
«До недавнего времени мы продавали франшизу только на развивающие центры, но теперь подключили и новый формат — детский сад. Есть и еще один вариант — продажа авторских программ», — говорит Светлана Рахманина.
По ее словам, паушальный взнос у франшизы «Школа Бенуа» составляет 500 тыс. рублей для Петербурга и 400 тыс. рублей для других регионов. Роялти нет, но есть ежемесячная плата (5 тыс. рублей) за пользование системой дистанционного обучения «Школы Бенуа». «Мы решили не повышать цены на приобретение франшизы в кризисный период», — пояснила Светлана Рахманина.
По ее словам, у компании большие планы по масштабированию бизнеса. «Мы рассчитываем развиваться не только за счет собственных разработок новых обучающих программ. Наша цель — диалог, обмен опытом с партнерами и его интеграция в наши программы», — заключила она.
Пандемия почистила рынок
Участники рынка обучающих и развивающих детских центров говорят, что подсчитать его актуальную емкость довольно сложно. В 2017 году Discovery Research Group оценивала российский рынок этих услуг примерно в 460 млрд рублей. По неавторизованным оценкам, к концу 2019 года рынок мог увеличиться до 500 млрд рублей. А как на него повлияла пандемия пока никто не анализировал. «Думаю, за год рынок сократился на 20-30%, в основном за счет ухода одиночных игроков «ноунейм», — говорит основатель Sun School Алексей Сячин.
«Некоторые центры не смогли выжить, потому что не договорились об арендных каникулах с арендодателями», — поясняет основатель детского сада и центра развития Little Foot Анна Антипенко.
«Конечно, у сетей дела получше, чем у одиночных проектов, поскольку у них больше запас прочности», — говорит основатель сети «Бэби-клуб» Евгения Белонощенко. Тем не менее, и сетевые проекты сокращаются. «Например, за прошлый год около 30 наших партнеров, работающих по франшизе, решили развиваться самостоятельно, под собственными брендами. Соответственно, «Бэби-клуб» сократился до 170 центров. Но одновременно мы видим увеличение клиентов в наших клубах. Возможно, это бывшая аудитория небольших закрывшихся центров, которая перераспределилась по рынку», — комментирует Евгения Белонощенко.
Свято место пусто не бывает
Эксперты говорят, что рынок детских центров находится в зачаточном состоянии и в ближайшее время может вырасти в несколько раз. «Пока драйверами роста остаются Москва, Московская область и Петербург. До пандемии развивающие центры также активно открывались и в других городах-миллионниках. Но за последний год активность снизилась», — сообщила Евгения Белонощенко.
Пандемия не будет серьезной помехой для роста. «Сейчас идет трансформация и самого образования, в том числе дошкольного, и подхода к нему. Многие бизнесмены поняли, что в эту отрасль можно и нужно инвестировать», — считает Евгения Белонощенко.
«Нынешние родители в последнюю очередь экономят на детях, особенно на их образовании, поэтому можно ожидать, что спрос на дошкольное образование сохранится. Кроме того, сыграет роль и эффект низкой базы», — отмечает Алексей Сячин.
Однако процесс восстановления рынка будет очень небыстрым, предупреждает Анна Антипенко. «Одной из наиболее устойчивых форм развития станет открытие центров по франшизе», — полагает Светлана Рахманина. По ее мнению, франчайзинг может быть выгоден покупателю тем, что продавец предлагает уже готовые образовательные программы. «Это особенно важно поскольку конкуренция между развивающими центрами и детскими садами растет», — добавляет она.
Правда, на определенном этапе развития бизнеса франчайзи начинают выходить из проекта. «Предприниматели понимают, что хотят развиваться самостоятельно, с большей свободой и под собственным брендом. Поэтому уход части партнеров неизбежен», — говорит Евгения Белонощенко.
По мнению Алексея Сячина, новые инвесторы будут приходить в отрасль и в 2021 году, и дальше. «Все-таки кризис — время возможностей. Предприниматели наверняка постараются занять нишу, освободившуюся после ухода части игроков», — уверен он.
Дополнительным стимулом для развития отрасли может стать поддержка государства. «В Госдуме сейчас рассматривается законопроект, позволяющий расширить возможность использования материнского капитала на оплату услуг частных детских садов. Эта мера мола бы стать действительно эффективной для дополнительного развития сегмента», — уверена Анна Антипенко.
Справка «Нового проспекта»:
По экспертным оценкам, в Петербурге работает несколько сотен частных развивающих клубов и детских садов. Их оборот составляет порядка 20 млрд рублей в год.