Не в ту сторону пальма легла. Мировые СМИ о кризисе на рынке растительных масел
Политико-экономическое событие, случившееся 22 апреля в далекой от европейских забот Индонезии, вывело пальмовое масло в топ мировой экономической и продовольственной повестки. Президент Индонезии Джоко Видодо сообщил, что его государство вводит запрет на экспорт продукции из пальмового масла на неопределенный срок. С обзором того, что пишут на эту тему зарубежные СМИ, Дмитрий Наварра.
Президент Индонезии Джоко Видодо сообщил, что его государство вводит запрет на экспорт продукции из пальмового масла на неопределенный срок. Причиной названа нехватка продукта на внутреннем рынке страны, где пальмовое масло используется, в том числе, для производства моторного биотоплива. Конкретное решение о возобновлении поставок будет отложено до насыщения и стабилизации внутреннего рынка, обслуживающего ни много ни мало 275 млн жителей.
Запрет вступил в силу 28 апреля, но пока под него не подпадает отгрузка неочищенного сырья. Это означает, что под рестрикции подпало лишь 40% экспорта — товарная подгруппа RBD (refined, bleached and deodorized palm olein).
Поскольку доля Индонезии в глобальном экспорте пальмового масла составляет около 30% из $ 50 млрд ежегодного оборота, изъятие таких объемов одним махом не может не вызвать легкого удивления как у покупателей, так и у конечных потребителей.
Надо отметить, что многочисленные эксперты, опрошенные различными информационными агентствами, еще 26 апреля оптимистично предполагали, что ограничения продержатся около месяца. Однако правительственные чиновники из Джакарты уже в следующие часы после публикаций попросили покупателей не расслабляться: экспорт неочищенного пальмового масла тоже может быть ограничен, да и срок запретов никто уменьшать не планирует. Ориентиром для отмены рестриктивных мер было назначено достижение ценового уровня не выше 14 тыс. индонезийских рупий за литр (около 70 рублей), по крайней мере так заявил во еще вторник вечером министр экономики Эйрлангга Хартарто.
Местные операторы рынка совершенно не излучают оптимизма на фоне принимаемых правительством решений. Перспектива дальнейших корректировок экспортных ограничений вызвала беспокойство у индонезийских производителей и переработчиков пальмового масла, которые обычно поставляют на экспорт в 2 раза больше продукции, чем потребляется внутри страны.
«Исходя из простых расчетов, даже раньше, чем через месяц, все резервуары будут полны, если будет введен полный запрет», — рассказал агентству Reuters господин Эдди Мартоно, генеральный секретарь GAPKI, крупнейшей ассоциации производителей пальмового масла в Индонезии.
Так же он пояснил, что как только все имеющиеся резервуары заполнятся, маслобойни больше не смогут принимать свежий продукт, и плоды масличной пальмы просто сгниют, что может привести и скорее всего приведет к падению производства.
Также вся эта правительственная кампания отразится и на фермерах. Цены на свежее сырье уже упали с 3,7-3,9 тыс. рупий за килограмм до 1 тыс., а где-то и до 400 рупий, за несколько дней с момента объявления президентского решения, пожаловался Мансуэтус Дарто, генеральный секретарь Союза фермеров масличной пальмы Индонезии.
В этом вполне определенно можно увидеть создание искусственного дефицита на важный для мировых рынков продукт. Правительство Индонезии это понимает и уже заняло круговую оборону во Всемирной торговой организации, сославшись на регламент, позволяющий блокировать экспорт в силу соображений национальной безопасности.
Но самое неприятное для мирового продовольственного рынка видится в том, что рост цен грозит не только пальмовому маслу, но и остальным пищевым маслам: на рынке произошло сразу несколько событий, изрядно осушивших глобальные потоки. Ведь рынок пальмового масла нельзя рассматривать обособленно от рынка других пищевых растительных масел, поскольку часть объемов одного сегмента может быть замещена из другого.
Только надо принять во внимание, что пальмовое масло, используемое повсеместно, от производства выпечки и жира для жарения до косметики и чистящих средств, занимает почти 60% от мировых поставок растительного масла.
На фоне встряски масляного рынка другой производитель «пальмы», Малайзия, пытается использовать внезапно возникший дефицит для увеличения своего экспорта. Но есть одно, но — продолжающийся ковидный карантин.
Министр Зурайда Камаруддин (Ministry of Plantation Industries and Commodities) заявила СМИ в воскресенье 24 апреля, что Малайзия сможет увеличить производство пальмового масла после открытия границ страны. «Я уверена, что Малайзия готова и способна поставлять пальмовое масло на мировые рынки, поскольку ожидается, что наше производство вырастет после открытия границ, что позволит нанимать иностранных рабочих», — цитирует доктора Зурайду малайское национальное новостное агентство Bernama.
Осталась только одна мелочь — дождаться открытия границ.
И так получается, что заместитель министра господин Ви Джек Сенг на другом мероприятии в тот же день заявил, что производство пальмового масла в настоящее время страдает от продолжающейся нехватки рабочей силы, и поэтому маловероятно, что Малайзия сможет компенсировать дефицит экспортного предложения, созданный Индонезией.
Рынки других масел с 2021 на 2022 год тоже посетила целая стая черных лебедей. Поставки подсолнечного масла, в которых доминирующую роль (свыше 50%) играют Россия и Украина, уже сейчас испытывают кризис, а в прогнозе и долгосрочный спад из-за срыва посевных, вызванного военными действиями на территории Украины.
Поставки соевого масла тоже пострадали из-за засухи в Южной Америке. Бразилия, Аргентина и Парагвай, на долю которых приходится более 50% мировых поставок сои, ожидают рекордно низких урожаев в этом сезоне. Крупные сельскохозяйственные агентства и консалтинговые компании уже снизили прогнозы производства сои в 2021—2022 годах в результате сильной засухи с ноября. Фьючерсы на сою на Чикагской товарной бирже в феврале достигли 9-летнего максимума из-за опасений по поводу еще более неблагоприятной погоды для урожая в Южной Америке.
Поставки рапсового масла пострадали из-за осенней засухи в Канаде — спад производства на 71% год к году, и дефицит в этом сегменте рынка до сих пор не восполнен.
По данным Министерства сельского хозяйства Канады, в течение сельскохозяйственного года, заканчивающегося 31 июля, экспорт канадского рапса, вероятно, возрастет за счет весенних посевов, но итоговый годовой показатель год к году снизится на 38%.
И вот на фоне всех этих событий резкий шаг Индонезии добавил миру еще головной боли.
«Решение Индонезии влияет не только на доступность пальмового масла, но и на растительные масла во всем мире», — поделился своей обеспокоенностью с Reuters Джеймс Фрай, председатель консалтинговой компании LMC International. Эксперт уверен, что каждая страна пострадает, поскольку крупнейший в мире производитель пальмового масла запрещает экспорт товаров, используемых в продуктах питания, косметике и чистящих средствах.
Фраю вторит Рашид Джанмохд, председатель Пакистанской ассоциации производителей пищевого масла (PEORA): «Никто не может компенсировать потерю индонезийского пальмового масла. Каждая страна будет страдать».
Власти Индии, крупнейшего в мире импортера пальмового масла, также обратилась к правительству Индонезии с просьбой увеличить поставки.
Помимо этих просьб несколько стран и их национальных отраслевых объединений обратились и к Индонезии, и к Малайзии с просьбой снизить использование пальмового масла в производстве моторного биотоплива. На фоне совершенно нерадостных прогнозов на продовольственном рынке вопросы экологии чужих автоперевозок для таких небогатых и перенаселенных стран, как Индия, Пакистан, Бангладеш, выглядят совершенной абстракцией.
Но не стоит полагать, что дефицит пальмового масла затронет только кухни бедных стран.
Достаточно большое количество глобальных корпораций выкупают на свои производственные нужды объемы на уровне небольших стран.
Компания Unilever за последние годы в среднем приобретала до 1 млн т масла и около 0,5 млн т других продуктов отжима. Nestle только в 2020 году приобрела около 453 тыс. т масла (преимущественно из Индонезии и Малайзии). Procter & Gamble приобрела в 2020—2021 фискальном году около тыс. т. Mondelez International, производитель печенья Oreo, закупила в 2021 году около 450 тыс. т. Также в списке крупных корпоративных потребителей пальмового масла, составленном WION, присутствуют Danone, Ferrero S.p.A. (Nutella и другие «шоколадные» продукты) и L’Oreal, но их закупки масла и производных продуктов не превышают уровня 100 тыс. т.
Пока еще невозможно оценить совокупный эффект ограничительных действий правительства Индонезии на мировые цены и продовольственную безопасность, но, судя по высказываниям экспертов, оптимизма они не добавляют. Вместо заключения же будет такая информация: индекс цен на растительное масло Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в этом году вырос на 40%, и тенденций к его снижению организация пока не усматривается. При этом кризис на мировом рынке растительных масел сейчас находится не в конечной точке и даже, вероятно, еще не на пике.
В обзоре использованы материалы Reuters (Palm Oil Rallies 10% as Market Prepares for Indonesia Export Ban, Indonesia’s palm oil export ban seen short-lived on limited storage, Canada’s drought forces canola importers to turn elsewhere), Bloomberg (Oscar Tjakra of Rabobank says Indonesia’s ban excludes crude palm oil), Channelnewsasia.com (Malaysia looks to meet global palm oil demand after Indonesia’s export ban, but labour shortage an issue), cnbc.com (Indonesia’s palm oil export ban could last for only a short period, says financial services firm), farmdocdaily.illinois.edu (Soybean Prices Rise as Drought in South America Reduces Harvest), www.theguardian.com (Indonesia’s palm oil export ban sparks concern over global food prices), www.ft.com (Indonesia palm oil export ban fuels global food inflation threat), www.wionews.com (From Unilever to Nestle: Here’s how much palm oil companies use as Indonesia imposes a ban on it).