Не только овсянка, сэр. «Любимый край» наращивает мощности
Кондитерское объединение «Любимый край», которое аналитики называют абсолютным лидером по производству овсяного печенья в России, анонсировало планы развития. Компания намерена запустить в работу новую производственную линию, расширить контрактное производство и, возможно, даже приобрести еще одно предприятие. Эксперты называют планы «Любимого края» своевременными.
АО «Кондитерское объединение «Любимый край» вложит 200 млн рублей в расширение производственной площадки в Ломоносовском районе Ленобласти. Об этом сегодня рассказала журналистам директор по экспорту компании Екатерина Прохорова.
Необходимость расширения, по ее словам, связана с полной загрузкой действующих производственных мощностей. «Компания работает практически на пределе возможностей. Поэтому до конца года мы намерены приобрести и установить новую производственную линию мощностью 200-300 тонн продукции в месяц. Сейчас мы выпускаем 2200 тонн ежемесячно», — уточнила Екатерина Прохорова.
Но расширение не сможет полностью решить проблему нехватки производственных мощностей «Любимого края». «По этой причине мы рассматриваем возможность приобретения какого-нибудь действующего производства», — добавила Екатерина Прохорова.
Она добавила, что «Любимый край» также планирует развивать новое для себя направление — контрактное производство. «Компания начала работать в этом направлении в прошлом году. Уже есть опыт работы с белорусской фабрикой «Слодыч» и другими контрагентами. В будущем будем расширять ассортимент продукции по контракту, в том числе за счет освоения новой для товарной категории — вафель», — сообщила Екатерина Прохорова. «Любимый край», по ее словам, также планирует наращивать экспорт. «В первую очередь в Китай и страны Юго-Восточной Азии», — уточнила она.
Печенье для всех
Эксперты считают планы развития «Любимого края» своевременными и оправданными. По мнению независимого консультанта по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети Михаила Лачугина, спрос на овсяное и другое печенье, которое выпускает «Любимый край», не сокращается.
«Если компания решит увеличить объемы продаж, у них точно всё получится, учитывая их компетенции в данной сфере. «Любимый край» знает, как организована работа ретейла, что нужно торговым сетям и так далее», — поясняет Михаил Лачугин.
«Овсяное печенье — это традиционно доступное всем категориям потребителей лакомство. Его также выбирают приверженцы ЗОЖ, среди которых много молодежи. Рынок овсяного печенья имеет огромную емкость, которая не заполнена. Здесь точно есть куда расти. Это перспективное направление развития», — уверен эксперт по развитию предприятий, генеральный директор компании «Ватель Маркетинг» Роман Калинин.
Намерения «Любимого края» по диверсификации ассортиментной линейки он считает правильными. «У компании уже есть успешный опыт производства смежных с овсяным печеньем продуктов — пряников, различных видов сладкого печенья. Освоение выпуска вафель кажется логичным», — уверен эксперт.
Развитие через организацию контрактного производства или через приобретение действующих промплощадок Роман Калинин также считает эффективным. «В России сейчас избыток свободных мощностей по выпуску кондитерской продукции. Использование готовых площадок гораздо менее затратно, чем организация производства с нуля», — пояснил он.
Другие участники рынка полагают, что увеличить объемы продаж «Любимому краю» будет непросто. «Раньше это был крупнейший производитель в своем сегменте. Однако последние годы «Любимый край» несколько сдал позиции, потому что конкуренция на рынке очень велика. Появились и другие производители, которые выпускают похожее печенье не хуже качеством и в таком же ценовом диапазоне», — отмечает глава ГК «РеалЪ» Александр Мышинский.
По данным цифровой платформы «Инвестиционные проекты» (Investprojects.info), сейчас в сфере производства хлебобулочных и кондитерских изделий по всей России насчитывается 72 инвестпроекта на общую сумму 80,5 млрд рублей. Из них 31,7 млрд рублей будет направлено в 30 проектов, на которых уже ведутся строительно-монтажные работы. Еще шесть объектов с объемом вложений 4 млрд рублей проектируются. Потенциалом отрасли являются 10 проектов, находящиеся на ранних стадиях (планирования, предпроектных проработок). При их реализации в отрасль поступит еще 27 млрд рублей инвестиций. При этом приостановлено 26 проектов, или пятая часть финансового объема (21,8%) — 18 млрд рублей.
В разрезе федеральных округов 83,5% объема инвестиций вкладывается в ЦФО. Также в топ-5 по инвестициям в отрасли входят Северо-Западный (3,8 млрд рублей в пяти проектах), Южный (2,71 млрд рублей в восьми проектых), Приволжский (1,46 млрд рублей в пяти проектах) и Сибирский (1,45 млрд рублей в пяти проектах) округа. На территории Дальневосточного и Уральского округов заявлено по одному проекту на 600 млн и 300 млн рублей соответственно.
Сладкая жизнь
В целом на рынке кондитерских изделий сейчас достаточно стабильная ситуация. Объем производства этой продукции в России в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 2,3%, до 4 млн тонн, подсчитали аналитики BusinesStat.
По оценкам NielsenIQ, одним из крупнейших сегментов рынка кондитерских изделий в 2023 году с долей 13,8% стал сегмент сладкого фасованного печенья, сегмент вафель занял 8,7% рынка кондитерских изделий, пряников — 4,2%. Все три сегмента продемонстрировали небольшой рост.
При этом, отмечают аналитики Nielsen, в 2023 году ярко проявилась тенденция отказа потребителей от приобретения развесных сладостей в пользу фасованных аналогов. «Снижение потребления развесных кондитерских изделий может быть обусловлено трансформацией потребительских привычек, в том числе частичным перетеканием спроса между каналами торговли: объемы покупок в традиционной рознице снижаются, тогда как в розничных сетях, а также на онлайн-рынке наблюдается рост. Более того, часть потребителей может переключаться с покупки весовых изделий как на их упакованные аналоги, так и вовсе на другие кондитерские товары с фиксированной стоимостью», — поясняют в NielsenIQ.
Крупнейшими частными марками сладкого фасованного печенья в 2023 году стали бренды Mondelez (27,4% рынка в абсолютных показателях и 19,8% в денежном выражении), Orion (7,1% и 10,6%), Kelloggs (5,7% и 5,6%), «КДВ Групп» (5,7% и 5,3%), а также «Любимый край» (5,6% и 4%). При этом «Любимый край» стал абсолютным лидером в категории «овсяное печенье»: в 2023 году на бренды петербургского производителя пришлось более 50% рынка. Об этом свидетельствуют и данные собственного исследования компании. Наиболее известный бренд, «Посиделкино», по результатам аудита продаж в розничных сетях занял более 32% рынка и по абсолютному, и по денежному показателю.
Кондитерское объединение «Любимый край» образовано в 1999 году. Его производственная площадка расположена в Ломоносовском районе Ленинградской области. Компания является крупнейшим производителем печенья и пряников на Северо-Западе России. Аналитики называют «Любимый край» лидером рынка овсяного печенья.
Наиболее известные бренды компании — «Посиделкино», «Штучки», «Пряничное настроение».
«Любимый край» входит в сформированный правительством Ленобласти перечень системообразующих предприятий региона. В 2023 году завод выпустил 21 тыс. тонн кондитерских изделий. Продукция компании представлена в 10 странах мира, 98 городах России с населением от 100 тыс. человек, во всех ключевых розничных сетях и 55 тыс. торговых точек России.
По данным «Контур.Фокус», выручка КО «Любимый край» в 2023 году составила 2,48 млрд рублей, что на 8,6% меньше, чем в 2022 году. Чистая прибыль за прошлый год сократилась на 12,2%, до 93 млн рублей.