Не моргнув глазом. Государство лоббирует сбор биометрических данных

Через 5 лет оплата карточкой, а тем более наличными, станет анахронизмом. Купить молоко в магазине можно будет одним движением брови. Или просто улыбнувшись. В перспективность биометрии хочет верить государство. Бизнес пока не спешит. 

Биометрия — система распознавания людей по одной и более физическим или поведенческим чертам (образец голоса, отпечатки пальцев, группа крови, специальное фото роговицы глаза и т.д.).

В России с 2018 года работает цифровая платформа, которая позволяет получать ряд услуг при помощи биометрических данных пользователя. Это Единая биометрическая система (ЕБС), и управляет ею государство. А точнее, пока пытается собрать биометрические характеристики граждан.

В идеале ЕБС планируется сделать национальной платформой для доступа пользователей как к государственным, так и к коммерческим услугам. Однако процесс идет не так быстро, как на это надеются власти, а именно они являются главным двигателем этого вида прогресса в России. Для нужд государства ЕБС, по словам директора департамента реализации стратегических проектов Минцифры Юрия Парфенова, нужна в качестве замены электронных подписей, внедрение которых идет еще хуже, чем биометрии. «Во многих случаях использование технологий биометрической идентификации позволит отказаться от электронной подписи при подаче электронных документов. Необходимость приобретения электронной подписи и невозможность ее использования на мобильных устройствах являются в настоящее время главными барьерами для массового вовлечения граждан в полноценное электронное взаимодействие, — признал Юрий Парфенов. — При этом для получения госуслуг использование технологий биометрической идентификации не будет обязательным». 

Дело техники

Технически сдать данные в Единую биометрическую систему, оператором которой является «Ростелеком», можно в 13,3 тыс. отделений 231 банка, расположенных в 95% городов России. Более 10 банков уже предлагают через ЕБС открывать счета, вклады, получать кредиты. Это ВТБ, «Тинькофф», Почта Банк, Совкомбанк, «Хоум Кредит», Россельхозбанк, Ак Барс Банк, СКБ-Банк, Промсвязьбанк и т.д.

Однако, по данным Центробанка на февраль 2021 года, в ЕБС зарегистрировались всего около 164 тыс. из 150 млн россиян. Суммарное количество скачиваний приложения «Биометрия» от «Ростелекома», с помощью которого производится удаленная идентификация, на сегодняшний день составляет около 250 тыс. В 2019 году в системе было зарегистрировано около 110 тыс. пользователей.

На днях в СМИ появилась информация о том, что регуляторы готовят ряд «административных мер», которые подтолкнут россиян к сдаче биометрических данных. Например, прошел слух о том, что часть госуслуг будет невозможно получать удаленно без биометрии. Минцифры, отвечающее за реализацию проекта, в тот же день опровергла эту информацию, но осадок остался. Тем более что, например, источники «Коммерсанта» говорили, что за два следующих года власти рассчитывают каким-то образом увеличить число записей в ЕБС до 70 млн. 

Смотрят искоса

По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), большинство россиян негативно относится к идее сдачи своих биометрических данных. Что такое биометрия, в принципе, знает лишь каждый второй россиянин (54%), а каждый пятый (21%) путает ее с диагностикой состояния здоровья и оценкой физических возможностей человека.

Тем не менее среди тех многих, кто еще не сдавал свои биометрические данные, только каждый пятый готов поделиться этой информацией с государством. Чаще всего это молодежь от 18 до 24 лет. Основные причины отказа от предоставления — отсутствие необходимости, сомнения в том, что данные будут надежно защищены, и нежелание присутствовать в какой-либо базе данных.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев согласен, что сбор и систематизацию биометрических данных тормозит «традиционное недоверие к действиям государственных органов, отсутствие как такового полноценного социального договора между властью и населением, негативное отношение к любым инициативам сверху».

«Люди так же возмущались авторизацией по СМС или по электронной почте, — вспоминает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. — Сегодня это уже не вызывает вопросов. Хотя, наверное, есть те, кто до сих пор не пользуется этими опциями, но в целом к технологиям мы привыкаем достаточно быстро».

Дело сделано 

С начала работы над системой ЕБС «Ростелеком» сообщал об инвестициях в проект в размере 250 млн рублей и намерении добавить еще 1,5 млрд рублей в разработку с учетом, что оборудование для снятия биометрических данных будут приобретать и обслуживать банки и другие участники рынка.

С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон, расширяющий сферы применения Единой биометрической системы. Так, россияне смогут удаленно проходить идентификацию и получать по биометрии широкий спектр финансовых, коммерческих и государственных услуг, а наличие данных одновременно в Единой биометрической системе и Единой системе идентификации и аутентификации позволит гражданам обслуживаться в государственных учреждениях и банках без предъявления паспорта.

А в феврале «Ростелеком» заявил о планах создать реестр компаний, подключенных к Единой биометрической системе. Планируется, что реестр будет содержать информацию об организации: наименование, ИНН, а также дату начала ее работы с ЕБС.

В «Ростелекоме» приводят пример, что использование биометрии в банковском секторе сокращает издержки на документооборот, обслуживание, розничный офис. При оплате по лицу (биоэквайринг) биометрия позволяет сократить время обслуживания одного клиента. Использование биометрии для входа на массовые спортивные мероприятия позволяет сократить время прохода на стадион, а также, уточняют в «Ростелекоме», обеспечивает безопасность объекта за счет ограничения доступа потенциально опасных посетителей, которые находятся в черном списке (например неблагонадежных футбольных болельщиков). В нотариате и судопроизводстве биометрические технологии позволят перенести в онлайн многие юридически значимые процессы.

Дорогое удовольствие

Для конечных пользователей стоимость оформления биометрии бесплатна. Внедрение ЕБС в бизнесе зависит от внутренних процессов в самой организации. Например, при переводе процессов открытия счета, вклада или получения кредита в онлайн банк создает абсолютно новый канал взаимодействия с пользователем, полностью оцифровывая услугу, которую в соответствии с нормами закона раньше можно было предоставлять только очно в отделениях банка. «Стоимость этой задачи будет сильно отличаться для каждого банка, — объясняют в «Ростелекоме». — Но есть и фиксированные траты в этом процессе. Во-первых, постановлением правительства определены тарифы по биометрической идентификации: это 200 рублей, которые банк направляет оператору Единой биометрической системы. Половину из этой суммы «Ростелеком» направляет в банк, который ранее зарегистрировал биометрию гражданина, еще часть суммы по модели revenue sharing уходит поставщикам биометрических процессоров. Кроме того, организация несет расходы на обеспечение информационной безопасности при работе с биометрией. В соответствии с требованиями закона она может использовать как собственное решение (тогда его разработка и сертификация может стоить 10–15 млн рублей), так и готовое решение выбранного производителя».

«Для бизнеса биометрия позволяет строить совершенно новые системы, — говорит Эльдар Муртазин. — В супермаркете с едой вы улыбаетесь кассиру, и проходит оплата. Системы из нескольких параметров тоже будут эволюционировать: по глазу и голосу, по глазу и отпечаткам и пр. Каждый запрос со стороны супермаркета в единую базу будет, например, 1 рубль. За счет этого база будет поддерживаться. Таких транзакций будет много. И самое главное, это уберет мошенничество».

Тем не менее, по словам ведущего специалиста отдела аудита Infosecurity a Softline Company Анатолия Сазонова, бизнес пока не сильно стремится идти навстречу биометрии. Это связано с тем же отсутствием запроса со стороны клиентов и дороговизной решений для внедрения биометрии, в том числе программного обеспечения, предназначенного для сбора данных. «Кроме того, такое ПО и оборудование, реализующее эти процессы, довольно сложно интегрируется в существующие в организациях процессы. Получение прибыли от внедрения биометрии видится довольно малоперспективной задачей для банков», — уверен Сазонов.

Эксперты при этом не отрицают, что в рамках бизнес-моделей B2B-клиентов банков современные цифровые технологии позволяют применять биометрические базы данных для оптимизации системы продаж, планирования производства, учета предпочтений потребителей и т.д. «Но мы сейчас находимся в этом плане в самом начале пути, и сказать заранее, как и в каком объеме будет использоваться биометрия бизнесом, пока затруднительно, равно как и то, насколько быстро и в какой степени бизнес вообще получит доступ к указанным биометрическим данным, ведь широкое использование персональной информации — это палка о двух концах», — говорит Алексей Коренев. Эксперт отмечает, что пока остается непонятным, насколько глубоко зайдет стремление контролировать население страны во всём и какие это может иметь потенциальные последствия, ведь биометрические данные, а также их повсеместный сбор и использование — это не цель, а инструмент, который может быть применен в самых различных направлениях.

В «Ростелекоме» утверждают, что организации, используя Единую биометрическую систему для подтверждения личности гражданина, не получают доступ к биометрическим слепкам, хранящимся в ней. 

Однако эксперт «Финама» имеет в виду скорее возможный контроль за действиями граждан со стороны государства. «Глобально повсеместное внедрение системы учета и использования биометрических данных преследует цель полного охвата населения страны в части контроля за их действиями, будь то потребительская активность, пользование социальными и иными льготами, финансовые транзакции или даже политическая активность (последнее, понятное дело, пока можно рассматривать лишь теоретически)», — говорит Алексей Коренев.

Тем не менее Эльдар Муртазин считает, что Россия, которая по уровню проникновения биометрических услуг находится на одном из первых мест в мире, готова к следующему рывку, чтобы такие системы работали более полно. По прогнозу Муртазина, переломный момент в повсеместном использовании технологии произойдет в России в течение ближайших 5 лет.

«Биометрические платёжные решения очень перспективны, и они будут активно развиваться и после окончания пандемии, — выразил уверенность главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман. — Наше исследование подтверждает высокий интерес со стороны россиян к этому виду биометрической идентификации: 70% покупателей планируют платить при помощи лица в будущем».

Заплатить красивыми глазами

Первооткрывателями использования биометрии помимо банков стали как раз ретейлеры. Буквально на днях сервис оплаты взглядом на кассах самообслуживания в «Пятерочках» и «Перекрестках» запустили «Сбер», X5 Retail Group и Visa. К концу марта новый способ платежа обещают открыть в 150 супермаркетах «Перекрёсток», а в апреле к сервису подключится несколько магазинов «Пятёрочка» в Москве. 

Еще в прошлом году пилотный проект по биометрической оплате появился в сети кофеен Coffee Bean. Биометрия используется и для простой идентификации. Так, в 2021–2022 учебном году российские студенты смогут удалённо с идентификацией по лицу сдавать экзамены. Этот формат будет доступен студентам, которые обучаются по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня