Не ищем лёгких путей. Смольный выбрал самый дорогой вариант для строительства подземки

31 Августа 2021

Фото: Александр Ведерников/Коммерсантъ

Метростроение города переживает самый долгий и болезненный кризис в своей истории. Компания «Метрострой», построившая каждую станцию петербургской подземки, скоро канет в историю. Вчера арбитраж арестовал имущество бывших руководителей компании, отца и сына Александровых, почти на 7 млрд рублей. А на сегодня назначен суд, который должен завершить стадию наблюдения в банкротстве «Метростроя» и начать конкурсное производство, то есть удовлетворение требований кредиторов компании. Строительством метро в городе займется совместная компания Смольного и ВТБ, но это далеко не оптимальный вариант развития событий.

Спасение рядового «Метростроя»

Юристы и экономисты «Метростроя», а также эксперты и чиновники, с которыми пообщался «Новый проспект», рассказали, что на данный момент существует три сценария развития событий вокруг петербургской подземки. Это сохранение старой компании «Метрострой», создание новой путем замещения активов и передача всех контрактов совместному предприятию Смольного и ВТБ — АО «Метрострой Северной столицы».

Условием реализации любого из этих сценариев является увеличение стоимости действующих контрактов «Метростроя» на 8,2 млрд рублей. Прямо сейчас у компании в работе несколько объектов: станции «Театральная» и «Горный институт» на оранжевой линии, а также станции «Путиловская» и «Юго-Западная» на новой коричневой ветке. Их строительство обходится налогоплательщикам примерно в 59 млрд рублей.

Рассмотрим все три сценария подробнее, чтобы разобраться в логике происходящего.

Сценарий №1: докапитализация или кредит

Вариант с полным спасением «Метростроя» к 2028 году, согласно расчетам аудиторов, обойдется бюджету в 10,7 млрд рублей. Если отказаться от выплаты дивидендов по итогам работы, то сумма составит 8,1 млрд. Однако при этом 5,7 млрд рублей нужно будет вложить уже в 2021—2022 годах. Деньги пойдут на погашение текущей задолженности (2,5 млрд рублей), на погашение в рассрочку требований кредиторов (6,7 млрд) и капитальные вложения (2,5 млрд рублей).

При этом дополнительно 2,5 млрд рублей можно получить за счет продажи непрофильных активов «Метростроя». В числе возможных источников получения денег указаны кредит или докапитализация. К слову, сейчас у Смольного лишь 46% акций компании. В своё время именно отсутствием у города контрольного пакета акций «Метростроя» чиновники объясняли неудачи на поприще строительства метро.

«Плодотворной работы у властей с бывшим директором и основным бенефициаром ОАО «Метрострой» Николаем Александровым не вышло. Ему предлагали по-хорошему передать контроль над компанией, он отказался. Что с ним происходило дальше? Иск от налоговой на 1 млрд рублей, систематические и справедливые сложности с приемкой и оплатой работ со стороны Смольного, уголовные дела. Никто не захотел договориться, победил сильнейший», — вспоминает экс-чиновник из Смольного.

Призом в этой борьбе стало убыточное предприятие, у которого больше 18 млрд рублей долгов. Несмотря на то, что формально Николай Александров повержен, контрольным пакетом акций компании город так и не завладел. Допэмиссия могла бы влить в компанию деньги и обеспечить городу заветный контрольный пакет», — рассуждает собеседник «Нового проспекта».

Сценарий №2: замещение активов

Федеральный закон о банкротстве в числе восстановительных мер предлагает такой инструмент, как замещение активов. Если просто: все активы компании-банкрота, в том числе договоры и лицензии, передаются вновь созданной дочке, акции которой выставляются на торги.

Этот вариант в сценарном анализе самый дешевый — обойдется в 6,5 млрд рублей: 5 млрд на выкуп долей вновь образованной структуры и 1,5 млрд вливания оборотных средств. При этом процедура замещения активов не одномоментная и может потребовать как минимум 6 месяцев.

В отчете компании KPMG, которая проверяла деятельность «Метростроя», этот вариант назван «оптимальным сценарием, учитывающим интересы кредиторов, должника и акционеров». По мнению аудиторов, выбор властями сценария с замещением активов мог бы снизить риски по всем фронтам: производственные, уголовные, налоговые, административные, однако для его реализации необходимо одобрение собрания акционеров.

Сценарий №3: Новая компания АО «МСС»

С прошлого лета в сознание петербуржцев власти города старательно закладывают образ ВТБ как будущего строителя городской подземки. Банк (и созданное городом с его участием совместное предприятие «Метрострой Северной столицы») позиционируется как спаситель, а его приход в сферу метростроения как великодушное одолжение.

«ВТБ готов подставить мощное финансовое плечо в вопросах плавного перехода трудового коллектива, сохранения щитов и производственных площадок, обеспечить компетентную защиту интересов в судах, поддержать в переговорах с кредиторами в процессе конкурсного производства в будущем», — говорил в ходе годового отчета перед депутатами Законодательного собрания вице-губернатор Максим Соколов.

Вместе с тем перевод строительства метро под ВТБ в первую очередь будет означать, что ближайшие 7 лет эта структура будет контролировать финансовый поток объемом 130 млрд рублей.

Согласно сценарному анализу, вариант с ВТБ оказывается самым дорогим. Он не просто обойдется бюджету в 9,2 млрд рублей, но еще и предусматривает кредит от ВТБ на 11 млрд рублей. Из этих денег 5 млрд нужны на рефинансирование кредитов «Метростроя», еще 5 млрд — на пополнение оборотных средств и 8 млрд — капитальные вложения. В результате по этому сценарию к 2028 году у АО «МСС» будет непогашенный кредит в размере 7 млрд рублей. При этом все 100% акций компании будут принадлежать Смольному.

Источники «Нового проспекта» в Смольном уверяют, что вице-губернатор Максим Соколов активно продавливает схему строительства метро в рамках государственно частного-партнерства (ГЧП). Это партнерство даст участникам не минимально гарантированный доход, как в случае с ЗСД, а «гарантированную рентабельность».

Ещё при официальном объявлении о совместном предприятии с ВТБ в ноябре 2020 года транспортный вице-губернатор аккуратно обозначил вариант с ГЧП: «Многое будет зависеть от бюджетной поддержки, поскольку здесь форматы ГЧП возможны, но они более тяжёлые, и мировая практика не всегда положительная».

Разговоры ни о чём

«Новый проспект» направил официальный запрос вице-губернатору Максиму Соколову с просьбой рассказать о возможных сценариях развития петербургского метростроения и стоимости их реализации. Однако все вопросы, касающиеся финансовой стороны вопроса, чиновник проигнорировал. Он не предоставил никаких данных о том, как власти собираются распоряжаться деньгами налогоплательщиков. Ответ из его аппарата приводим целиком.

Комментарий начальника аппарата вице-губернатора Максима Соколова:

«С февраля текущего года ОАО «Метрострой» находится в состоянии предбанкротного наблюдения. Чтобы сохранить развитие метростроения в городе и не потерять уникальный коллектив петербургских метростроителей, совместно с ПАО «ВТБ» создана новая городская компания «Метрострой Северной столицы».

Сотрудникам трудового коллектива в соответствии с графиком выплачивается заработная плата, строительные работы проводятся в плановом порядке. Достичь этого удалось благодаря тому, что процесс банкротства ОАО «Метрострой» находится под строгим контролем правительства Санкт-Петербурга.

По моему поручению создана рабочая группа в составе представителей ОАО «Метрострой», АО «Метрострой Северной столицы», комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» и ПАО «ВТБ». Главная задача рабочей группы — решение вопросов, связанных с переходом трудового коллектива из ОАО «Метрострой» в АО «Метрострой Северной столицы».

Судьба подземки и рабочих

Самый больной вопрос в истории с «Метростроем» — перспективы дальнейшего строительства метрополитена в городе и судьба рабочих предприятия.

По словам заместителя генерального директора «Местростроя» Ярослава Мельникова в свежем интервью «Форпосту», проблемы уже возникли и с тем, и с другим.

«В принципе, идея была совершенно правильная — сделать по опыту Москвы. У Собянина это сработало: создали новую структуру, туда перевели людей. Одна компания получает финансирование, делает какие-то проекты, а другая выполняет генподряд, копает. У нас же в течение года никто с коллективом ни о чём не разговаривал, более того, в коллективе началось напряжение. Ну представьте, в отделе сидит 10 человек. Пять к себе «Метрострой Северной столицы» приглашает, а пять не приглашает», — говорит замдиректора «Метростроя».

Чтобы перехватить строительство метро день в день, «Метрострою Северной столицы» кроме материальной и кадровой базы не хватает еще и одной формальности — статуса единственного поставщика. В середине августа президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Михаилу Мишустину определить единственного поставщика по проектированию, реконструкции и строительству метрополитена в Петербурге. Срок исполнения — 1 октября 2021 года. Самому Путину просьба рассмотреть вопрос с наделением таким статусом «МСС» поступила еще год назад от губернатора Петербурга Александра Беглова и главы ВТБ Андрея Костина.

В самом Смольном ждали этот статус к апрелю 2021 года, потом к июлю, теперь срок октябрь. Выходит, что перевод финансового потока от строительства метро тормозят именно федералы.

Подземная катастрофа

По мнению метростроевцев, если компанию всё же признают банкротом, строительные работы на линиях, скорее всего, остановятся, а это катастрофа.

Проектировщик, чиновник и метростроитель, не связанные между собой, в разговоре с корреспондентом «Нового проспекта» сошлись во мнении, что кризис не закончится в ближайшие 2-3 года.

«Даже если «МСС» сумеет безболезненно выйти на подземные линии, забрав и материальную базу, и рабочих, готовых проектов для строительства нет и в значимом количестве пока не будет. Отдельный вопрос, смогут ли новые бенефициары «Метростроя» вообще разобраться, как строить петербургское метро: особую сложность процесса никто не отменял», — говорит один из собеседников «Нового проспекта».

«Всё, что сейчас происходит со строительством метро, это рукотворный кризис, семена которого упали на землю еще при губернаторе Георгии Полтавченко. «Метрострой» был развален неэффективным менеджментом с одной стороны и чиновниками — с другой. Но тогда в Смольном работали другие люди, поэтому нынешние чиновники совсем не чувствуют ответственности за ситуацию и компанию. Посмотрите, что говорит губернатор: «Город наследует эту раскоряку». Город её не наследует, город её сам создал своей войной с Александровыми. Просто Беглов пришел в конфликт, для него это «наследство». И всеми этими схемами с «МСС», «Метростроем-2» и прочими вариантами Смольный просто уходит от ответственности за дела предшественников. Но у города 46% акций компании, и он также полноценно должен отвечать за этот провал. Правда, в СИЗО за кризис метростроения уехал только Александров», — говорит источник, работавший как в Смольном, так и в «Метрострое».


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня