Наследники миллиардера Кожарского займутся перевалкой, рыбной ловлей и курами
Траулер «Дмитрий Кожарский» назван в честь бизнесмена, учредителя Группы ФОР. Фото: ОСК
Наследники погибшего в автокатастрофе миллиардера Дмитрия Кожарского вступили в свои права. Им досталась бизнес-империя с оборотом 12 млрд рублей по итогам 2022 года. Она включает в себя в том числе терминал в Большом порту Санкт-Петербург, судоремонт, рыбный промысел, недвижимость и Русско-Высоцкую птицефабрику.
В системе СПАРК 7 июля появилась запись о перераспределении долей покойного бизнесмена Дмитрия Кожарского, которому принадлежали 12 компаний в Петербурге, Калининградской, Мурманской и Ленинградской областях. В их числе терминал в Большом порту Санкт-Петербург, судоремонт, рыбный промысел, недвижимость на Невском проспекте и Русско-Высоцкая птицефабрика.
Именем Дмитрия Кожарского назван головной траулер-процессор, на котором в середине июня был поднят государственный флаг. Судно изготовил Выборгский судостроительный завод по заказу АО «Атлантрыбфлот», входящего в Группу «ФОР» Константина Клебанова, сына Ильи Клебанова, бывшего полпреда президента в СЗФО и бизнес-партнера Дмитрия Кожарского. Группа ФОР — участник топ-10 рыболовецких холдингов России.
Бизнес на отлично
Непосредственно к Петербургу имеют отношение пять из 12 компаний Дмитрия Кожарского. Самое заметное — ООО «МГС-Терминал», оператор петербургского порта, который специализируется на перевалке рефрижераторных грузов. До гибели Дмитрия Кожарского компания принадлежала четырем частным лицам: ему, Сергею Русакову, Евгении Карпенко и Елене Борисенко. У Кожарского и Русакова было по 33,33% долей, у Карпенко и Борисенко — 19,17% и 14,17% соответственно.
Дмитрий Кожарский. Фото: fishnews.ru
По результатам первого квартала 2023 года «МГС-Терминал» перевалил 0,2 млн тонн грузов — около 2% оборота всего порта. Выручку компании за прошлый год СПАРК оценивает в 0,7 млрд рублей.
Второй бизнес — ООО «Балтатлантрефтранс», которое специализируется на морских грузоперевозках. Выручка компании за 2022 год составила 0,4 млрд рублей. Ее офис находится на набережной реки Мойки. Тот же адрес указан у ООО «Управляющая компания «УВ», которая занимается административно-хозяйственной деятельностью.
Еще один бизнес Кожарского прописан на Невском, 20. Это, собственно, ООО «Бизнес-центр «Невский-20». Компания занимается управлением собственной недвижимостью, у нее небольшая выручка — 5 млн рублей за прошлый год. Но это единственная компания бизнес-группы, доля в которой принадлежит лично бывшему полпреду Илье Клебанову, у него 38,88%. Наследники Дмитрия Кожарского поделили между собой 22,24%.
Там же, на Невском, 20, работает и ООО «Управляющая компания «ФОР» с профилем деятельности «агент по оптовой торговле пищевыми продуктами» и выручкой 0,3 млрд рублей за прошлый год. 20,26% долей этой компании принадлежит ООО «НДФ» Константина Клебанова (у компании офис там же). Та же компания «НДФ» вместе с наследниками Кожарского владеет долями в двух рыболовецких компаниях: калининградском ООО «Морская звезда» (20,26%) и мурманском ООО «Компания ЛКТ» (20%), которому, в свою очередь, принадлежат рыболовецкие ООО «Мегра» и «РК «Бриз» из Архангельской области. По данным Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности за 2021 год, владельцы этих трех компаний являются акционерами калининградских АО «РПК «Рыбфлот-ФОР», «КРК «Рыбфлот-ФОР» и «НПО «Атлантрыбфлот».
Все они входят в Группу ФОР, которой управляет УК «ФОР». Совокупная выручка компаний группы за 2022 год составила, по данным СПАРК, почти 20 млрд рублей. Одним из основателей Группы ФОР называют Илью Клебанова.
Группа компаний ФОР входит в десятку крупнейших рыбопромысловых компаний России. По данным сайта группы, ее компании занимаются промыслом круглый год, имеют в распоряжении 13 судов, что обеспечивает им 170 тыс. тонн улова ежегодно. В начале февраля 2023 года Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) и АО «Атлантрыбфлот» подписали приемный акт о передаче головного траулера-процессора проекта KMT02.02 «Дмитрий Кожарский», названного в память о погибшем бизнесмене. Всего по заказу компаний, входящих в Группу ФОР, на ВСЗ должно быть построено три рыболовных траулера этого проекта.
Наследники и золотые яйца
Партнеры Константина Клебанова в компаниях Группы ФОР — частные лица, чьи доли до гибели Дмитрия Кожарского распределялись примерно поровну (около 16% у каждого). Теперь доли покойного бизнесмена в руках у его родственников — Янины и Виталия Кожарских, а также у детей Юлии и Романа. Самая большая доля у Янины. Ей, в частности, принадлежат 20,83% «МГС-Терминала» в петербургском порту (у погибшего бизнесмена, напомним, было 33,33%) и 9,39% УК «ФОР» (у покойного было 15,04%). Янина и Виталий Кожарские рассказывать о своих планах по развитию бизнеса «Новому проспекту» отказались. До Юлии и Романа дозвониться не удалось.
В бизнес-империю покойного Дмитрия Кожарского входит также ООО «ПО «Русско-Высоцкая птицефабрика», расположенная в Ломоносовском районе Ленинградской области. Это крупное предприятие, занимающееся разведением сельскохозяйственной птицы с 0,3 млрд рублей выручки за прошлый год. Дмитрию Кожарскому принадлежали 36% этой компании.
Суммарная выручка всех компаний, доли в которых оказались распределены между наследниками Дмитрия Кожарского, а также их «дочек», составила в прошлом году более 12 млрд рублей.
Риск потери «центра силы»
Партнер адвокатского бюро NSP Арам Григорян полагает, что расщепление долей в компаниях между наследниками может привести к нарушению сложившейся модели управления, что несет серьезные риски.
«Главные риски — отсутствие кворума для проведения собраний и принятия решений, а также отсутствие должного опыта и квалификации миноритарных участников, из-за чего они, возможно, будут препятствовать нормальной деятельности компании. Для самих наследников основные риски связаны со способностью друг с другом договориться. По отдельности они, вероятно, не смогут влиять на корпоративные решения компании. Им придется объединиться в союзы с другими наследниками и иными участниками общества, которые в такие моменты покажутся им дружественными», — говорит он. Всем крупным бизнесменам юрист советует озадачится вопросом передачи своего бизнеса заранее. «Например, можно составить завещание в пользу самого компетентного наследника либо учредить наследственный фонд, в котором управляющий будет действовать в интересах всех наследников», — говорит Арам Григорян.
Соруководитель юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов рекомендует для снижения риска конфликтов между владельцами небольших долей в компаниях включать в устав специальные положения, позволяющие им чувствовать себя комфортно, или заключать корпоративные договоры.
«В корпоративном договоре стороны могут предусмотреть взаимную обязанность принимать решения в определенных ситуациях, выплачивать прибыль с установленной регулярностью и так далее — словом, всё, что может волновать владельцев, чьи доли распределены, и не позволит кому-то начать диктовать свои условия», — поясняет Александр Арбузов. Он напоминает, что распределение пакета между несколькими участниками часто снижает степень защищенности каждого. «Происходит это, если участники перестают представлять собой единую группу из-за разногласий. Тогда в компании образуется крупный «центр силы» с совокупным пакетом более 50%. Такой пакет дает возможность принимать решения по большинству вопросов, что порождает искушение перестать учитывать мнение миноритариев, а порой и их законные права. А исключить из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности и даже делает невозможной работу компании, может лишь владелец не менее 10% долей и только через суд», — заключил юрист.