Нашла коса на камень: рекламный рынок против единого оператора
Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ
Участники рекламного рынка единым фронтом выступают против создания национального цифрового регулятора. Борьба с инициативой «единороссов» накалилась после того, как 15 июля депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о создании единого оператора цифровых рекламных конструкций и всех электронных объявлений в интернете.
Автор законопроекта — депутат Госдумы Артем Кирьянов. Он считает, что контролировать потоки по размещению всей цифровой наружной рекламы в стране, а также всех электронных объявлений физлиц в интернете, должна одна частная компания. Она же будет проверять рекламный контент на соответствие законодательству, определять цены на размещение и следить за защитой персональных данных.
Рынок онемел
Законопроект вызвал вал критики как со стороны участников рынка, так и со стороны депутатов других фракций (что ныне большая редкость). «Справедливая Россия» даже организовала круглый стол и попыталась собрать аргументы, позволяющие остановить рассмотрение закона. «Понятно, что вопросы национальной безопасности стоят сейчас более, чем остро, — пояснил глава фракции Сергей Миронов. — Но такая монополизация ни к чему хорошему не приведет. Это из серии, когда благими намерениями известно куда выстлана дорога. Передача всего рекламного электронного рынка в одни частные руки — это не только нарушение антимонопольного законодательства РФ, это нарушает и здравый смысл».
Политик также считает, что монополизация рынка рекламы приведет к увольнению десятков тысяч работников, а также изменит внешний вид городов, поскольку местные власти не смогут решать, что у них и где будет размещено, и на каких носителях. Наконец, закон коснётся даже обычных интернет-пользователей, которые покупают и продают товары на таких ресурсах, как «Авито».
В круглом столе приняли участие руководители компаний «Яндекс», Rambler, Avito, Ozon, «Постер», Gallery, «Маер Групп», «Восток-Медиа», медиагруппа «Рим» и т. д. Не было только представителей компании Russ Outdoor, хотя именно ее называют основным выгодоприобретателем от нового закона.
Председатель комитета ГД по защите конкуренции Валерий Гартунг прямо говорит, что в законе речь идет, по сути, всего об одной компании. «Это Russ Outdoor, зарегистрированное на Британских Виргинских островах. Получается, что под предлогом защиты национальных интересов фактически пытаются отдать весь рекламный рынок компании, зарегистрированной в другой юрисдикции. Коллеги, как за это можно голосовать? Что тут вообще можно править? Этот законопроект надо отклонять в первом чтении», — заявил он.
Дымовая завеса
«Законопроект — дымовая завеса, единый оператор получит монополию», — уверен и генеральный директор рекламной группы «Дрим» Игорь Лернер.
Генеральный директор «Авито» Владимир Правдивый предложил исключить регулирование классифайдов из законопроекта, поскольку «создание одного монопольного оператора — разрушение индустрии в ее текущем виде, наказание всех россиян, малого и среднего бизнеса и российского бюджета». Он отметил, что в России уже существует сильная индустрия объявлений, которая включает в себя и сервисы еды, и покупку недвижимости и т. д. «Эта индустрия нанимает десятки тысяч человек и платит миллиарды рублей налогов, — рассказал он. — Это уже по сути маркетплейсы. Нельзя передать их функции какому-то одному игроку и сказать — действуй. Это разрушит налаженный механизм».
Справедливоросс Игорь Ананских, который до депутатства занимался наружной рекламой, тоже вспомнил, что если в 90-х годах рынок еще был стихийным, то уже в середине нулевых он стал «гармонично развиваться и ни о какой неразберихе не было речи, появилось много возможностей в том числе и для развития социальной рекламы».
Генеральный директор оператора наружной рекламы «Постер» Кирилл Опарин также считает, что новым законом «одним махом можно скинуть со стола все 30 лет планомерной работы рынка наружной рекламы». Игроки рынка наружной рекламы сошлись во мнении, что единый оператор убьет 90% рынка, который на сегодняшний день состоит из малого и среднего бизнеса. «Весь местный бизнес умрет меньше, чем через полгода», — вангует Игорь Лернер.
Все ради безопасности
И классифайды, и наружную рекламу смешали в кучу по одной причине: надо защищать национальные интересы и не допускать утечек персональных данных. По мнению авторов законопроекта, сделать это, опять же, под силу лишь одной компании.
Игорь Лернер прямо говорит, что классифайдов и наружная реклама похожи как производство пива и мороженого: «И то, и другое — еда, но вещи совершенно разные».
«Поправки должны обеспечить защиту национальных интересов РФ, — еще раз сказал на круглом столе первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич. — Сайты объявлений находятся под контролем иностранных лиц. Огромный массив данных передается третьим лицам за рубежом. У меня есть справка, данные скольких тысяч пользователей объявлений «Авито» оказались в открытом доступе. С этим надо заканчивать. Принятие этого закона поставит заслон утечкам». Он предложил «прекратить махновщину» и дать людям возможность при проблемах «стучаться в одно окно».
Малькевич выступал по видеосвязи из Херсона, коллеги выслушали его и посоветовали беречь себя на непростой работе. В «Авито» при этом добавили, что на сегодняшний день не существует ни одного судебного факта утечки данных.
Директор по правовым вопросам Rambler Наталья Булаева пояснила, что классифайды давно находятся «в близком контакте» с ФСБ, МВД, часть компаний находится в списке системообразующих организаций. «У нас у всех защищена критическая инфраструктура. Говорить о том, что у нас не соблюдается безопасность, глупо», — заявила Булаева.
В компании Maer Group так же считают, что угроза нацбезопасности надуманна. Но если очень надо, то можно дополнительно ввести систему лицензирования операторов, подключать ФАС или РКН, предъявить особые требования к ПО, через которое операторы запускают рекламу. Менять существующие законы для этого не обязательно.
В конце круглого стола депутат «Единой России» Андрей Ситников, тоже по видеосвязи, все же произнес фразу о том, что из законопроекта надо убрать все, что касается нарушений конкуренции, однако подчеркнул, что оператор рекламы «все равно должен быть единым». «Пусть будет единый, но только государственный», — согласился Дмитрий Гусев из «Справедливой России».
В ожидании второго чтения законопроекта, которое состоится не раньше осени, поправки к законопроекту готовит АКАР, а ФАС, которая ранее раскритиковала его, тоже собирает мнения для консолидированной позиции по поправкам, а возможно, и полной отмене законопроекта.