Наш паровоз вперед летит... На Северо-Западе растет число проектов импортозамещения
Иллюстрация: Виктор Богорад
Власти призывают предпринимателей инвестировать в инновации, но основным спонсором науки в стране остается государство: его вложения в ноу-хау в 2 раза превышают вложения бизнеса. Программа импортозамещения может взбодрить бизнес, правда, пока это происходит не так массово, как хотелось бы.
Этим летом власть все-таки ответила на вопрос, чем же должно стать для России импортозамещение, каковы его глобальные цели и задачи.
Как объяснил собравшимся на ПМЭФ-2022 Владимир Путин, импортозамещение должно обеспечить российской экономике технологический, производственный, кадровый, научный потенциал и суверенитет. Однако, уточнил лидер страны, копировать и замещать чужие товары не нужно, а стоит создавать свои собственные конкурентные товары, услуги и сервисы.
Пока власти собираются поддерживать преимущественно малый и средний бизнес в сфере промышленности. Им, как известно, обещаны изменения в работе кластеров: их участникам будут доступны кредиты по ставкам не более 7% годовых и на срок до 10 лет, а также льготы по налогам, финансовые субсидии и контракты с госкомпаниями, что обеспечит спрос. Самостоятельные производственные компании смогут воспользоваться промышленной ипотекой: кредит на покупку приглянувшейся промплощадки дадут по ставке до 5% в год. Предпринимателей также порадовали декриминализацией бизнеса и перспективой тотального избавления от всякого рода плановых проверок.
Благодаря этим мерам рано или поздно в стране действительно может вырасти замена многим иностранным поставщикам. Однако вряд ли новые компании станут инноваторами и обеспечат отечественной экономике технологический и прочий суверенитет. Сегодня каждый школьник знает, что инновации — дело совсем небыстрое и сильно дорогое. Вопрос, кто будет оплачивать эти разработки и инновации?
За чей счет праздник?
Если расчет на то, что это будут субъекты бизнеса, то, видимо, не прямо сейчас и даже не через пару лет. Основным спонсором науки по-прежнему остается государство, которое тратит на фундаментальные исследования денег вдвое больше, чем частный бизнес. Последний же еще в прошлом году стал сокращать инвестиции в основной капитал, в том числе и в научные исследования и разработки: по данным Росстата, в 2021 году доля инвестиций в основной капитал составляла 19,7% ВВП, тогда как в 2020 году — 21,5% ВВП. Прогнозы на 2022 год и вовсе неутешительны. В мае Минэкономразвития ожидало сокращения инвестиций на 19,4% и выхода данного показателя «в ноль» в 2023 году.
Аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ожидают снижения объема инвестиций в 2022 году на 20-24% по сравнению с 2021 годом, стабилизации в следующем году и небольшого их роста (в пределах 1,5-1,8%) в 2024 году. Но базой отсчета станет 2023 год.
Пока же, как можно заметить из качественного состава стартующих или завершающихся инвестпроектов в области импортозамещения, вложения в создания производств носят именно локальный характер. Компании выводят на рынок продукты, призванные заместить ушедшие с рынка, но по-прежнему востребованные импортные товары, будь то аккумуляторы или ставшие недоступными комплектующие для импортного оборудования.
Импульс для аккумуляторов
Так, с помощью займа ФРП в объеме 2 млрд рублей великолукский аккумуляторный завод «Импульс» из Псковской области намерен запустить первое в России производство промышленных герметизированных аккумуляторов по технологии AGM, AGM+Gel и Gel мощностью 320 тыс. единиц в год.
Эти аккумуляторы используются для источников бесперебойного питания в морских и речных судах, телекоммуникациях, в качестве буферной системы энергоснабжения, солнечных и ветровых элементов, в системах управления и станциях сотовой радиосвязи. По оценкам компании, практически весь рынок подобных промышленных аккумуляторов в России сегодня занимает зарубежная продукция, в основном из США, Китая и стран Европы. Создание отечественного производства позволит заместить до 25% импорта. При производстве аккумуляторов будут использоваться преимущественно российские компоненты и сырье. Локализация составит 95%.
Подшипники для десанта и листы для рекламы
Активизировали работу по импортозамещению и судостроители. Одно из предприятий ОСК, «Севмашпредприятие» из Северодвинска Архангельской области, за 3 месяца спроектировало подшипники для универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев (УДК) проекта 23 900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». В комплект входит четыре дейдвудных подшипника, два главных упорных и 15 опорных. Разработкой деталей для строящихся на керченском заводе «Залив» УДК занималось проектно-конструкторское бюро «Севмаша». Подшипники будут изготовлены на предприятии, а первый комплект планируется поставить на крымскую верфь в июле 2023 года (второй — в 2024 году). В дальнейшем, согласно договорной программе, рассчитанной на 2022-2025 годы, «Севмаш» поставит подшипники на верфи Петербурга, Калининграда, Зеленодольска, Кронштадта, Керчи, Комсомольска-на-Амуре.
В конце июня в Тосненском районе Ленобласти заработало новое предприятие по выпуску вспененных и жестких листов из ПВХ, ООО «Карматех». Инвестиции в первую очередь производства мощностью 4 тыс. т продукции в год составили около 300 млн рублей, всё промышленное оборудование — «дружественное», китайское. Основные потребители ПВХ-листов, строительная и рекламная отрасли, наверняка будут рады новому поставщику, ведь до 2022 года на рынке каждый третий используемый ПВХ-лист был импортным.
Техника для гор и лесов
Компания «Сверус» из Республики Карелия, специализирующаяся на выпуске деталей для импортного металло- и камнеобрабатывающего станочного оборудования, наращивает объемы выпуска резко ставшей супервостребованной продукции. В сентябре компания завершит программу обновления собственного станочного парка, что позволит ей на 40% увеличить объемы производства. В перспективе компания «Сверус» планирует построить в Карелии завод по производству горного оборудования.
Планирует увеличивать производство техники, на этот раз лесозаготовительной, еще одно карельское предприятие, «Амкодор-Онего». Сейчас на производственных площадях «Амкодор-Онего» выпускается четыре вида машин: два вида форвардеров, шести- и восьмиколесные, и харвестеры с двумя видами харвестерных головок. Суммарно в 2022 году компания рассчитывает выпустить около 120 единиц техники.
В планах «Амкодор-Онего» — дальнейшая модернизация, производство новых моделей техники, а также замещение импортных деталей для машин на компоненты собственного производства и других отечественных компаний. К 2028 году предприятие будет выпускать до 500 машин в год, а в дальнейшем — до 1 тыс. После модернизации компания откроет не менее 300 рабочих мест.
Помимо инвестиций в расширение производства «Амкодор-Онего» не забывает и про сервисные услуги. Компания уже реализует проект по созданию и сервисному обслуживанию импортных лесозаготовительных машин в Карелии, а в будущем намерена создать на территории региона собственную сеть сервисных центров по ремонту лесозаготовительной техники и других комплектующих.