Налоговые льготы прицепили к тепловозам

09 Января 2019

В среду, 14 ноября, Законодательное собрание (ЗС) Петербурга приняло в первом чтении поправки в законы «О налоговых льготах» и «О налоге на имущество организаций». На городском уровне вводятся льготы по налогу на имущество для железнодорожного подвижного состава. В эту категорию попадают магистральные электровозы и тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны, а также контейнеры — все, произведенные не ранее 2013 года.

Закон пролоббировали крупнейшие владельцы подвижного состава, зарегистрированные в Петербурге. В их числе «Трансойл» (крупнейший в России железнодорожный оператор по парку вагонов-цистерн — 51 тыс. штук), «Евросиб СПб — транспортные системы» (крупный частный железнодорожный оператор, в управлении компании 13,4 тыс. вагонов, 4 локомотива) и дочерняя структура РЖД «Северо-Западная пригородная пассажирская компания».

Не обошлось без угроз.

Сняться с учета

До сих пор отдельного закона об освобождении от уплаты налога за вагоны и контейнеры в Петербурге не было. Такая льгота ранее существовала на федеральном уровне, но ее отменили с января 2018 года. Аналогичные законы о переводе преференций с федерального на региональный уровень уже приняты в Московской и Ярославской областях. Преференции призваны стимулировать компании к обновлению подвижного состава, что в свою очередь должно способствовать загрузке вагоностроительных предприятий. По статистике, средний возраст грузового вагона в России сейчас составляет 12,7 лет, пассажирского — 19 лет.

Спикер ЗС Вячеслав Макаров рассказал, что законопроект был подготовлен после обращения налогоплательщиков — структур РЖД, компаний «Трансойл» и «Балтсервис». «Приходят крупнейшие предприятия нашего региона, которые платят в наш бюджет налогов по 5 млрд рублей в год, и говорят: «Если вы не предоставите нам льготы, которые у нас были раньше, мы уходим отсюда в Подмосковье». Для того чтобы они не перерегистрировались в другом регионе и платили налоги там, нужно принять этот закон. Иначе наш бюджет потеряет несравнимо больше — миллиарды рублей», — настаивает Вячеслав Макаров.

Заместитель председателя бюджетно-финансового комитета ЗС СПб Андрей Васильев уточнил: по предварительным оценкам, городской бюджет может недополучить 130 млн рублей. При этом суммарные поступления от этих компаний по налогу на прибыль составляют 2,7 млрд рублей, а по налогу на доходы физлиц — 2,2 млрд рублей.

Расходы растут постоянно

Представители компаний, якобы пролоббировавших введение налога, не стали ни подтверждать, ни опровергать информацию. В «Трансойл», «Евросиб СПб — транспортные системы» и «Северо-Западной пригородной пассажирской компании» отказались комментировать эту законодательную инициативу. Источник в одной из компаний пояснил, что они заинтересованы в льготах, поскольку рынок железнодорожных перевозок характеризуется высокой капиталоемкостью и требует регулярных инвестиций для поддержания операционной деятельности и развития. Сегодня стоимость вагона достигает 4 млн рублей, а затраты на его обслуживание растут ежемесячно.

Впрочем, круг потенциальных получателей льгот вовсе не ограничивается названными спикером парламента предприятиями. В Петербурге зарегистрированы в качестве налоговых резидентов более десяти компаний с собственным парком подвижного состава: ООО «Трансойл», ООО «БалтТрансСервис», АО «СЗППК», ЗАО «Евросиб СПб-ТС», АО «Нефтетранспорт», ООО «Рефперевозки», ООО «НТК», ОАО «ВСМ», ООО «Транспортный Лизинг», ООО «Балтика-Транс».

Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ

Актуально сегодня