«Надежда увидеть в городе иностранных туристов еще не умерла»

По данным комитета по развитию туризма Петербурга, в 2020 году город потерял 90% международного турпотока. Пострадали и остальные туристические направления: деловое, детское, спортивное, санитарно-курортное и др. В целом доходы отрасли рухнули на 70%. Согласно исследованию консалтинговой компании Rusland SP, средний уровень загрузки отелей в Петербурге снизился с 70% в 2019 году до 35% в 2020 году. ADR (средняя цена за номер или ночь) составил 2,8 тыс. рублей, что на 38% ниже показателя 2019 года. В результате недополученная выручка отелей Петербурга в 2020 году составила около 18,5 млрд рублей.
В Межотраслевом координационном совете на основании большой выборки отелей и ресторанов при них сделали подсчет потерь отельной индустрией от ограничений, введенных городскими властями с 25 декабря по 10 января 2021 года. Только за эти 2,5 недели в сравнении с таким же периодом 2019 года гостиницы города недополучат 1,8 млрд рублей выручки. «Новый проспект» опросил представителей индустрии, как они выживали в этом году и есть ли планы на следующий.
Яков_Адамов1.jpeg
Яков Адамов, генеральный директор Courtyard by Marriott St. Petersburg Center Hotel:

— Наша выручка упала в этом году на 77,6% по сравнению с 2019 годом. Январь и февраль были более или менее спокойные, но это исторически плохие для города месяцы — низкий сезон. Потом был провал до нуля и первый локдаун до середины июля. Август для нас стал лучшим месяцем года, при том что по выручке был на 61,3% ниже, чем август-2019.

Чтобы повысить продажи в отеле, компания Marriott провела множество акций: Welcome back со скидкой 25% для членов программы Marriott Bonvoy, участником которой может стать каждый, и 20% для всех остальных (программа продлена на 2021 год); предложения по офису в отеле, пересмотренные договоры с корпоративными клиентами, новые предложения для проведения мероприятий и прочее. Какой-то эффект это, конечно, дало, но переломить общую негативную ситуацию для отрасли не получилось.

Сейчас мы надеемся на то, что в 2021 году выживем и сохраним бизнес в работоспособном состоянии. Еще не умерла надежда увидеть в городе иностранных гостей, но она мизерная. Надеемся на то, что локдаун не повторится, и, конечно, надеемся на вакцину, ее массовое применение и реальную эффективность.

Виктория Шамликашвили1.jpeg
Виктория Шамликашвили, генеральный директор компании «Индивидуальный туристический сервис», инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo:

— Уходящий год научил нас работать в абсолютно новых условиях, когда нужно быстро реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию и принимать решения. Кризис в 2021 не отступит, и уже сейчас понятно, что мы не выйдем на наши докризисные показатели как минимум до 2023 года. Планировать следующий год, когда положение дел стремительно меняется, очень непросто. Гостиничная индустрия относится к числу наиболее пострадавших от пандемии отраслей, и в 2021 году однозначно потребуется продление принятых ранее мер поддержки.

Нашей главной задачей станет сохранение высокого качества предоставляемых услуг в сложнейших кризисных условиях и внедрение новых стратегических решений для достижения необходимого уровня выручки и достойного уровня GOP (валовой операционной прибыли на номер). Мы продолжим развитие сегмента индивидуальных бронирований, планируем разнообразить отдых гостей в отеле новыми процедурами в нашем спа-комплексе, а также авторскими эксклюзивными маршрутами по историческим кварталам Петербурга. И, конечно, обязательно продолжим строгое соблюдение эпидемиологических мер в отеле для максимально комфортного и безопасного отдыха или работы.

Сергей_Домбровский1.jpeg
Сергей Домбровский, управляющий партнер Valka Hotels Group (отели «Невский форум», «Комфорт отель», «Комфорт-апарт»):

— В нашем отеле «Невский форум» в этом году загрузка и объем продаж сократились на 30–60% в зависимости от месяца. Мы перепробовали всё: и снижение тарифов, и пакетные спецпредложения, включающие проживание и набор дополнительных услуг от отеля (например, ранний заезд, поздний выезд), и партнерские предложения (необычные экскурсии, мастер-классы и прочее). Но по итогам года общее сокращение загрузки и оборота всё равно будет не менее чем на 50%. В «Комфорт отеле» всё несколько хуже, в «Комфорт-апарт» — получше. Но мы сохранили персонал, наш ресторан La Press работает. Ждем перемен к лучшему!

Наталия_Белякова1.jpeg
Наталия Белякова, директор по маркетингу Domina Russia:

— Падение загрузки в нашем отеле было ощутимым: Петербург не только город с выраженной сезонностью, но и с заметной долей въездного потока, который был в одночасье перекрыт. Месяцем максимальной загрузки был август и отчасти июль, а вот новогодние каникулы мы фактически потеряли. В этот непростой год помогли отлаженные процессы продаж и маркетинга, которые принято называть рутинными, хотя на самом деле именно на их базе можно делать антикризисные надстройки. Каналы продаж в тонусе, выверены профили в онлайн-тревел-агентствах, есть практика регулярных поддерживающих «касаний» гостей, которые выбирали нас ранее, и сложившийся коллектив лояльных к бренду сотрудников — все возможности отработаны. Из антикризисных усилий отмечу предложение специальных условий для корпоративного сегмента: сотрудники активно использовали отель для бизнес-встреч.

Из всех российских регионов только Северная столица прошла долгий путь согласования протоколов Роспотребнадзора и Всемирного совета по туризму и смогла присоединиться к международному движению по обеспечению безопасного туризма Safe Travels. Мы получили этот сертификат безопасности одними из первых. Как результат — имеем возможность играть с европейским рынком на одном конкурентном поле, размещая знак Safe Travels в системах бронирования. Наш отель не закрывался ни на один день, мы сохранили весь коллектив и быстро научились обеспечивать гостям высший уровень безопасного пребывания. Наступающий год вряд ли компенсирует потери 2020-го, поэтому мы готовимся к долгому периоду восстановления. Многое будет зависеть от графика деловых мероприятий и их формата.

Екатерина_Егорова1.jpeg
Екатерина Егорова, генеральный директор отеля «Новый Петергоф»:

— Год по причине ограничений был очень сложным. По сравнению с 2019 годом выручка и загрузка у нас упали на 50%. Провал особенно чувствовался в июне, который в Петербурге традиционно является ударным высоким месяцем с максимальной загрузкой и выручкой. Поэтому сегодня наша цель — сделать всё, чтобы выйти в 2021 году на показатель 2019-го и даже улучшить результат, поскольку необходимо покрывать убытки этого года. Методы для увеличения продаж применим самые традиционные: будем привлекать клиентов из нашей основной базы, искать новых, используя появляющиеся деловые и социальные контакты. Сейчас обращаем особое внимание на индивидуальный сегмент гостей, широко рекламируя услуги отеля, а для этого наращиваем визуальную, телевизионную и инстаграм-рекламу.

Оксана Куренбина.jpeg
Оксана Куренбина, владелица арт-отеля «Рахманинов»:

— В среднем за год загрузка нашего отеля составила 52%, и это по сравнению с загрузкой в других отелях, как я сейчас понимаю, очень неплохо. Хотя по сравнению с предыдущим годом показатель сильно ниже, поскольку мы не работали несколько месяцев: отель был закрыт. Решение о закрытии я приняла, исходя из заботы о команде: у нас очень хорошие специалисты, никого из них мне не хотелось бы потерять. По этой же причине мы сразу приобрели аппарат, чистящий воздух, и поставили его в гостиную, чтобы ребятам было безопасно работать. Отель у нас в собственности, и мы можем себе позволить такую трату.

Что касается гостей, то сегодня 90% из них — это москвичи-индивидуалы. У нас хороший прирост повторных бронирований и срабатывает сарафанное радио. Когда отель открылся после локдауна, мы не демпинговали, более того, наши цены были даже несколько выше, чем у других отелей категории «3 звезды». Я считаю, что вместо снижения цен на номера нужно работать с повышением качества сервиса, и тогда в отеле будет всё хорошо. Наша главная гордость этого года — то, что, по версии TripAdvisor, в этом году мы вошли в 10% лучших отелей мира!

Актуально сегодня