Надавили на газ. Кто наращивает производство СПГ на Северо-Западе
Поделитесь публикацией!

Надавили на газ. Кто наращивает производство СПГ на Северо-Западе

Надавили на газ. Кто наращивает производство СПГ на Северо-Западе
Группа «НОВАТЭК» российского миллиардера Леонида Михельсона готовится ввести в эксплуатацию завод СПГ в Высоцке. Предприятие производительностью 660 тыс. т в год станет самым мощным в регионе. Всего же на Северо-Западе заявлено 4 проекта по производству СПГ. Если все они будут реализованы к 2023 году, доля СЗФО в общероссийском объеме производства этого топлива возрастет в 10 раз — с 2,7% до 26,7%.

СПГ — обычный природный газ (состоит в основном из метана), который, благодаря использованию специальной технологии охлаждения до минус 160 градусов, преобразован в жидкое состояние. Это чрезвычайно удобно для его хранения и транспортировки: 1 кг СПГ соответствует примерно 1400 м3 природного газа в его естественном состоянии.

По данным консалтинговой компании Vostock Capital, в России сегодня производится 4% мирового сжиженного природного газа, в списке экспортёров этого вида топлива страна занимает 8-е место после США и Алжира. Всего на планете сегодня 19 стран, которые экспортируют сжиженный природный газ. Лидерами экспорта являются Катар и Австралия, на которые приходится 46,8% экспорта СПГ. Но, по прогнозам Минпромторга, который высоко оценивает экспортный потенциал сжиженного топлива, уже к 2035 году наша страна должна производить до 20% СПГ в мире.

Основные перспективные сферы применения СПГ — моторное и бункеровочное топливо, а также топливо для автономной газификации. Замена сжиженным природным газом привычных нам дизелей и бензинов считается перспективной благодаря его дешевизне и существенно меньшим количествам вредных выбросов в результате сжигания.

Очень перспективным считается использование СПГ для автономной газификации удалённых зон проживания людей. Например, в качестве топлива для котельных на Сахалине. В середине января 2019 года «Газпром» запустил СПГ-комплекс для автономного газоснабжения Калининградской области. Терминал построен в акватории Балтийского моря в 5 километрах от берега и представляет собой защищённый волнорезом причал, к которому швартуется плавучая регазификационная установка — танкер «Маршал Василевский». Судно преобразует доставляемый по морю СПГ из жидкого в газообразное состояние, после чего газ либо отдаётся покупателям, либо закачивается в Калининградское подземное хранилище — герметичный природный резервуар, созданный в глубинных отложениях каменной соли. Задача объекта — ликвидировать зависимость Калининградской области от газовой трубы, которая проходит через страны Евросоюза.

Проекты на подходе

На российском Северо-Западе пока нет ни одного действующего крупнотоннажного (производительностью 10 млн т в год и более) и среднетоннажного (от 1 млн т в год) СПГ-проекта. Зато есть 4 малотоннажных: это заводы по производству СПГ в Кингисеппе, Пскове, Петергофе и Калининграде.

Комплекс по сжижению природного газа (КСПГ) в Кингисеппе производит 10 тыс. т топлива в год, он подконтролен группе компаний «Криогаз». На сайте группы написано, что все входящие в неё компании на 100% принадлежат «Газпромбанку». Но, по данным СПАРК, петербургское ЗАО «Криогаз», на балансе которого находится кингисеппский КСПГ, на 99% принадлежит кипрской компании Tradescan Consultants Ltd и на 1% — московскому ООО «Оникс».

КСПГ в Пскове производит 23 тыс. т сжиженного природного газа в год и тоже подконтролен группе «Криогаз» (ООО «Криогаз-Псков»). Структура собственников этой компании также непроста. Компания зарегистрирована в Псковской области и, по данным СПАРК, на 100% принадлежит московскому ООО «Полюс холода». Последнее подконтрольно ООО «Ромета Капитал» (70%) и кипрской компании «Криоэнерджи Лимитед» (30%). Владельцы «Рометы» — московские ООО «Амур Капитал» (30%), «Дабл-ю Эс Капитал» (25%), «Газпромбанк» (18%) и 9 физических лиц, из которых обладателем самого большого пакета (12%) является Михаил Родионов. Владельцем ООО «Амур Капитал» является гражданин Сербии Нгок Ян Ю, а собственник ООО «Дабл-ю Эс Капитал» — бизнесмен Денис Норенко.

Ещё два малотоннажных завода по производству СПГ эксплуатирует в нашем регионе ООО «Газпром Газомоторное топливо». Эти заводы располагаются в Петергофе (проектная мощность — 20 тыс. т в год) и в Калининграде (проектная мощность — 21 тыс. т в год).

На этом действующие проекты СПГ на российском Северо-Западе заканчиваются. Но в ближайшее время компания «НОВАТЭК» российского миллиардера Леонида Михельсона запустит в порту Высоцк первый в нашем регионе среднетоннажный завод по производству СПГ. Как сообщило информационно-аналитическое агентство «ПортНьюс», это может произойти уже в феврале.

Проект включает в себя собственно СПГ-производство мощностью 660 тыс. т в год на ресурсной базе магистрального газопровода «Ленинград-Выборг-Госграница», резервуары для хранения и перевалочный терминал. Предполагается, что 90% продукции завода будет отправляться в страны Евросоюза. В конце 2018 года заместитель председателя правления НОВАТЭКа Марк Джетвей отметил, что около 30% объемов СПГ с будущего завода уже имеют заключивших контракты покупателей. Новый комплекс контролирует входящее в группу «Криогаз» ООО «Криогаз-Высоцк». Его  владельцы — ПАО «НОВАТЭК» (51%) и «Газпромбанк».

Кроме того, завершается строительство завода по производству сжиженного природного газа с инфраструктурой для его морской перевалки в порту «Выборг» рядом с компрессорной станцией «Портовая». Проект реализует ООО «Газпром инвест». Этот завод будет производить до 2 млн т СПГ в год. В состав комплекса войдут установка по сжижению природного газа, газопровод от КС «Портовая» с инженерными коммуникациями протяжённостью 6 км, подъездная дорога протяжённостью 1 км, 3,5 км криогенного трубопровода и морской причал с терминалом отгрузки СПГ на танкеры.  

В ООО «Газпром инвест» подтвердили, что сейчас завершается монтаж основного технологического оборудования комплекса, строительство берегового резервуара хранения СПГ и причалов. Ввод комплекса в эксплуатацию запланирован на 2019 год.

К 2021 году ожидается появление ещё одного среднетоннажного СПГ-комплекса в порту «Санкт-Петербург» в районе Горской. Сам завод будет размещаться на трёх самоходных баржах, кроме того, в проект включены строительство бункеровщиков, эстакады и газопровода. Предполагаемая мощность комплекса составит 1,3 млн т в год. Проект контролирует ООО «СПГ Горская». В системе СПАРК есть два ООО с таким названием. Совладельцами одного из них являются петербургские предприниматели Андрей Вакуленко (60%) и Кирилл Лятс (40%), другого — Андрей Вакуленко (60%), Кирилл Лятс (30%) и Игорь Максимов (10%).

К 2021 году руководство ООО «Кировский завод Газовые технологии» (принадлежит ПАО «Кировский завод» на 66,67% и бизнесмену Дмитрию Ерошоку на 33,33%) собирается реализовать проект строительства малотоннажного завода СПГ рядом с причалами «Кировского завода» в порту «Санкт-Петербург». Планируемая мощность производства — 200 тыс. т в год.

И, наконец, в 2023 году предполагается пуск первого в регионе многотоннажного СПГ-проекта — завода по производству сжиженного природного газа со всей необходимой для его морской перевалки инфраструктурой в порту «Усть-Луга». Будущий проект называется «Балтийский СПГ» и предполагает производство 15 млн т СПГ в год. Проект реализуют «Газпром» и Shell, сейчас он находится в стадии разработки технической концепции. В СМИ сообщалось о возможном участии в нём японского концерна Mitsui&Co Ltd.

С момента полноценного запуска проекта «Балтийский СПГ» расстановка сил на рынке производства СПГ России изменится принципиальным образом. Доля Северо-Запада в этом бизнесе пока ничтожна — 2,7%. Но, если все нынешние планы будут реализованы, доля СЗФО в российском производстве сжиженного природного газа увеличится до 26,7%.

Однако мнения экспертов относительно целесообразности реализации всех СПГ-проектов расходятся. Так, Андрей Карпов из аналитического центра «Дорн» полагает, что для окупаемости бункеровочных терминалов в порту «Санкт-Петербург» разрешение на производство и экспорт СПГ не помешало бы. «Но если производить и переваливать, то в ограниченных объёмах, как неизбежное зло, — считает эксперт. — Думаю, речь должна идти о малотоннажном терминале. В моём понимании место такому объекту — на южном побережье Финского залива между Бронкой и Ломоносовым, но никак не в исторических районах порта».

А партнёр консалтинговой компании «РусЭнерджи» Михаил Крутихин вообще не видит реальных перспектив по экспорту сжиженного природного газа на Балтике. «Транспортировка СПГ на танкерах рентабельна, если дистанция превышает 2 тысячи морских миль, но для этого следует выйти в Атлантический океан, — рассуждает Михаил Крутихин. — Из Балтийского моря это возможно лишь через датские проливы, но крупные танкеры там не пройдут. Выходит, сжиженный природный газ придётся перегружать со средних танкеров на крупные в промежуточном порту — в Роттердаме, например. Эффективность такой логистики выглядит сомнительной, впрочем, ситуацию могут исправить субсидии российского правительства. В таком случае мы имеем не бизнес-модель, а надувание щёк».

Много серы

Зато для бункеровочного рынка Северо-Запада развитие СПГ-технологий имет особое значение. С 1 января 2020 года в Мировом океане будет запрещено плавание судов на так называемых тяжёлых мазутах, содержание серы в которых превышает 0,5%. Таково решение Международной морской организации при ООН (IMO). Петербург, Ленинградская и Калининградская области — регионы, в которых сосредоточены все морские терминалы страны, чей бизнес связан с акваторией Балтийского моря. По данным Ассоциации морских торговых портов России, оборот портов Балтийского бассейна в 2018 году составил почти треть грузооборота всех российских портов — 246,3 млн т из 816,5 млн т.

Бункеровочный бизнес в морских портах Петербурга и Ленинградской области оценивается примерно в $800 млн в год. Именно на такую сумму региональные бункеровочные компании заправляют суда в акватории портов «Санкт-Петербург», «Усть-Луга», «Высоцк» и «Приморск». Но в России мазуты с содержанием серы до 0,5% почти не производятся. А технологические особенности отечественных нефтеперерабатывающих заводов таковы, что организовать на них вывод серы из мазута очень сложно и дорого.

Развитие СПГ-технологий для Северо-Запада — пожалуй, единственный перспективный способ удержать целый сектор морского бизнеса.

Запрет на использование тяжёлых мазутов в качестве корабельного топлива касается всех морских держав. Производители судового топлива пытаются решить эту проблему одним из трёх путей.

Одни переходят на дизельное топливо, что не требует масштабной переделки двигателей. Но само по себе дизельное топливо примерно в 2 раза дороже тяжёлых мазутов, переход на него неизбежно отразится на стоимости морских грузоперевозок.

Второй вариант — оборудование кораблей установками для обессеривания мазута — скрубберами. По словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, судовые компании большинства стран пошли именно таким путём. Технически это не сложно, но многих российских судовладельцев смущает финансовая составляющая — 1 скруббер стоит сегодня около $1 млн.

Эксперт обращает внимание на попутную тенденцию: скрубберы в последнее время стали появляться на рынке подержанного оборудования. Игорь Юшков связывает данное обстоятельство с тем, что судовладельцы уходят от использования высокосернистого мазута, делая выбор в пользу СПГ.

Новые суда строятся сейчас таким образом, чтобы их двигатели могли работать и на сжиженном природном газе, и на нефтяном топливе. Заправка судов СПГ-топливом — самое перспективное направление развития мирового судостроения. «Поэтому для сохранения конкурентоспособности «Большому порту Санкт-Петербург» совершенно необходимо иметь свой бункеровочный СПГ-терминал», — считает директор аналитического центра «Дорн» Андрей Карпов.

«Перспективы СПГ-бункеровок в регионе значительны, поскольку уже сейчас есть спрос на этот вид судового топлива, — соглашается директор по развитию ИАА «ПортНьюс» Надежда Малышева. — Так, один из лидеров мирового танкерного рынка, «Совкомфлот», в прошлом году ввёл в эксплуатацию два танкера, работающих на СПГ. И эта серия будет продолжена. Уже полгода суда они работают на линии «Роттердам — Приморск» и перевозят российскую нефть. Пока бункеровка СПГ осуществляется в Роттердаме, но с вводом в эксплуатацию терминала «Криогаз» в Высоцке танкеры смогут заправляться и в Ленобласти. Кроме того, с 2020 года фидерные контейнерные линии начнут переходить на СПГ, и бункеровка станет дополнительным элементом привлекательности терминалов и аргументом в конкурентной борьбе за грузы. И ещё хотелось бы отметить проект строительства двух паромов на СПГ для линии «Усть-Луга — Балтийск», который также потребует специализированного портового сервиса».

В ООО «Газпром инвест» сообщили, что единый оператор группы «Газпром» по реализации СПГ конечным потребителям на рынке бункеровки разрабатывает проект судна-бункеровщика. На данный момент в мире насчитывается всего четыре подобных судна и одиннадцать малотоннажных судов-газовозов, часть из которых адаптирована под бункеровку СПГ в районе КС «Портовая», уточнили в компании.

На необходимость создания инфраструктуры для более широкого применения СПГ внутри страны недвусмысленно намекнул и Владимир Путин. Обращаясь к Федеральному собранию с ежегодным посланием, президент призвал активнее инвестировать в создание сетей СПГ-заправок по всей России.

 

 

Фото: Александр Коряков/Коммерсантъ

Инфографика: Константин Мшагский

Возврат к списку