Новый проспект
Статьи

На трамвай билета нет

Прочитано: 1697

Трамваи в Люксембурге бесплатны не только для местных жителей, но и для туристов. Фото: Фелиция Варзари

Всё больше городов и даже стран в Европе запускают бесплатный проезд в общественном транспорте — автобусах, трамваях и даже паромах. Цель — сделать передвижение более доступным, стимулировать жителей меньше пользоваться автомобилями и сократить вредные выбросы. Корреспондент «Нового проспекта» исследовал, как действует система в разных странах.

Недавно довольно крупный по французским меркам город Монпелье перевел свой транспорт на нулевой тариф. Однако большой сенсацией это не стало: только во Франции ездить даром можно почти в 40 городах и населенных пунктах. На данный момент Монпелье с населением 300 тыс. человек — крупнейший из них. Правда, туристу прокатиться даром не получится, льгота действует только для местных. Схема организована так: жителю нужно оформить проездной — предъявить удостоверение личности с фотографией и подтвердить адрес. Код на смартфоне приходится прикладывать к валидатору при посадке в автобус или трамвай. Это не прихоть, а необходимость: автоперевозчик собирает данные для планирования расписания и маршрутов.

Парижане тоже с нетерпением ждут такой льготы, но это открытый вопрос. Если в небольших городах в структуре финансирования транспорта доходы от билетов составляют лишь 10%, то в Париже, Лионе, Марселе — от 25% до 40%. Поэтому крупные города вводят льготы по частям: для молодежи, пожилых, безработных. Например, во французской столице с 2020 года бесплатно ездят дети до 18 лет. В Нанте по выходным — все желающие, в том числе и приезжие, предъявлять ничего не надо.

Трамвай в Монпелье. Фото: Эмиль Габровски

Зачем всё это нужно? Одна из главных задач — мотивировать людей пересаживаться с авто на автобус, чтобы уменьшить количество автомобильных выбросов. Например, 6 лет назад эксперимент начался во французском городе Дюнкерке, где живет почти 200 тыс. человек, и количество пассажиров там увеличилось на 85%. Конечно, в конечном итоге транспорт финансируется на деньги налогоплательщиков, но выигрывают все: воздух становится чище, пробок меньше, а жители готовы лишний раз съездить в центр в кино и за покупками.

Откуда ветер дует

Таллин с населением 450 тыс. человек 10 лет назад стал первой в Европе столицей, внедрившей нулевой тариф. В 2024 году на организацию общественного транспорта из бюджета города уйдет € 124 млн. Раньше доля доходов от билетов составляла около 40%, то есть город мог бы получить около € 50 млн, но взял эту ношу на себя.

«Если бы мы с мужем покупали проездные, то у нас в год ушло бы € 720. Существенная экономия! В центр, на работу всегда ездим на автобусе: ходит как часы и не надо платить за парковку», — рассказывает Майе, местная жительница.

Льгота доступна каждому, кто имеет регистрацию в столице Эстонии, а также детям и пенсионерам без прописки в городе. Туристам и здесь приходится платить. Сделать это можно, купив билет или проездной до поездки или приложив банковскую карту к устройству в салоне. Водитель билеты не продает, кондукторов нет. Передвигаться на городском транспорте комфортно и приятно: диктор объявляет остановки тихо, названия также высвечиваются на табло. Во многих автобусах есть порты для зарядки телефонов.

По требованиям Евросоюза к 2035 году весь общественный транспорт должен перейти на альтернативные виды топлива и не использовать углеводороды. Таллин уже готовится: летом прибудут первые электрические автобусы. Если дизельный автобус стоит около € 350 тыс., то электрический значительно дороже — около € 550 тыс. Планируется, что через 5-7 лет выйдут на линию и водородные автобусы.

Таллинский электробус. Фото: tlt.ee

Сейчас по городу курсируют 550 автобусов, из них 300 — на газовом топливе. Половина газовых используют биометан, который производят из свиного и коровьего навоза и биоразлагаемых отходов. К 2025 году весь газовый транспорт будет бегать на местном биотопливе. А городские троллейбусы и трамваи уже используют исключительно зеленую энергию, ее вырабатывают ветрогенераторы и солнечные батареи.

Но не всё гладко. Многие уезды в Эстонии также ввели бесплатный проезд между городами. Например, из Нарвы в Йыхви или из Тарту в Валгу. Однако с января 2024 года плату вернули, что связано с экономическим кризисом. Возврат к прежней системе стал крайне непопулярным политическим шагом: люди быстро привыкли не платить за проезд.

Трамвай желаний

Жители Люксембурга, маленькой богатой страны, обожают автомобили. По их количеству страна находится на 13-м месте в мире: чуть менее 784 автомобиля на 1 тыс. человек. Это и стало одной из причин, почему власти задумались о переходе на бесплатный общественный транспорт. Начали с улучшения транспортной инфраструктуры — строительства новых железнодорожных и трамвайных линий, модернизации станций и подвижного состава, добавления велосипедных полос и улучшения связи между различными видами общественного транспорта.

Трамвай в стране теперь король! Он имеет исключительное право проезда и приоритет на переездах, поэтому никогда не стоит в пробках. А учитывая, что за проезд не надо платить, местные и туристы охотно им пользуются. Ничего оформлять не нужно — садись и катайся. Количество автомобилей, правда, не уменьшилось, однако пользоваться общественным транспортом обитатели страны стали значительно чаще.

Правда, в Люксембурге и раньше дневной билет стоил дешево, всего € 5. Но для безработных и малообеспеченных отсутствие платы — существенная экономия. Плюс решение проблемы с пробками, которые здесь в часы пик были огромные. Бюджету страны бесплатный проезд обходится в € 40 млн в год. Это лишь двадцатая часть от общих затрат на эксплуатацию транспортной системы, которые составляют € 800 млн в год (без учета инвестиций в развитие).

По морям, по волнам

В Финляндии своя специфика. 36 тыс. человек постоянно живут на островах, до некоторых можно добраться только по воде. Поэтому здесь дотируют паромные линии. Один их таких маршрутов ведет на Утё — остров в Финском заливе в 90 км от берега. Здесь всего 50 жителей, еще несколько десятков живет на крошечных островках по пути, где судно тоже делает короткие остановки. Паром летом ходит ежедневно, а зимой — 5 раз в неделю. Просто заходишь на паром и занимаешь любое место.

«В хорошую погоду на верхней палубе полно народу! Едут к родным, купаться, фотографировать птиц. А в январе-феврале на судне тишина. Если бы паром не получал дотации, то линию бы закрыли или билеты стали бы золотыми. А как я еще попаду к родным?» — рассуждает Линда, которая родом с одного из островов.

Организацией перевозок занимаются частные компании, а государство заключает с ними контракты на 10-15 лет, а в планах — даже на 20 лет, чтобы у предпринимателей была уверенность в будущем и желание модернизировать флот. Например, парому, который ходит на Утё, 35 лет. Здесь есть и ресторан, и кресла, и туалеты, но дело не в удобствах. Пассажиры хотят более быстрого сообщения, а власти — еще и нулевых выбросов. Сейчас путь от материка до конечного пункта занимает 4,5 часа. Новое электрическое судно на подводных крыльях, которое сейчас проходит испытания в Швеции, могло бы доставить пассажиров в 2,5 раза быстрее.

Ежегодно бесплатные паромы государственной компании Finferries перевозят более 5 млн автомобилей и 10 млн пассажиров. Фото: finferries.fi

Линия до Утё — лишь одна из десятков бесплатных в Финляндии. Бесплатно можно добраться, например, до Аландских островов (за автомобиль и велосипед придется заплатить). Это популярное направление у туристов. Но если в Мариехамн, на главный аландский остров, много желающих приехать, то на дальний Чёкар, где всего 200 жителей, едут единицы. А там есть отель, гестхаусы, рестораны и музеи. Бесплатные паромы — это магнит, который заманивает людей посещать и небольшие островки. Для островитян это серьезная поддержка.

транспорт Европа
Другие статьи автора Читайте также по теме
Рядом с кампусом ИТМО в первом этапе проекта города-спутника появится полноценный городской квартал с жилой и коммерческой застройкой, социальными объектами и большим количеством зеленых пространств.
22.04.2024

Поезд, который будет следовать по высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Петербургом, будет делать на пути 14 остановок.

15.03.2024
Производители пиломатериалов Северо-Западного региона следующим летом получат новую возможность для экспорта продукции в Китай — через Северный морской путь. Поднебесная в последние годы стала практически безальтернативным экспортным рынком для отечественных деревообработчиков, и новый маршрут им очень нужен.

Журналиста Forbes поместили под домашний арест по делу о фейках о ВС РФ
27.04.2024
В Петербурге стартовал сезон фонтанов
27.04.2024
Иностранцам разрешат покупать sim-карты только по биометрии
27.04.2024
В Петербурге началось движение метеоров в Петергоф
27.04.2024
В отношении депутата петербургского ЗАКСа Бориса Вишневского* возбудили административное дело
26.04.2024
Рэпер Eminem в первом за четыре года альбоме "убил" своего альтер-эго Slim Shady
26.04.2024
Российские бизнесы иностранных брендов Ariston и Bosch передали дочке «Газпрома»
26.04.2024
Летом в Петербурге начнется строительство индустриального парка стоимостью 15 млрд рублей
26.04.2024
Основатель логистический компании «СДЭК» Леонид Гольдорт выходит из бизнеса
26.04.2024
С начала года реестр легальных такси Петербурга увеличился на 11%
26.04.2024
Путин поддержал Беглова, который собрался на выборы губернатора Петербурга
26.04.2024
В Ломоносове почти за 50 млрд рублей построят кампус Евразийского международного университета
26.04.2024
В летнюю навигацию в Петербурге будут действовать три регулярные паромные переправы
26.04.2024
«МТС Банк» провел рекордное для России IPO и привлек 11,5 млрд рублей на развитие розницы
26.04.2024
X5 Group стал владельцем производства готовой еды под Петербургом
26.04.2024
Группа «Эталон» готовит к продаже проект «Аксели» в Петербурге
26.04.2024
Проект "Новая Голландия" возглавила бывший медиа-менеджер Анна Балагурова
26.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки