На первый-второй рассчитайсь! Как устроена корпоративная воинская повинность
Фото: Пелагия Тихонова/Коммерсантъ
То возникающий, то исчезающий призрак мобилизации заставил россиян вспомнить о воинской повинности, а кадровиков — о специальном учете военнообязанных сотрудников, а также имущества. Например, каждая компания должна вести учет работающих мужчин и подавать о них сведения в военкоматы. Также мобилизации может подлежать транспорт: минивэны, грузовики и автобусы, в том числе находящиеся в частной собственности. Как устроен этот учет, и чем грозит бизнесменам его отсутствие, выяснил Павел Нетупский.
Мужское начало
По закону военнообязанными в России являются все мужчины, а также женщины, имеющие так называемые военно-учетные специальности, например медики, связисты и даже операторы ЭВМ. Все военнообязанные должны иметь военный билет, лично сообщать в военкомат о переезде, изменении семейного положения и трудоустройстве, являться по повесткам и исполнять иные предписания военкоматов.
Дублирующие функции воинского учета возлагаются и на работодателей. В первую очередь они должны назначить ответственное за это должностное лицо. Если в компании трудится менее 500 человек, такие функции по совместительству вправе выполнять руководитель, кадровик, бухгалтер или иной сотрудник, в более крупных компаниях предписывается выделить специального сотрудника или даже создать целый отдел. При поступлении на работу каждый военнообязанный обязан предъявить военный билет, а работодатель — уведомлять военкомат о факте трудоустройства и увольнении.
Всех военнообязанных сотрудников необходимо особо учитывать. Причем если до января этого года достаточно было заполнить соответствующий раздел в общей форме Т-2, то теперь нужно создавать отдельную специальную карточку с указанием всех персональных данных, информации об образовании, месте работы и должности, семейном положении и ближайших родственниках, месте жительства или пребывания, знании иностранного языка, реквизитах водительского удостоверения и так далее. Новая инструкция, подписанная министром обороны Сергеем Шойгу, разрешает вести такую базу в электронном виде, но ее необходимо распечатывать и хранить в бумажной картотеке по пяти разделам (в зависимости от звания и категории). Причем сведения о семейном положении, домашнем адресе и номере телефона предписывается записывать исключительно карандашом. Кроме того, требуется выделить для осуществляющих воинский учет работников специально оборудованные помещения и обеспечивающие сохранность документов железные шкафы.
По мнению юриста hh.ru Татьяны Нечаевой, объем работы по данному направлению не самый маленький: «Нужно регулярно отчитываться перед военкоматом по спискам подлежащих воинскому учету сотрудников, а в идеале — каждый год согласовывать план работ. При приеме на работу специалист должен проверить различные отметки в паспорте, заполнить учетную карточку и рассказать новому сотруднику об его обязанностях», — поясняет эксперт. «В отношении граждан, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, организация-заказчик не обязана вести воинский учет.», — напоминает Александр Кизилов из юридической фирмы Five Stones Consulting.
Безответственные правила
Формально за каждое нарушение вышеупомянутых правил сотрудникам организаций и их руководителям грозит строгая административная ответственность. Но по факту наказание происходит крайне редко, что не стимулирует бизнес соблюдать обременительные правила, говорят опрошенные «Новым проспектом» эксперты.
Так, невручение сотруднику повестки или несообщение в военкомат о принятых и уволенных военнообязанных работниках карается административным штрафом в сумме до 3 тыс. и 5 тыс. рублей соответственно. «Вместе с тем административная ответственность именно за неведение воинского учета не предусмотрена», — констатирует Татьяна Нечаева. Схожего мнения де-факто придерживаются и в Генеральном штабе вооруженных сил России (в Главном организационно-мобилизационном управлении не смогли назвать соответствующие нормы). По данным Судебного департамента, в 2021 году суды рассмотрели дела об административных правонарушениях в области воинского учета в отношении только одного должностного лица.
В то же время Александр Кизилов предупреждает, что в случае, если нарушений будет выявлено большое количество (в том числе отсутствие учетных карточек или уклонение от проведения сверки), работодателю может быть выдано предписание об их устранении, неисполнение которого является административным проступком.
Осёл особого назначения
В мирное время об этом мало кто задумывается, но на корпоративных и даже частных владельцев многих автомобилей и катеров возлагается военно-транспортная обязанность. ГИБДД направляет в военкоматы сведения обо всех зарегистрированных транспортных средствах категорий N (грузовики, M1 и M2, автобусы, в том числе «микрики») и O (прицепы), а также о квадроциклах, тракторах, дорожно-строительных машинах, кранах и погрузчиках, снегоходах и многих других.
Оборонное ведомство вправе истребовать находящиеся в собственности частной компании автомобили для проведения учений и тренировок, «опытных мероприятий по переоборудованию и (или) дооборудованию» и «проверок готовности транспортных средств к предоставлению войскам, формированиям и органам». Причем для этого необязательно объявлять военное положение, в условиях которого возможна полная мобилизация транспортных средств.
Владельцам должен выдаваться документ, подтверждающий предоставление транспорта. Действующее законодательство также предусматривает «финансирование и стимулирование исполнения военно-транспортной обязанности», в том числе возмещение затрат компаний и граждан в связи с предоставлением транспорта военным. Однако порядок выплаты таких компенсаций за почти 24 года применения действующего Положения о военно-транспортной обязанности так и не утвердили.
Отметим, что до 2014 года на воинский учет ставили не только грузовики, автобусы и трактора, но и джипы, тяжелые мотоциклы с коляской, гужевой транспорт, а также лошадей, верблюдов, оленей и ослов. Кроме того, приобретающие транспортные средств организации должны были самостоятельно регистрировать их в военкоматах.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в отечественной экономике занято 72,3 млн работников. Общая численность мужского населения в возрасте от 20 до 50 лет превышает 30 млн человек. По данным Федеральной налоговой службы, на частных лиц зарегистрировано почти 5 млн грузовиков, автобусов и других самоходных транспортных средств, а также 492 тыс. катеров. В собственности юридических лиц находится 2,8 млн таких автомобилей.