Музыкальная ловля блох: онлайн-платформы готовятся сортировать контент

Онлайн-стриминговые сервисы обяжут самостоятельно удалять запрещенный в России контент. Кто не успел отследить крамолу, получит большой штраф. Среди главных «подозреваемых» — «Яндекс.Музыка». С подробностями Маргарита Моржакова.

Депутат Госдумы Александр Хинштейн в своем телеграм-канале пообещал, что уже в весеннюю сессию, то есть до 30 июля, внесет в Госдуму законодательную инициативу, которая обяжет цифровые платформы модерировать свое содержание и инициативно удалять всё, что нарушает закон.

Поводом к такому решительному шагу послужил контент платформы «Яндекс.Музыка», на которой 9 мая появился, а через несколько дней был удален украинский трек «Горит москаль».

Однако, считает Александр Хинштейн, проблема не решилась. «Регулярно получаю от подписчиков сообщения о появлении на «Яндекс.Музыке» откровенно русофобских и экстремистских композиций, — сообщил он. — Конечно, все эти сигналы я немедленно пересылаю в Роскомнадзор, который и сам ведет собственный мониторинг».

Экстремистская музыка

По данным Александра Хинштейна, еженедельно Роскомнадзор, причем в ручном режиме, находит на «Яндекс.Музыке» несколько десятков композиций экстремистского толка, требуя затем от платформы их блокировки. «Конечно, так быть не должно, — уверен Хинштейн. — Необходимо, чтобы платформа самостоятельно модерировала свой контент, не допуская подобной дичи. Но, увы, очевидно, что по доброй воле, без жесткого законодательного регулирования «Яндекс» делать этого сам не будет».

Вопрос, почему «Яндекс» не будет этого делать, Александр Хинштейн назвал отдельным и отвечать на него не стал, а начал вместе с Роскомнадзором разработку новой законодательной инициативы, пообещав, чтобы этот закон работал, предусмотреть и крупные штрафы за его неисполнение.

«Необходимо, чтобы онлайн-платформы также самостоятельно проводили мониторинг контента и принимали меры в случае выявления запрещенной информации, — согласны с Александром Хинштейном в Роскомнадзоре. — Сайты, которые посещают ежедневно сотни тысяч российских пользователей, должны следить за порядком на своих площадках, оперативно удалять социально опасный контент и противодействовать распространению деструктивных материалов».

При этом конкретно о «Яндекс.Музыке» Роскомнадзор ничего не говорит, а вот с музыкальным сервисом Last.fm у регулятора недавно были «разборки». Роскомнадзор сообщал о том, что неоднократно направлял в адрес администрации сервиса требования удалить материалы, которые содержали недостоверную общественно значимую информацию и дискредитировали Вооруженные силы РФ. По словам представителей регулятора, администрация сервиса игнорировала требования, запрещенные материалы оставались в доступе. Это стало основанием для блокировки сайта и мобильных приложений на территории РФ. И только после введенных ограничений контент был «оперативно удален», а блокировка с портала снята.

Соцсети уже охвачены

Александр Хинштейн напомнил, что аналогичная норма самоконтроля уже действует в России для соцсетей. «С февраля 2021 года действует закон о самоконтроле социальных сетей (№530-ФЗ), в соответствии с которым интернет-площадки обязаны самостоятельно выявлять и блокировать запрещенную информацию, — уточнили в Роскомнадзоре. — Для жалоб пользователей на размещение такого контента соцсети обязаны иметь форму обратной связи».

В Роскомнадзоре рассказали, что активно взаимодействуют с администрациями социальных сетей. «В рамках налаженного рабочего взаимодействия с администрациями социальных сетей («ВКонтакте», «Мой.Мир», TikTok, «Одноклассники») в 2022 году было удалено 98 395 материалов», — отчитались в ведомстве. А за несколько месяцев 2023 года таких удалений было уже 56 512.

«Требование организации контроля качества всегда перераспределяет рынок в пользу крупнейших местных игроков, будь то социальные сети, СМИ, маркетплейсы или купонные сервисы, — сразу определяет тех, кто по крайней мере не сильно проиграет от нового регулирования аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. — Мелким игрокам организовать контроль качества не под силу, а отдавать эту работу на аутсорсинг некому. Кроме того, крупным игрокам легче пережить штрафы, да и регуляторы относятся к ним с пониманием. Зарубежные игроки, включая крупнейших, в конфликтной ситуации могут уйти с рынка».

Впрочем, зарубежных игроков уже практически и нет. Крупные сервисы Spotify и Apple Music перестали работать в стране в прошлом году, и теперь крупнейшими игроками на рынке являются «Яндекс. Музыка», «VK Музыка», «Звук», «МТС Музыка», Zaycev.net и т. д.

По данным агентства InterMedia, объем российского рынка музыкального стриминга в 2022 году составил 5-7 млрд рублей, упав год к году на 30-50%. Однако к концу 2023 года он может отыграть 15-20%.

Без ИИ никак

Не очень понятно, как стриминговые сервисы будут оперативно находить и обезвреживать плохую музыку. Их представители не ответили на запрос «Нового проспекта». Тем не менее в базе «VK Музыки» насчитывается более 100 млн плейлистов, которые собраны как людьми, так и сообществами. На сервисе «Звук», по данным самой компании, размещено более 70 млн треков. Более 65 млн музыкальных композиций на МТС Music. По данным «Яндекс.Музыки», которые были озвучены несколько лет назад, у компании 40 млн треков.

Всё это тысячи часов контента. Возможно, сервисам придется прибегать к искусственному интеллекту (ИИ), чтобы вовремя отсортировать весь опасный для ушей пользователя и бизнес-показателей мусор, тем более что наработки по использованию ИИ у некоторых из них уже есть. Например, сервис «Звук» не так давно анонсировал масштабное обновление с новой рекомендательной моделью на базе искусственного интеллекта.

Тут, правда, есть нюанс: искусственный интеллект уже вовсю пишет музыку самостоятельно, и если ему придет в голову похулиганить, сложно сказать, кто его сможет остановить.

Актуально сегодня