Мутная субстанция. Поставщик банкротит фармкомпанию Олега Жеребцова
Производитель субстанций АО «Усолье-Сибирский химфармзавод» банкротит фармацевтическую компанию «Гротекс» миллиардера Олега Жеребцова. Компании судятся больше года. Эксперты считают, что до банкротства дело не дойдет, но определенные сложности у «Гротекса» могут возникнуть.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 16 марта зарегистрировал иск АО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» о банкротстве ООО «Гротекс» (работает под брендом Solopharm). Сумма исковых требований в картотеке арбитражных дел не отражена.
По словам Карины Епифанцевой, руководителя практики антикризисного управления и банкротства «Дювернуа Лигал», заявление о банкротстве подано на основании задолженности в размере 45 млн рублей. Ссылка на дело есть в публикации на ЕФРСБ.
Неудачная поставка
Усолье-Сибирский химфармзавод (УСХФЗ), который в основном выпускает субстанции для лекарств, начал судебный спор с ООО «Гротекс» летом прошлого года. Как отмечается в иске, в 2016 году УСХФЗ поставил на петербургское предприятие несколько партий препарата и теперь требует деньги за товар.
В исковом заявлении также отмечалось, что УСХФЗ — градообразующее предприятие, у которого есть долг на сумму 117 млн рублей перед местным бюджетом. Так что 45 млн рублей — это существенная сумма для предприятия. В начале этого года иск о банкротстве УСХЗ подали Межрайонная инспекция №18 по Иркутской области и ООО «АСТ».
Существует еще шесть судебных споров, по которым взыскана задолженность с «Гротекс» в пользу УСХФЗ. Это споры о взыскании оплаты за другие поставки по тому же договору. Общая сумма, взысканная с «Гротекса», превышает 76 млн рублей. «Кроме того, УСХФЗ безуспешно пытался взыскать 215 млн рублей убытков, якобы вызванных отказом «Гротекса» от исполнения этого же договора», — отмечает Сергей Бакешин, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal.
Деньги есть, но вы держитесь
Тем временем у ООО «Гротекс», которое выпускает жидкие лекарственные формы, дела идут неплохо. По данным СПАРК, выручка компании в 2019 году составила 8,3 млрд рублей, прибыль — 72,7 млн рублей.
«Учитывая активы и обороты «Гротекса», можно сказать, что задолженность в размере до 100 млн рублей не является для него критичной. Возможно, у компании такая стратегия — платить после вступления в силу решения суда», — говорит Карина Епифанцева.
Однако в 2020 году «Гротекс» судился также с другими контрагентами за меньшие суммы и заключил мировые соглашения. «В данном случае мировое даже не было предложено. Между тем доли в ООО «Гротекс» заложены в Сбербанке и Газпромбанке. Отсюда можно предположить, что предприятие закредитовано. Если это так, то подача на банкротство одним кредитором может повлечь цепную реакцию со стороны всех остальных, включая банки, что, безусловно, станет проблемой для должника», — полагает Карина Епифанцева.
Сергей Учитель, партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper, полагает, что в данном случае подачу заявления о банкротстве можно рассматривать как попытку УСХФЗ обозначить потенциальные намерения в отношении задолженности и оказать давление на должника. «Однако подача заявления о банкротстве при несоблюдении установленных законом требований является «юридическим фальстартом», — комментирует он.
По мнению Сергея Бакешина, ошибка истца заключается в том, что он подал в суд заявление о банкротстве, не дожидаясь истечения 15-дневного срока с момента публикации сообщения о намерении. «Поскольку УСХФЗ поторопился, заявление о банкротстве должно быть ему возвращено», — говорит Сергей Бакешин. По его мнению, если решения в пользу истца не будут отменены вышестоящими судами, «Гротекс», конечно же, погасит долги.
Справка «Нового проспекта»:
ООО «Гротекс» производит дженерики в жидкой форме. Компания создана основателем сети «Лента» Олегом Жеребцовым и сейчас активно развивается. Согласно СПАРК, компанией на 100% владеет кипрская «Неловия ЛТД».
В прошлом году «Гротекс» открыл на своем предприятии в Петербурге биотехнологическое производство за 1,1 млрд рублей. А в 2022 году компания планирует запустить завод по выпуску твердых лекарственных форм за 3,5 млрд рублей для выпуска дженериков в области неврологии, ревматологии, гастроэнтерологии.
По данным компании DSM Group, в прошлом году емкость фармацевтического рынка России составила 2 трлн рублей (или 6 млрд упаковок). Рост по сравнению с 2019 годом составил 10% в стоимостном выражении, а в натуральном рынок сократился на 4%. При этом доля сегмента дженериков, в котором работает «Гротекс», составляет 60,8% от рынка.