Новый проспект
Статьи

Мусор за тридевять земель

Прочитано: 1374

Из Италии в Финляндию теперь едет не только вино, техника и духи, но и самый обычный бытовой мусор. С тех пор как прекратился импорт древесины из России, финские теплоэлектростанции испытывают сильный топливный голод — им нужно отапливать города, но бросить в печку нечего. Из сложного положения нашли выход на юге Европы.

Сломанные игрушки, битые тарелки и обрывки бумаги, собранные из урн и бачков где-нибудь в Риме или Неаполе, упаковывают в биомешки и везут за 2,5 тыс. км на север. Нет, финны не ищут в тюках золото или платину: все ценное, что можно переработать, уже извлечено. Заморский хлам просто бросают в печь, чтобы согреть дома.

Раньше финские теплоэлектростанции бросали в котлы местные отходы, а также древесину, значительная часть которой поставлялась из России. Поставки прекратились, и компаниям нынешней зимой пришлось срочно придумывать, как выйти из ситуации.

Днем с огнем

Vantaan Energia, одна из крупнейших в Финляндии энергетических компаний, привозит на свой завод мусор из далекой Италии уже несколько месяцев. Коммерческий директор Vantaan Energia Калле Патомери говорит, что отходы сейчас в стране на вес золота: «Для работы на полную мощность отечественного мусора нам не хватает. В этом году в Вантаа прибудет более 100 тыс. тонн из Италии». Это шестая часть всех отходов, которые ежегодно сжигает компания.

Правда, отсутствие поставок из России — не единственная причина дефицита. Количество собственных отходов в Финляндии также сократилось — в стране из-за кризиса замедлилась экономическая активность. Например, стали меньше строить, соответственно, и кучи отходов уже не растут как грибы после дождя.

Другие мусоросжигательные заводы Финляндии также привозят зарубежные отходы. Например, Lahti Energia в этом году планирует доставить из-за границы около трети необходимого ей топлива — и отходы, и древесину. «Потребность в топливе очень большая, живем буквально «впроголодь», — разводит руками генеральный директор Lahti Energia Йоуни Хайкарайнен.

Смена направлений

Еще пару лет назад Финляндия сама вывозила за границу сотни тысяч тонн мусора — в Швецию и Эстонию, потому что не справлялась с их переработкой. Если захоронить отходы на свалке, они будут медленно разлагаться, выделяя огромное количество вредного газа метана, поэтому был взят курс на их максимальное использование. Но теперь не мощности в дефиците, а сами отходы.

Мусор из Италии возить выгодно, несмотря на огромное расстояние. Раньше считалось, что отправлять такой «товар» на расстояние больше 1 тыс. км не целесообразно, а теперь на это не обращают внимания. По составу мусор с юга Европы мало чем отличается от финского: это бытовые отходы, из которых удален пригодные для вторичной переработки материалы, например, металл. Они упакованы в экохолст, который сдерживает протечки и, насколько возможно, запахи.

А мусора у итальянцев — горы. Так, только Рим с его 4 миллионным населением производит в среднем около 4, 6 тыс. тонн в день, или около 140 тыс. тонн в месяц. Мощностей для его сжигания мало, потому что централизованное теплоснабжение в этой южной стране не распространено. «В Италии отходы хранятся годами. Их там столько, что Финляндии хватит на годы. Мы готовы к тому, что будем привозить мусор еще несколько лет», — объясняет Калле Патомери.

Кризис на руку

Финляндия — не единственная страна, куда Италия сплавляет отходы. Проблемы с утилизацией мусора у нее хронические, как панкреатит. В Риме спонтанные свалки можно увидеть даже в престижных районах. Кучи мусора привлекают не только чаек, но и кабанов. Так что кризис в северных странах итальянцам только на руку.

В год Италия отправляет за границу почти 0,5 млн тонн отходов. Больше всего тюков с хламом идет в Австрию, недавно в маршрутных листах появились и Нидерланды. Так, только из Рима в Амстердам поезда вывозят около 40 тыс. тонн в год. Этого хватает для обогрева 30 тыс. домов в столице Нидерландов.

В отличие от обычного импорта, за мусор платит не получатель, а поставщик: Риму каждая отправленная тонна отходов обходится в 200 евро. Деньги не большие, но за три года — на этот срок заключен договор — набежит 28 млн евро. Отправку мусора за рубеж планируется продолжать до 2026 года, пока в итальянской столице не запустят завод по переработке отходов.


мусор Финляндия топливо
Другие статьи автора Читайте также по теме
Финляндия закрыла почти все пункты пропуска на границе с Россией до конца февраля, чтобы решить проблему беженцев, но приобрела другую проблему в виде транспортного коллапса. В итоге уже к Рождеству границу могут открыть. Художник «Нового проспекта» рад, что восторжествовал здравый смысл.
Правительство Финляндии на внеочередном заседании в четверг решило закрыть часть восточной границы Финляндии. Пункты пересечения границы в Ваалимаа, Нуйямаа, Иматре и Ниирала перестанут работать с 18 ноября 2023 года, то есть уже в ночь на субботу.
Финский лесопромышленный концерн Metsä продает свои предприятия по заготовке и переработке древесины в Ленобласти. Участники рынка считают, что дисконт при продаже будет значительным.

Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки