Мусор за тридевять земель
Из Италии в Финляндию теперь едет не только вино, техника и духи, но и самый обычный бытовой мусор. С тех пор как прекратился импорт древесины из России, финские теплоэлектростанции испытывают сильный топливный голод — им нужно отапливать города, но бросить в печку нечего. Из сложного положения нашли выход на юге Европы.
Сломанные игрушки, битые тарелки и обрывки бумаги, собранные из урн и бачков где-нибудь в Риме или Неаполе, упаковывают в биомешки и везут за 2,5 тыс. км на север. Нет, финны не ищут в тюках золото или платину: все ценное, что можно переработать, уже извлечено. Заморский хлам просто бросают в печь, чтобы согреть дома.
Раньше финские теплоэлектростанции бросали в котлы местные отходы, а также древесину, значительная часть которой поставлялась из России. Поставки прекратились, и компаниям нынешней зимой пришлось срочно придумывать, как выйти из ситуации.
Днем с огнем
Vantaan Energia, одна из крупнейших в Финляндии энергетических компаний, привозит на свой завод мусор из далекой Италии уже несколько месяцев. Коммерческий директор Vantaan Energia Калле Патомери говорит, что отходы сейчас в стране на вес золота: «Для работы на полную мощность отечественного мусора нам не хватает. В этом году в Вантаа прибудет более 100 тыс. тонн из Италии». Это шестая часть всех отходов, которые ежегодно сжигает компания.
Правда, отсутствие поставок из России — не единственная причина дефицита. Количество собственных отходов в Финляндии также сократилось — в стране из-за кризиса замедлилась экономическая активность. Например, стали меньше строить, соответственно, и кучи отходов уже не растут как грибы после дождя.
Другие мусоросжигательные заводы Финляндии также привозят зарубежные отходы. Например, Lahti Energia в этом году планирует доставить из-за границы около трети необходимого ей топлива — и отходы, и древесину. «Потребность в топливе очень большая, живем буквально «впроголодь», — разводит руками генеральный директор Lahti Energia Йоуни Хайкарайнен.
Смена направлений
Еще пару лет назад Финляндия сама вывозила за границу сотни тысяч тонн мусора — в Швецию и Эстонию, потому что не справлялась с их переработкой. Если захоронить отходы на свалке, они будут медленно разлагаться, выделяя огромное количество вредного газа метана, поэтому был взят курс на их максимальное использование. Но теперь не мощности в дефиците, а сами отходы.
Мусор из Италии возить выгодно, несмотря на огромное расстояние. Раньше считалось, что отправлять такой «товар» на расстояние больше 1 тыс. км не целесообразно, а теперь на это не обращают внимания. По составу мусор с юга Европы мало чем отличается от финского: это бытовые отходы, из которых удален пригодные для вторичной переработки материалы, например, металл. Они упакованы в экохолст, который сдерживает протечки и, насколько возможно, запахи.
А мусора у итальянцев — горы. Так, только Рим с его 4 миллионным населением производит в среднем около 4, 6 тыс. тонн в день, или около 140 тыс. тонн в месяц. Мощностей для его сжигания мало, потому что централизованное теплоснабжение в этой южной стране не распространено. «В Италии отходы хранятся годами. Их там столько, что Финляндии хватит на годы. Мы готовы к тому, что будем привозить мусор еще несколько лет», — объясняет Калле Патомери.
Кризис на руку
Финляндия — не единственная страна, куда Италия сплавляет отходы. Проблемы с утилизацией мусора у нее хронические, как панкреатит. В Риме спонтанные свалки можно увидеть даже в престижных районах. Кучи мусора привлекают не только чаек, но и кабанов. Так что кризис в северных странах итальянцам только на руку.
В год Италия отправляет за границу почти 0,5 млн тонн отходов. Больше всего тюков с хламом идет в Австрию, недавно в маршрутных листах появились и Нидерланды. Так, только из Рима в Амстердам поезда вывозят около 40 тыс. тонн в год. Этого хватает для обогрева 30 тыс. домов в столице Нидерландов.
В отличие от обычного импорта, за мусор платит не получатель, а поставщик: Риму каждая отправленная тонна отходов обходится в 200 евро. Деньги не большие, но за три года — на этот срок заключен договор — набежит 28 млн евро. Отправку мусора за рубеж планируется продолжать до 2026 года, пока в итальянской столице не запустят завод по переработке отходов.