Московских окон негасимый свет. Георгий Боос купил петербургские светодиоды
Поделитесь публикацией!

Московских окон негасимый свет. Георгий Боос купил петербургские светодиоды

Московских окон негасимый свет. Георгий Боос купил петербургские светодиоды
Один из крупнейших игроков рынка светотехники, холдинг «БЛ Групп» экс-губернатора Калининградской области и бывшего министра по налогам и сборам Георгия Бооса, завершает сделку по покупке производства светодиодной техники в Петербурге. Это позволит ему усилить свои позиции на рынке оборудования для городского уличного освещения.

ФАС России одобрила ходатайство ООО «Боос Лайтинг Групп» («БЛ Групп»), в котором компания просила разрешение приобрести 100% долей петербургского ООО «ЛЕД-Энергосервис» — производителя светодиодных светильников, принадлежащего корпорации «Роснано». Для «БЛ Групп» это будет уже третье и последнее приобретение активов «Роснано» в Петербурге, связанных одним производственным циклом. По данным СПАРК, в текущем году «БЛ Групп» стала владельцем 51% в ООО «ПК «Клевер» и увеличила свою долю в ООО «Оптоган» с 51% до 66,1% (совладельцем второй части пакета в обоих предприятиях остается «Роснано»). Все три предприятия находятся на Таллинском шоссе. 

«Сделка произойдет в короткие сроки, согласованные сторонами», — отметили в «Роснано». По оценке начальника аналитического отдела УК ЛМС Дмитрия Кумановского, стоимость активов ООО «ЛЕД-Энергосервис» могла составить более 100 млн рублей. 

«Роснано» может уходить

Как пояснили в «Роснано», «ЛЕД-Энергосервис» остается собственником имущественного комплекса на Таллинском шоссе, где размещаются ООО «Оптоган», ООО «ПК «Клевер», «ЛЕД-Энергосервис» и другие компании, выпускающие светотехническую продукцию. «После приобретения «ЛЕД-Энергосервиса», «БЛ Групп» фактически станет собственником указанного имущественного комплекса. При этом ООО «Оптоган» и ООО «ПК «Клевер» продолжат арендовать площади у ООО «ЛЕД-Энергосервис», — пояснили в пресс-службе «Роснано».

«Завершением любого проекта для «Роснано» является его продажа. Корпорация планирует выйти из проектов ООО «ПК «Клевер» и ООО «Оптоган» в сроки и на условиях, отвечающих интересам корпорации. Продажа ООО «ЛЕД-Энергосервис» — часть стратегии «Роснано» по выходу из проекта», — добавили в пресс-службе корпорации. 

В пресс-службе «БЛ Групп» подтвердили планы по покупке «ЛЕД-Энрегосервис» и рассказали о планах по модернизации всего производственного комплекса в Петербурге. К  концу этого года на предприятии «Клевер» заработает новое оборудование, которое позволит увеличить объем производства светодиодов с 30 до 100 млн единиц продукции в год. Это позволит полностью обеспечивать потребности российского рынка светильников для государственных и муниципальных нужд. В перспективе объемы выпуска планируется нарастить до 300 млн светодиодов в год и экспортировать продукцию в страны ЕАЭС.

Made in Russia

Участники рынка неавторизованно отмечают, что главный актив, ради которого «БЛ Групп» затеяла сделку, — это компания «Клевер», единственный в стране производитель светодиодных компонентов — ключевых устройств в светодиодных светильниках. «Возможно, при переговорах шла речь о том, что покупатель приобретает все три предприятия «Роснано». Кроме того, «БЛ Групп» будет проще управлять предприятиями, когда холдинг станет собственником производственных помещений, где работают компании», — предполагает собеседник «Нового проспекта».

«БЛ Групп» за счет покупки петербургских предприятий, в частности «Клевера», сможет полностью локализовать в стране производство светодиодных систем. Дело в том, что львиную долю светодиодных компонентов российские производители закупают за рубежом, в основном в Китае, поскольку там продукция и дешевле, и качественней. За счет покупки петербургских активов «БЛ Групп» обеспечивает себе доступ к тендерам, где серьезные преференции отдаются российским производителям с полной локализацией производства, в то время как другие отечественные производители, закупающие импортные светодиодные компоненты, попасть в реестр российских производителей Минпромторга не могут и преференций не получат», — поясняет один из местных участников рынка.

Дмитрий Кумановский считает, что для «БЛ Групп» логично покупать все активы по выпуску светодиодов «Роснано» в Петербурге. «Компания уже несколько лет активно участвует в региональных госпрограммах по развитию уличного и дорожного освещения. Фактически холдинг расширяет и укрепляет свои позиции в городе», — считает Кумановский. По данным, отраженным в СПАРК, компания «Светосервис СПб», входящая в «БЛ Групп», только с начала 2020 года выиграла тендеры на освещение различных трасс в Петербурге на сумму более 850 млн рублей. 

Кто несет свет

«Объем основных сегментов рынка светотехники (лампы, профессиональные и бытовые светильники) в России в 2019 году составил 140–150 млрд рублей. При этом в сегменте профессиональных светильников (включая устройства для наружного освещения) доля светодиодной техники составляет 90%. А в «бытовом» сегменте она намного меньше и достигает 35%», — комментирует Сергей Боровков, генеральный директор аналитической компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг». С учетом пандемии и других негативных явлений мы ожидаем, что в 2020 году рынок светотехники сократится на 5-7%. При благоприятном развитии событий (то есть при окончании пандемии) рост сегмента в 2021 году может составить 10%, считает он.

Основными предпосылками для роста рынка  Сергей Боровков  называет реализацию крупных инфраструктурных проектов, госполитику, направленную на развитие энергосберегающих технологий, стимулирование российских производителей (субсидии, спрос на "Сделано в России" через госзакупки), а также строительство жилой и нежилой недвижимости.

В сегменте светодиодной техники основными игроками рынка являются компании МСК «БЛ ГРУПП», МГК «Световые технологии», «Вартон», «ЛЕД Эффект», CSVT, LEDEL, а также компании, которые импортируют светотехнику:Signify, Jazzway, Navigator и другие. 

Светодиодная техника отечественного производства занимает около половины рынка, также значительная часть продукции импортируется из Китая, оценивает Дмитрий Кумановский. «Этот сегмент в России уже практически насыщен из-за повсеместного применения энергосберегающих технологий; российские производители будут стараться вытеснять импорт и выходить на зарубежные рынки», — добавляет аналитик. 

В текущем году всем производителям светотехники пришлось несладко, отмечают участники рынка. «С учетом пандемии и других негативных экономических явлений в 2020 году рынок светотехники сократится на 5–7%», — говорит руководитель департамента стратегических проектов холдинга GS Group Андрей Мартынов.

«В этом году было отменено рекордное количество контрактов по энергосервису на сумму более чем 10 млрд рублей. На 10–15%упали продажи у производителей светильников. Помимо пандемии на рынок сильно повлияло изменение законодательной базы и критериев отнесения светодиодов и светильников к продукции, произведенной на территории РФ. Сейчас производство замедлилось, предприятия приводят продукцию в соответствие с требованиями законодательства. Этот процесс завершится в следующем году, после чего следует ожидать восстановления объемов производства под госзаказ», — поясняет Андрей Мартынов. 

«При благоприятном развитии событий (то есть при окончании пандемии) рост рынка светотехники может составить в 2021 году около 10%», —  считает Сергей Боровков. «Сегмент светодиодных систем также может вырасти в следующем году на 10% при оптимистичном сценарии, прежде всего за счет госсектора и дешевого сегмента китайских производителей в рознице», —  полагает Андрей Мартынов.

По мнению Сергея Боровкова, основными предпосылками для роста рынка светотехники, в том числе светодиодной, будет также реализация крупных инфраструктурных проектов, стимулирование российских производителей (субсидии, спрос на «Сделано в России» через госзакупки), строительство жилой и нежилой недвижимости.

Справка «Нового проспекта»: 

Международная светотехническая корпорация «Боос Лайтинг Групп» занимается проектированием, производством, монтажом световых систем; включает семь производственных предприятий, в том числе в Германии и Испании. Выручка головной компании, ООО «МСК БЛ Групп», в 2019 году превысила 7 млрд рублей, собственник холдинга — Георгий Боос, по данным СПАРК.

СМИ называют владельца компании выходцем из команды бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Георгий Боос с 1995 по 2010 год занимался политикой, был депутатом Госдумы, министром и губернатором Калининградской области. Его холдинг «БЛ Групп» начинался в 1990-х. Боос создал светотехническое предприятия «Светосервис», которое при Лужкове стало крупнейшим подрядчиком в сфере городского освещения в Москве.

Компании «Клевер», «Оптоган» и «ЛЕД-Энергосервис» были созданы предпринимателями Алексеем Ковшом, Максимом Одноблюдовым и Владиславом Бугровым. В 2008–2009 годах они привлекли в соинвесторы «Роснано» и «Онэксим» Михаила Прохорова. Позже из-за разногласий с «Роснано» и «Онэксимом» основатели вышли из этого бизнеса.

Возврат к списку