Морские ворота закрываются. Балтика уже без контейнеров, но пока с нефтью
Грузооборот портов Балтики за март снизился на 8% до 18,6 млн т. И это не предел. Петербург ожидаемо теряет статус одного из крупнейших морских портовых центров России. Причем этот процесс по некоторым видам грузов может оказаться необратимым.
Администрация морских портов Балтийского моря опубликовала итоги работы портов за I квартал и за март текущего года.
В целом за I квартал грузооборот портов на Балтике показал небольшой рост — 2%. Но за март на фоне спецоперации на Украине и новых санкций против России снижение составило уже 8%. За месяц грузооборот снизился до 18,6 млн т.
Значительней всего пострадал морской порт Санкт-Петербург: здесь грузооборот в марте 2022 года просел на 41%, до 3,1 млн т. В частности, на 50% сократилась обработка контейнерных грузов, на 60% — навалочных и почти на 30% — генеральных грузов. При этом на 23% выросла перевалка насыпных грузов.
«Такой результат у порта Санкт-Петербург ожидаем. Там значительную долю занимали контейнерные перевозки, а именно они пострадали сильнее всего из-за отказа работать с Россией международных логистических операторов», — поясняет глава аналитического отдела ИАА «Портньюс» Виталий Чернов.
«В марте крупнейшие судоходные компании (MSC, Maersk и CGM) объявили о прекращении работы с Россией. На них приходилось до 70% морского грузооборота Петербурга», — напоминает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал».
Кто упал и кто подрос
Порт в Усть-Луге показал гораздо меньше падение за март — всего на 3%, до 8,2 млн т за месяц. В частности, на 26% сократилась обработка навалочных грузов (руда, уголь, удобрения). Объем контейнерных перевозок снизился на 86%, однако рост на 16% показали наливные и генеральные грузы. Почти втрое увеличились объемы обработки грузов на паромах.
Незначительное снижение (на 6%, до 1,2 млн т) за март показал порт Высоцк. Здесь на 9% просела перевалка наливных грузов, но выросла обработка навалочных грузов.
Артем Тузов отмечает, что по некоторым направлениям портам на Балтике удалось даже нарастить перевалку из-за действий руководства стран Балтии. «Для большинства экспортируемых из РФ и Белоруссии товаров основными портами были порты Прибалтики. Прибалтийские страны с особым цинизмом относятся к собственной портовой инфраструктуре — они закрыли порты для грузов из России и Белоруссии. Литва, как самая прогрессивная страна, добилась еще и того, что оказалась вычеркнута Китаем из Таможенного реестра. В результате грузы, которые раньше шли в порты Прибалтики, теперь идут в порты Петербурга и не только», — поясняет он.
«Кроме того, рост оборотов за март показали порты, которые в основном занимаются перевалкой наливных грузов — нефти и нефтепродуктов (например, порт в Приморске), поскольку в марте санкции против российской нефти вводили только США и Великобритания», — комментирует Виталий Чернов. В частности, увеличил на 15% грузооборот наливной порт в Приморске (до 4,8 млн т за месяц). Кроме того, положительная динамика в 19% (до 53 тыс. т) оказалась у порта в Выборге (за счет навалочных грузов).
В Калининграде положительная динамика в 39% до 1 млн т обеспечена перевалкой грузов на паромах, а также наливных и насыпных грузов.
Без света в конце тоннеля
В целом участники рынка и аналитики дают пессимистичные прогнозы по поводу грузооборота в портах Балтики. Генеральный директор группы «Дело» Дмитрий Паньков на этой неделе заявил, что падение объемов перевалки контейнеров в морских портах Северо-Западного бассейна в мае может составить 95%, если на рынок не зайдут морские перевозчики.
«Конечно же, больше всего пострадал и пострадает Северо-Запад. Мы берем круг клиентов, которые есть сейчас, и отнимаем те линии, которые ушли из региона или вообще из России. Эта потеря в объеме составляет около 90-95%», — отметил Дмитрий Паньков.
С прогнозами коллеги согласен Александр Головизнин, директор по направлению аналитика и логистика ООО «Морстройтехнология»: «Думаю, размеры сокращения грузооборота контейнерных грузов будут понятны уже в мае-июне. Пока же еще какие-то поставки осуществляются. Также можно ожидать и постепенного снижения перевалки угля в портах Балтики, ориентировочно в течение 2 месяцев».
О том, что поставки угля могут сократиться, говорит и Виталий Чернов. Примерно такая же перспектива, по его прогнозу, и у минеральных удобрений.
«Однако, возможно, ситуация с удобрениями будет чуть получше: цены на них фантастические, проблема только с доставкой. Если решить вопрос с флотом для доставки удобрений в Бразилию и Китай, этот сегмент просядет несильно», — комментирует Александр Головизнин.
Капля оптимизма в море стресса
Что касается дальнейших перспектив развития сегмента, то, к сожалению, по мнению экспертов, Петербургу будет сложно вернуть себе лидирующие позиции по объемам контейнерных грузов. «Этот процесс может быть необратимым. Но, возможно, в какой-то мере позже получится восстановить перевалку угля», — считает Александр Головизнин.
Однако повод для оптимизма находит Артем Тузов. «Отказ ЕС и других стран от продукции из России ломает цепочки мирового спроса на ресурсы. Они начинают дорожать. И за ресурсами из России выстраиваются новые покупатели, которые забирают объемы, от которых отказались другие страны. Так что после периода адаптации, который продлится 3-6 месяцев, можно ожидать возврата к росту перевалки», — рассуждает он.
По предположению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, восстановление нормальной работы портов региона при оптимистичном сценарии может занять несколько месяцев. Но, скорее всего, на это потребуется больше времени.
«Динамика грузооборота портов Балтики в текущем году может сильно меняться. И не только из-за ситуации с удобрениями. Уже в августе перевозки угля в ЕС упадут практически до нуля (запрет на его импорт из РФ ЕС отложил до августа). А до августа страны ЕС будут наоборот, стараться купить как можно больше, что может привести к увеличению объемов его перевозок в ближайшие несколько месяцев. Также должны упасть перевозки рыбы и морепродуктов, по причине запрета на их экспорт из РФ странами коллективного Запада. Ну и самое серьезное, что может произойти, это запрет на импорт российских нефтепродуктов в страны ЕС, который сейчас активно ими обсуждается. На перевозки наливных грузов приходится более половины всего грузооборота балтийских портов», — заявили аналитики «Фридом Финанс».
Отраслевые эксперты вспоминают, что примерно год назад совладелец Трансмашхолдинга (ТМХ) Андрей Бокарев предложил президенту Владимиру Путину поддержать проект редевелопмента Большого порта Санкт-Петербург стоимостью 440 млрд рублей, который предполагает перенос всех портовых мощностей в Усть-Лугу и строительство на освободившейся территории жилья. Тогда все аналитики и участники рынка единодушно сказали, что перенос портовых мощностей невозможен. Однако в нынешних реалиях, быть может, проект ТМХ выглядит реалистичным. С учетом снижения грузооборота мощности порта Санкт-Петербург можно будет практически безболезненно перенести на другую площадку.